Файл: Рудич пособие с рисунками.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.05.2024

Просмотров: 329

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предпринимательская и инновационная деятельность

Оглавление

Тема 1. Особенности российского предпринимательства в условиях модернизации экономики России

Тема 2. Экономическая сущность и содержание инновационной деятельности и предпринимательства в социально-культурной сфере

Тема 3. Инновации как ресурс развития предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере

Тема 4. Инновационное предпринимательство в социально-культурной деятельности: система, взаимосвязи, классификация, виды.

Тема 5. Предпринимательская деятельность как творчество

Тема 6. Организация финансовой деятельности учреждения культуры в социально-культурной деятельности и оценка эффективности инновационной и предпринимательской деятельности учреждений скс

Тема 7. Личность и качества менеджера по инновациям и предпринимателя в социально-культурной сфере и индустрии досуга.

Заключение

Список рекомендуемой литературы

«Предпринимательская и инновационная деятельность в сфере культуры и искусства»

15. Выберите все правильные ответы:

33. Дополните:

46.Дополните:

52.Составьте рейтинг в баллах:

53. Выберите правильный ответ:

- знания методов научного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования предпринимательской деятельности в СКД и ИД;

- эффективной реализации концепции государственной культурной политики в процессе организации предпринимательской деятельности в СКД и ИД;

- ведения финансово-экономической и хозяйственной предпринимательской деятельности учреждений и организаций культуры, искусства и индустрии досуга;

- организации творческо-производственной работы и художественного руководства в предпринимательской деятельности в СКД и ИД;

-разработки методических пособий, учебных планов и программ предпринимательской деятельности.

В профессиональном цикле дисциплин данный курс входит в вариативную часть дисциплин профилизации, его содержание определяет процесс освоения управленческих знаний, умений и навыков, необходимых в предпринимательской и инновационной деятельности учреждений культуры и искусства. Дисциплина формирует прикладной характер знаний, умений и навыков, полученных при изучении курсов «Основы менеджмента», «Технологии менеджмента СКД», «Социокультурное проектирование».

Структура данного учебного пособия отражает различные аспекты предпринимательской деятельности: ее сущность, теоретические концепции, конкретные примеры практической предпринимательской деятельности в культуре и искусстве, приведены конкретные образцы документов отражающих деятельность.

Оно ознакомит студентов, руководителей и специалистов организаций культуры и искусства с закономерностями и практической предпринимательской деятельностью.

Надеемся, что изучающим данные материалы будет интересна эта тема в силу своей актуальности, а также расширения знания и возможностей каждого из работников социально-культурной сферы. Это дает гарантию свободного творчества и, в конечном счете, дохода.


Тема 1. Особенности российского предпринимательства в условиях модернизации экономики России

1.Эволюция взглядов, определение понятий и цели предпринимательской деятельностиВ России определение категории «предпринимательство» было дано в Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. Под предпринимательской деятельностью понималась инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли, осуществляемая гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия. Уточнения и дополнения понятие «предпринимательство» получило с введением в действие ГК РФ [1 с.1], где определены основные черты и особенности предпринимательства:

- это самостоятельная деятельность дееспособных граждан и их объединений;

- это инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение потребностей других лиц и общества;

- это деятельность рискованная;

- это не разовая сделка, это процесс, направленный на систематическое извлечение прибыли ( дохода) законным путем;

- это деятельность, осуществляемая физическими лицами,

зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридическими лицами в установленном гражданским законодательством порядке.

Предметом предпринимательской деятельности должны быть только разрешенные законом или лицензией сферы.

Целью предпринимательства является организация производства товаров и реализация их другим субъектам рынка, выполнение работ и оказание разнообразных услуг потребителям.

Цели создания предпринимательской единицы:

- практическое применение разнообразного потенциала организации

(имущественного, производственного, коммерческого, финансового, трудового, интеллектуального,) для создания, переработки, перепродажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, востребованных на рынке;

- легализация фактически осуществляемой предпринимательской деятельности;

- создание предпринимательской организации, которая впоследствии могла бы выступать в качестве учредителя других предпринимательских фирм;


- создание предпринимательской организации на перспективу( см. рис. 1.1.)

Я бы оставила этот текст, т.к. он носит пояснительный характер или дала пересказом, иначе повисает выделенное название.

П.3. Текст не вмещается, но надо дополнить : в качестве учредителя других фирм.

Рис. 1.1.Система целей предпринимательской деятельности

По мнению А. В. Бусыгина, ни за рубежом, ни у нас пока не создана общепринятая экономическая теория предпринимательства, хотя потребность в такой теории давно уже стала весьма насущной. «Три волны» развития теории предпринимательской деятельности – так условно можно охарактеризовать процесснаучного осмысления практики предпринимательства[22] .

«Первая волна», которая возникла еще в XVIII веке, была связана с концентрацией внимания на предпринимательских рисках. «Вторая волна» в научном осмыслении предпринимательства связана с выделением инновационности как его основной отличительной черты.Теоретические изыскания «Третьей волны» направлены на особыеличностные качества предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей) на роли предпринимательствакак регулирующего и уравновешивающего начала в экономической системе.

Современный этап развития теории предпринимательстваможно отнести к «четвертой волне», появление которой связывается с переносом акцента научного анализа на управленческий аспект действий предпринимателя, следовательно, – с переходом на междисциплинарный уровень понимания проблем предпринимательства.

В силу сказанного выше А. В. Бусыгин дает определение предпринимательства. По его мнению - предпринимательство особый вид экономической активности (под которой понимается целесообразная деятельность, направленная на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее [22].

Это есть особая экономическая активность, которая представляет собой одну из формучастия индивида в общественном производстве и способа получения финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи .


Известно, что формами участия индивида в общественном производстве являются одна общественная функциональная обязанность или их комбинация, в соответствии с которой он выступаетв качестве:

- собственникакаких-либо объектов, недвижимости и т.д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственник предприятия или дома, сдаваемого в аренду и т.д.);

  • наемного работника, продающего свою рабочую силу (токарь на заводе, учитель в школе и т.д.);

  • индивидуального производителя («свободный» художник, живущий на доходы от реализации своих произведений, или водитель, использующийличныйавтомобиль в качестве такси и живущий на доходы от такой деятельности, и т.д.);

  • государственного или муниципального служащего;

  • менеджера (управляющий чужим предприятием);

  • пенсионера(пассивная форма участия в общественном производстве как следствие прошлой активности);

  • учащегося или студента(как подготовительный этап к участию в будущем общественном производстве в какой-либо конкретной форме);

  • безработного(как вынужденная форма неучастия или приостановки участия в общественном производстве);

  • занятого оборонно-охранной деятельностью (армия, милиция, госбезопасность);

  • вовлеченного в экономически преступную деятельность(рэкет, воровство и др.).

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей – результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

Начиная с конца 80-х годов сначала в СССР, затем и в России, по мнению многих авторов, происходит бурное развитие предпринимательства. А. Бусыгин [22] утверждает, что предпринимательство имеет следующие признаки:

- получение прибыли как основной мотив этой деятельности ;

- свобода и автономность в принятии решений предпринимателем;

- самостоятельность, выражающаяся в личном риске и ответственности предпринимателя.

Он считает, что предприниматель как лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, входит в особый слой общества – бизнес-слой. Формирование этого слоя происходит вместе с развитием предпринимательства.

Бизнес-слой – общее понятие, объединяющее тех, в той или иной степени занят в каком-либо деле (бизнесе), начиная с классических предпринимателей и кончая наемными работниками, в свободное время тоже пытающимися «делать деньги». Этот слой включает в себя всю совокупность субъектов производительной коммерческой и финансовойдеятельности, осуществляемой на базе автономно принимаемых решений и с целью получения прибыли.


Утверждая что, этот слой далеко не однороден по составу,

А . Бусыгин выделяет в нем несколько основных бизнес - групп:

  • предприниматели– частные собственники, преимущественно менеджеры предприятий и фирм, лично управляющие последними, не совмещающие эту деятельность с работой по найму;

  • самозанятые – лица, занятые мельчайшим предпринимательством на базе индивидуальной трудовой деятельности с помощью собственных средств производства;

  • бизнесмены-менеджеры– наемные директора мелких и средних предприятий, главным образом акционированного и частного секторов экономики, совмещающие управленческую работу по найму с ведением собственного бизнеса;

  • полупредприниматели– наемные работники, в основном акционированного и частного секторов экономики, не выполняющие управленческих функций и совмещающие основную работу с тем или иным видом предпринимательства;

  • менеджеры-совладельцы– хозяйственные руководители мелких и средних акционированных предприятий, работающие по найму, но вместе с тем располагающие пакетами акций управляемых предприятий;

  • «классические» менеджеры– хозяйственные руководители, управляющие государственными или частными предприятиями на основе найма.

Как видим, автор данной работы имеет в виду только представителей материальной и коммерческой сферы. В силу этого он рассматривает этот вид человеческой деятельности только с позиции ориентации на прибыль. В приведенном перечне основных признаков предпринимательства и предпринимателя не выделенряд важнейших характеристик:

  • риск;

  • новаторство, установка на развитие дела, то есть с позиции менеджмента качества - «непрерывное улучшение»,

  • самореализация личности, Со-Творчество, дар жизни человеку с заложенным в него потенциалом,[24].

  • духовное развитие, как главная цель жизни человека,

  • социальная ответственность личности.

Нам представляется важным обстоятельство, выдвинутое А. Бусыгиным, которое объясняет небольшое число предпринимателей в общей структуре бизнес-слоя (11%). Оносостоит в том, что для многих представителей бизнес-слоя в условиях России сохранение должности (рабочего места) все еще играет защитно-вспомогательную роль – одним она служит социальным прикрытием, другим – способом накопления трудового стажа, третьим – страховкой на случай банкротства; четвертым – источником дефицитных ресурсов, деловых связей и льгот.