ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 213
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Лекция 1. Сфера культуры как отрасль национальной экономики
Различия между сферой культуры и сферой материального производства
2. Причины государственного финансирования деятельности в сфере культуры
4.3. Роль государства в сфере культуры
4.4. Финансирование деятельности в сфере культуры
4.4.1. Государственная и частная поддержка культурной деятельности
4.4.2. Организация государственного финансирования сферы культуры Прямое и косвенное финансирование
4.4.3. Формы государственного финансирования культурной деятельности
4.4.4. Особенности финансирования отраслей индустрии культуры
4.5. Сфера культуры в России и политика государства
4.5.1. Состояние сферы культуры в России
4.4.4. Особенности финансирования отраслей индустрии культуры
Возмещение затрат, связанных с изданием периодической печати, производством кинофильмов, радио- и телевещанием, обладает спецификой как по сравнению с другими видами деятельности в сфере культуры, так и по сравнению с воспроизводством в других секторах экономики. Суть этой специфики состоит в принципиальной необходимости использования разных источников и каналов возмещения затрат. Здесь недостаточно доходов от реализации создаваемых благ их непосредственным потребителям и субсидий государства. В числе необходимых источников финансирования присутствуют доходы от реализации услуг, не связанных с основным создаваемым продуктом (доходы от размещения рекламы), или доходы от распространения созданного продукта различными возможными способами (например, доходы от продажи видеокассет с фильмами, созданными для экранного показа).
Таблица 4.3. Структура доходов телевещательных компаний в различных
странах в 1992 г., %
Страна |
Источники доходов |
|||
|
реклама |
обязательная |
абонементы |
субсидии |
|
|
абонентская |
пользование |
|
|
|
плата за |
дополнитель- |
|
|
|
пользование |
ными |
|
|
|
общедоступны- |
|
|
|
|
ми каналами |
|
|
Великобритания |
61 |
36 |
3 |
0 |
Германия |
46 |
36 |
18 |
0 |
Испания |
80 |
0 |
7 |
13 |
Италия |
67 |
33 |
0 |
0 |
США |
57 |
0 |
42 |
1 |
Франция |
47 |
22 |
28 |
3 |
Россия |
|
|
|
|
(ВГТРК, 1997 г.) |
22 |
0 |
0 |
78 |
Источники: Les medias. Les Cahiers francais // La documentation Francaise. 1994. N 266. P. 84; Иванов ГЛ., Шустрое М.А. Экономика культуры. М.: ЮНИТИ, 2001. С. 67-68.
В табл. 4.3 представлена структура источников финансирования телевидения в разных странах. Средства, поступающие от самих зрителей в форме абонентской платы, взимаемой во многих странах со всех владельцев телевизоров, или в виде поступлений от приобретения абонементов, дающих право на пользование дополнительными каналами, в сумме с государственными и частными субсидиями не превосходит 54% общих доходов телекомпаний. В свою очередь, доля доходов от размещения рекламы составляет от 45 до 80% совокупных поступлений. В середине 1990-х гг. американские газеты получали от 65 до 80% доходов за счет платы рекламодателей.
В настоящее время создатели кинофильмов во всем мире, за редкими исключениями, не могут покрыть произведенные затраты за счет доходов от демонстрации этих фильмов в кинотеатрах. В США в середине 1990-х гг. поступления от кинопоказа составляли лишь четверть доходов кинокомпаний. Остальное они получали от продажи прав на демонстрацию своих кинофильмов по эфирному и кабельному телевидению, от реализации видеокассет, CD, сувенирной продукции. Структура источников финансирования кинематографа существенно меняется во времени, отражая появление новых форм культурной деятельности и средств распространения культурных благ и соответствующие сдвиги в структуре потребительского спроса. Так, еще в середине 1980-х гг. поступления от демонстрации фильмов в кинотеатрах обеспечивали три четверти доходов американских кинокомпаний.
4.5. Сфера культуры в России и политика государства
4.5.1. Состояние сферы культуры в России
На начало 2001 г. в Российской Федерации насчитывалось 547 профессиональных театров, в том числе 65 - оперы и балета, 318 - драматических и музыкальной комедии, 151 - кукольных и юного зрителя, 264 концертные организации и самостоятельных филармонических коллектива, 62 цирка, 2047 музеев, 51,2 тыс. общедоступных библиотек, 54,8 тыс. учреждений культурно-досугового типа (дворцы культуры, клубы, центры досуга и т.п.), 542 парка культуры и отдыха. Количество недвижимых памятников истории и культуры, охраняемых государством, составило 84,9 тыс.
Таблица 4.4. Показатели развития сферы культуры
|
1960 г. |
1970 г. |
1980 г. |
1990 г. |
1995 г. |
2000 г. |
Театры |
288 |
310 |
324 |
382 |
470 |
547 |
Посещаемость театров на |
474 |
535 |
512 |
375 |
213 |
212 |
1000 населения |
|
|
|
|
|
|
Музеи |
492 |
582 |
740 |
1315 |
1725 |
2047 |
Посещаемость музеев на |
278 |
497 |
636 |
971 |
509 |
504 |
1000 населения |
|
|
|
|
|
|
Библиотеки, тыс. |
69,1 |
61,6 |
62,1 |
62,6 |
54,4 |
51,2 |
Численность читателей |
|
|
563 |
487 |
407 |
410 |
библиотек на 1000 населения |
|
|
|
|
|
|
Культурно - досуговые |
73,5 |
78,7 |
77,5 |
73,2 |
59,9 |
54,8 |
учреждения, тыс. |
|
|
|
|
|
|
Количество мест в культурно- |
|
|
98,0 |
90,4 |
74,6 |
73,6 |
досуговых учреждениях на |
|
|
|
|
|
|
1000 населения |
|
|
|
|
|
|
Количество стационарных |
64,3 |
96,7 |
87,7 |
60,2 |
34,4 |
18,0 |
киноустановок, тыс. |
|
|
|
|
|
|
Количество посещений |
19 |
22 |
18 |
11 |
0,5 |
0,3 |
киносеансов в среднем на |
|
|
|
|
|
|
одного жителя |
|
|
|
|
|
|
Количество газет (изданий) |
4474 |
4445 |
4413 |
4808 |
5101 |
5758 |
Разовый тираж газет, млн. экз. |
25 |
45 |
120 |
166 |
122 |
109 |
Количество журналов и других |
2361 |
4133 |
3960 |
3681 |
2471 |
3570 |
периодических изданий |
|
|
|
|
|
|
Годовой тиражжурналов и |
649 |
2060 |
2488 |
5010 |
299 |
607 |
других периодических |
|
|
|
|
|
|
изданий, млн. экз. |
|
|
|
|
|
|
Количество наименований |
49 |
50 |
50 |
41 |
34 |
60 |
изданных книг и брошюр, тыс. |
|
|
|
|
|
|
Тираж изданных книг и |
990 |
1059 |
1393 |
1553 |
475 |
471 |
брошюр, млн. экз. |
|
|
|
|
|
|
Источник: Российский статистический ежегодник. 2001. М. Госкомстат России, 2001. С. 259-265.
Сеть организаций, занимающихся исполнительским искусством, сохранением культурного наследия, клубной деятельностью, формировалась в советское время (табл. 4.4) как сеть государственных учреждений и учреждений, принадлежащих государственным предприятиям. Она строилась в соответствии с определенными принципами и нормативами размещения учреждений культуры. Для городов разной численности и разного статуса (районный центр, город областного подчинения, областной центр, центр автономной республики, столица союзной республики) предусматривался свой определенный минимальный набор учреждений культуры.
Пользование библиотеками и ряд услуг культурно-досуговых учреждений были бесплатными для населения. Цены на входные билеты в музеи, на театральные спектакли и филармонические концерты устанавливались на низком уровне, обеспечивающем доступность этих видов культурной деятельности. Государственные театры, концертные организации, музеи, массовые библиотеки и клубные учреждения финансировались из государственного бюджета по смете доходов и расходов. Расходы на содержание культурно-досуговых учреждений и библиотек, принадлежавших предприятиям и колхозам, покрывались за счет их собственных средств.
В переходный период от плановой к рыночной экономике вышеуказанные отраслевые системы эволюционировали в разных направлениях. Если общее число библиотек, культурно-досуговых учреждений, парков культуры и отдыха уменьшалось, то сеть театров и музеев, наоборот, расширялась (табл. 4.4). Особенностью организации театрального дела в нашей стране в период социализма было использование исключительно модели репертуарного театра (модели МХАТа). С конца 1980-х гг. в стране появилось несколько тысяч небольших по размеру театральных студий, часть которых стала профессиональными репертуарными театрами. Одновременно получила развитие другая, широко применяемая в мире модель организации театральной деятельности - антреприза.
Вместе с тем показатели посещаемости всех видов учреждений культуры в последнее десятилетие снижались. Основными причинами этого стали бурное развитие аудиовизуальной техники, кабельного и спутникового телевидения, расширившие возможности многих людей потреблять культурные блага "на дому" и превратившие многие квартиры в "домашние учреждения культуры". Сыграли свою негативную роль также сокращение туризма внутри страны и ухудшение качественных характеристик благ, предлагаемых населению, обусловленное значительным уменьшением государственного финансирования сферы культуры.
Приватизация экономики затронула рассматриваемые секторы сферы культуры. Учреждения культуры, принадлежавшие приватизируемым промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, были частично переданы в муниципальную и государственную собственность, частично остались в собственности приватизированных предприятий, а некоторые культурно-досуговые организации стали самостоятельными хозяйственными обществами. В настоящее время профессиональные театры, филармонии, библиотеки, музеи, культурно-досуговые учреждения в подавляющей части остаются в рамках общественного сектора экономики и находятся в государственной или муниципальной собственности.
В отличие от деятельности в области исполнительских искусств и сохранения
культурного наследия, выпуск периодических изданий и книг, производство
аудиовизуальной продукции осуществляются теперь по преимуществу негосударственными организациями.
Общее количество издаваемых газет в нашей стране устойчиво растет в течение последних двадцати лет, но разовый тираж, достигнув пика в 1990 г., стал затем сокращаться (табл. 4.4). В 2000 г. выпускалось 5,8 тыс. газет, а их разовый тираж в расчете на 1000 населения составил 109 экз. Это соответствует показателям таких стран, как Италия, Мексика, Турция. Для сравнения: в США значение указанного показателя в два раза выше, в Великобритании - в три раза. Общий тираж издаваемых книг сократился за последние десять лет более чем в три раза. В 2000 г. было издано 471 млн. экз. Но количество наименований издаваемых книг стало расти в последние годы, достигнув в 2000 г. 60 тыс. Разнообразие издаваемых книг увеличивается, но средний тираж одного издания падает.
Таблица 4.5. Показатели деятельности отрасли кинематографии
|
1985 г. |
1991г. |
1995 г. |
2000 г. |
Выпуск полнометражных игровых |
119 |
375 |
51 |
51 |
фильмов |
|
|
|
|
В том числе с государственным |
119 |
24 |
35 |
37 |
финансированием |
|
|
|
|
Количество посещений киносеансов, |
2263 |
1323 |
80 |
42 |
млн. |
|
|
|
|