Файл: Экономика культуры лекции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 211

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Экономическая характеристика отрасли культуры

Отрасль культуры является составной частью народного хозяйства.

Под отраслью народного хозяйства понимается совокупность пред­приятий, учреждений и организаций, выполняющих в процессе обще­ственного воспроизводства одинаковые по социально - экономическому содержанию функции.

Отрасль культуры отличает разнородность видов и форм деятельнос­ти, с чем связано экономическое многообразие результатов культурной деятельности - от единичного производства средств культуры (костюм для актера) до массового (предметы для занятий живописью), от единичного предложения предметов культуры (оригинальное живописное полотно) до массового спроса подобной продукции (эстампы, альбомы репродукций, предметы народных художественных промыслов), от культурных услуг многократного повторения до услуг кинофестиваля, повторение которых невозможно.

Наиболее тесно сфера культуры связана с такими отраслями нацио­нальной экономики, как образование, наука, физическая культура и спорт, здравоохранение, социальное обеспечение, процесс производства в которых оказывает непосредственное воздействие на потребителя.

Остановимся на понятии общественного воспроизводства. Удовлетво­рение потребностей людей и само существование человеческого общества невозможны без систематического повторения и возобновления процесса производства материальных и духовных благ.

Экономические категории отрасли культура

Предметом труда в сфере культуры (т.е. тем, на что направлена «производственная» деятельность) является не металл, древесина или земля, как в материальной сфере, а человек, воспринимающий и использующий культурные ценности, блага и услуги с целью повышения уровня своего духовного развития и удовлетворения культурных потребностей.

Средствами труда — т.е. тем, с помощью чего осуществляется культурная работа с населением, являются в данном случае читальные, концертные, выставочные залы, музыкальные инструменты, кино- и видеоаппаратура, культтовары и т.п.

В роли продукта труда, изготовляемого для обмена, в сфере культуры выступает особый род творческой продукции — услуга.


Услуга — это социально-экономическое отношение, возникающее по поводу полезного действия труда, потребляемого как деятельность, или определенная целесообразная деятельность, существующая в форме полезного эффекта труда. При этом социально-культурная услуга существенно отличается от бытовых услуг, оказываемых в сфере обслуживания.

Социально-культурная услуга — это нематериальное благо, процесс, в котором участвует как производитель, так и потребитель, — в отличие от бытовой услуги, оказываемой в сфере обслуживания, где потребитель играет пассивную, а не активную роль, выступая в функции заказчика, а не активного соучастника процесса «изготовления» услуги. Культурная услуга, кроме того, способна серьезно воздействовать на личность потребителя, духовно формировать и видоизменять ее. Спецификой культурной услуги является и ее непосредственная связь с пространственно-временным фактором: она ока­зывается только в данное время и в данном месте, при этом культурные «продукты» производятся и потребляются одновременно.

Итак, особенностями социально-культурной услуги являются:

1) нематериальный характер производимого эффекта;

2) активное участие потребителя в производстве услуг;

3) воздействие эффекта от услуги на личность потребителя;

4) узкая пространственно-временная локализация оказания культурных услуг. Культурная деятельность, понимаемая как непрерывный творческо-производственный процесс «изготовления» культурных ценностей, благ и услуг, имеет три основные стадии:

а) создание;

б) распространение;

в) освоение.


Различия между сферой культуры и сферой материального производства

Сфера культуры

Сфера материального производства

Продукция имеет нематериальную природу.

Продукция имеет материальную природу.

Не поддается количественному измерению.

Поддается количественному измерению.

Индивидуальное производство.

Массовое, серийное производство.

Определяющее значение имеют внеэкономические факторы.

Определяющее значение имеют экономические факторы.

Обязательное условие — неповторимость, оригинальность каждого «продукта».

Стремление к унификации, одинаковому набору свойств в каждом изделии.

Эффект не ограничен во времени.

Эффект ограничен во времени.

Таким образом, культурные блага, формирующие и удовлетворяющие культурные потребности, по своему характеру неоднородны. Они различаются по степени материализации, способу удовлетворения культурных потребностей и по выполняемой ими функции.

Не менее важным является определение основных видов продуктов, создаваемых в культурной сфере.

]Так, О. Новотный и Я. Фишер разделяют культурные блага с последующей детализацией на:

1) материальные объекты формирования и удовлетворения культурных потребностей;

2) нематериальные объекты формирования и удовлетворения культурных потребностей (сюда относятся, как правило, культурные услуги).

Таблица 6.2

Классификация культурных благ по формированию и удовлетворению культурных потребностей

1. Материальные объекты и удовлетворения культурных потребностей

1.1. Средства культуры

1.1.1. Производственные (скрипка, фортепиано); 1.1.2. Информационные

1.2. Предметы культуры

1.2.1. Связанные с удовлетворением культурных потребностей; 1.2.2. Опосредующие фазы производства и потребления объектов культуры

2. Нематериальные объекты формирования и удовлетворения культурных потребностей

2.1. Услуги

Выполняющие функции передаточного механизма в культуре

2.2. Услуги

Выполняющие непосредственно культурные функции


Среди материальных объектов формирования и удовлетворения культурных потребностей (1) следует выделить:

1.1. средства культуры, которые, в свою очередь, делятся на:

1.1.1. «производственные» (скрипка, фортепиано, театральные костюмы и т. д.), т. е. с помощью которых идет производство культурных благ;

1.1.2. информационные (радиоприемники, телевизоры и т. д.). Некоторые информационные средства, такие, как магнитофон, могут использоваться и в качестве производственных средств, например в самодеятельном творчестве, при создании радиопередач и т. п.;

Отдельные производственные средства, представленные в пункте 1.1.1, одновременно можно рассматривать как произведения искусства (например скрипка работы Страдивари), и тогда их, несмотря на материальную сущность, нужно считать продуктом духовного производства, выполняющих функцию предмета культуры.

1.2. предметы культуры (например, картины и т. д.). К ним относятся все произведения искусства, существующие отдельно от художественной деятельности создающего их художника, которые могут обращаться как пригодные для продажи товары. Это продукты не материального производства (которые указаны в пункте 1.1), а духовного, но имеющие свое материальное воплощение.

Группу предметов культуры (1.2) можно разделить на:

1.2.1. предметы культуры, непосредственно связанные с удовлетворением культурных потребностей (например, художественные фильмы и т. д.);

1.2.2. предметы культуры, опосредующие фазы производства и потребления объектов культуры.

Между этими фазами имеет место материальное воспроизводство, которое представляет собой неизбежный этап процесса производства этих предметов, но само по себе не является культурной деятельностью. Типичным примером таких предметов культуры выступает книга. Ее производство на этапе авторского творчества и редакционно-издательского процесса есть культурная деятельность. Если речь идет не о каком-либо особом библиографическом издании, то на следующем этапе книга — есть продукт полиграфической промышленности, а этот этап является не культурной, а промышленной деятельностью.

Нематериальные объекты формирования и удовлетворения культурных потребностей (2) также разделяются на:

2.1. услуги, выполняющие функцию передаточного механизма в культуре (они имеют функциональное отношение к культурным потребностям как нематериальные средства культуры). К ним относятся: выдача книг в библиотеках, показ фильмов в кинотеатрах, прокат театральных костюмов и т. п. Именно к этой сфере (а не к сфере торговли) следует отнести продажу предметов художественного творчества, книг я т. п.;


2.2. услуги, выполняющие непосредственную культурную функцию, например, работа театрального актера, концерт исполнителя-виртуоза, деятельность руководителя профессионального хора, лекция ученого и т. п.

Часть этих объектов (1.1 и 2.1) лишь опосредованно обеспечивает формирование и удовлетворение культурных потребностей. Другая же часть указанных объектов непосредственно способствует их формированию и удовлетворению (1.2 и 2.2). Если производство и потребление (в экономическом смысле) объектов культурных потребностей ограничивалось бы рамками одной из этих подгрупп, то в отрасли культуры нарушилось бы равновесие в процессе воспроизводства.

О ресурсах в сфере культуры

Категория ресурсов имеет важное значение в определе­нии самого предмета экономики. Как известно, ресурсы все­гда ограничены, потребности же людей — безграничны. За­дачей экономики как раз и является исследование путей та­кого использования ограниченных ресурсов, при которых дос­тигается максимальное удовлетворение безграничных потреб­ностей общества.

Специфика социально-культурной сферы с точки зрения ее экономической характеристики проявляется прежде всего в особенностях ее ресурсного потенциала.

В отношении структуры ресурсной базы в сфере культуры отечественные ученые высказывают различные мнения.

Так, Л.И.Якобсон выделяет четыре вида ресурсов: трудо­вые, материальные, природные и информационные. Г.М.Галуцкий основывает свою классификацию ресурсов сферы куль­туры на другом принципе, подразделяя их на две группы:

а) ресурсы творческого производства (трудовые, материаль­ные, энергетические, финансовые и информационные);

б) ресурсы духовного восприятия (уровень культуры насе­ления и резерв свободного времени).2

На наш взгляд, подразделение ресурсного потенциала культуры на ресурсы воздействия и ресурсы восприятия в наибольшей степени отражает качественную специфику соци­ально-культурной сферы.

Специфические особенности производственных ресурсов в сфере культуры.

1. Предметом труда в сфере культуры является человек, и этот фактор оказывает решающее воздействие на структуру и характер ресурсной базы отрасли.

Так, в СКС в весьма ограниченном объеме представлен такой вид ресурсов, как сыри; и основные материалы (10-12% всех затрат), в то время как в промышленности на них при­ходится более 60%.