Файл: Экономика культуры лекции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 216

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Источник: данные Госкомстата России.

Наиболее драматичные изменения переживает кинематограф. В 1990-е гг. резко сократилось количество зрителей, посещающих киносеансы (табл. 4.5). Такая тенденция существует во всем мире, но у нас и во многих других странах с переходной экономикой отток зрителей из кинотеатров был очень сильным, и теперь по показателю количества кинопосещений на одного жителя (0,3 в 2000 г.) мы уступаем в несколько раз странам с развитой рыночной экономикой (Германия - 1,5 в 1995 г., Италия - 1,6 в 1995 г., США- 4,6 в 1994 г.). Одновременно с сокращением числа кинозрителей происходило вытеснение отечественных фильмов с киноэкранов страны. Так, в московских кинотеатрах в 1995 г. лишь 8% сеансов занимали российские фильмы, 73% - американские, 6% - французские и 9% - другие европейские фильмы[029]. Покупать и прокатывать зарубежные фильмы оказалось гораздо дешевле, чем вкладывать средства в производство отечественных кинокартин. Все эти факторы обусловили сокращение производства отечественных кинофильмов.

Единая государственная система телерадиовещания, существовавшая в СССР, была децентрализована. Вместо нее возникли федеральная телерадиокомпания "Останкино" и региональные и местные телерадиокомпании. Помимо них стали создаваться частные телерадиокомпании. В 1998 г. 1038 организаций имели лицензии на телевещание и 737 - на радиовещание. Среди них 601 - это государственные и муниципальные предприятия и учреждения, 1103 - коммерческие организации. В 1990-е гг. сократился объем вещания, непосредственно обеспечиваемый государственным телевидением. Первоначально вечернее время четвертого частотного канала было передано негосударственной телекомпании НТВ. Затем права вещания по шестому частотному каналу получила негосударственная компания ТВ-6. В 1995 г. вещание на первом частотном канале вместо государственной телекомпании "Останкино" стало осуществлять акционерное общество закрытого типа "Общественное российское телевидение" (ОРТ). Его учредителями, помимо государства, стал ряд негосударственных коммерческих структур. Тем самым был создан прецедент слияния государственного и частного финансирования телевещания. В 1996 г. указом президента четвертый частотный канал, который использовался

Всероссийской государственной телерадиовещательной компанией (ВГТРК) в дневное время и негосударственной телекомпанией НТВ в вечернее время, был в полном объеме закреплен за НТВ.


4.5.2. Финансирование сферы культуры

Бюджетное финансирование. Государство осуществляет прямое финансирование сферы культуры, преследуя цели сохранения существующего комплекса государственных и муниципальных учреждений культуры, обеспечения их доступности для населения, сохранения и воспроизводства творческих профессиональных сообществ, прежде всего в области исполнительского искусства и кинематографии, обеспечения сохранности и дальнейшего формирования архивного, библиотечного, музейного фондов России, сохранения различных форм народного творчества, поддержки некоммерческих изданий учебной, детской литературы, книг по искусству, периодических изданий, государственных и муниципальных телерадиокомпаний.

Функциональная классификация бюджетных расходов, принятая в нашей стране, различает два направления бюджетных расходов: "Культура и искусство" и "Средства массовой информации". Расходы на культуру и искусство включают расходы на поддержку художественного творчества, сохранение культурного наследия, деятельность культурно-досуговых учреждений и кинематограф. Они составили 0,4% ВВП в 2000 г. Затраты на поддержку средств массовой информации - 0,1% ВВП. Совокупные бюджетные расходы на сферу культуры составили, таким образом, 0,5 % ВВП. Следует отметить, что в странах с развитой рыночной экономикой доля государственных расходов на сферу культуры в ВВП выше в полтора-два раза.

Большинство массовых учреждений культуры находится в муниципальной собственности и финансируется из местных бюджетов. Музеи, организации исполнительских искусств, крупные библиотеки находятся в ведении региональных органов власти и финансируются из бюджетов субъектов Российской Федерации. В федеральном ведении находятся 124 учреждения культуры, получающие ассигнования из федерального бюджета. Помимо того, из федерального бюджета финансируются культурные проекты, включенные в Федеральную программу сохранения и развития культуры и искусства, а также расходы на поддержку драматургов, художников, композиторов. Соотношение вышеперечисленных направлений расходов федерального и субфедеральных бюджетов составило в 2000 г. 18 : 82. Финансирование средств массовой информации осуществляется из бюджетов всех уровней, но доля федерального бюджета здесь другая: в 1999 г. она равнялась 38% и в 2000 г. - 50%.

Переход от экономики плана к экономике рынка сопровождался сокращением доходной части государственного бюджета и соответственно уменьшением возможностей финансирования сферы культуры. Кроме того, после краха коммунистической идеологии и советского государства в российском обществе не сформировались новые общенациональные цели и ценности. Соответственно размытыми оказались представления о значимости сферы культуры и важности ее поддержки государством. Все это обусловило значительное сокращение бюджетного финансирования сферы культуры в период 1992- 1999 гг. (табл. 4.6). Выделяемых государством средств было недостаточно для обеспечения полноценной работы созданных государством учреждений и прежнего уровня доступности их услуг для населения.


Таблица 4.6. Расходы государства на сферу культуры*

Год

Доля бюджетных расходов

Индекс бюджетных расхо-

на сферу культуры

дов на сферу культуры в

в ВВП, %

реальном выражении, %

1991

0,5

100

1992

0,6

91

1993

0,6

81

1994

0,8

87

1995

0,6

63

1996

0,5

54

1997

0.6

60

1998

0,5

46

1999

0,5

51

2000

0,6

66

* Расходы из государственного бюджета по разделам функциональной классификации бюджетных расходов "Культура и искусство" и "Средства массовой информации".

Источник: рассчитано по данным Госкомстата России с использованием индексов-дефляторов ВВП, публиковавшихся по истечении соответствующего года.


Отраслевые группы специальных интересов в сфере культуры, так же, как и работники других социальных отраслей, добивались установления в законодательстве гарантированного минимального уровня расходов государства на культуру. В 1992 г. были приняты "Основы законодательства о культуре", содержащие положение о том, что финансирование культуры должно составлять не менее 2% средств федерального бюджета и не менее 6% средств местных бюджетов. Однако сил для борьбы за выполнение этой нормы при ежегодном принятии федерального и местных бюджетов у профессиональных сообществ и отраслевых органов управления оказалось недостаточно. Доля затрат на сферу культуры в расходах федерального бюджета уменьшалась вплоть до 1998 г. и начала несколько расти лишь в последние годы, но остается меньше, чем в год принятия вышеупомянутого закона (см. табл. 4.7). Доля затрат на сферу культуры в расходах региональных бюджетов увеличилась, но в среднем была значительно меньше рекомендованных 6%.

Таблица 4.7. Доля затрат на сферу культуры* в бюджетных расходах, %

Год

Федеральный бюджет

Бюджеты субъектов

Российской Федерации

1992

1.5

2,4

1993

1,0

2,6

1994

1,1

2.7

1995

1.0

2,7

1996

0,6

3,1

1997

0,6

2.9

1998

0,5

2.7

1999

0,7

2.8

2000

1,2

2,9


* Расходы из государственного бюджета по разделам функциональной классификации бюджетных расходов "Культура и искусство" и "Средства массовой информации".

Источник: данные Госкомстата России.

Сокращение государственных расходов на сферу культуры сочетается с низкой эффективностью их использования. Широко распространена практика выделения бюджетных средств на поддержку организаций культуры без четких обязательств с их стороны и без контроля за результатами использования бюджетных ассигнований. Конкурсное распределение бюджетных средств применяется эпизодически, а его процедуры непрозрачны и вызывают справедливые нарекания. Почти не применяются хорошо зарекомендовавшие себя за рубежом методы долевого финансирования культурных проектов и программ из бюджетов разных уровней. Отвергаются любые предложения о создании перекрестных систем финансирования отдельных видов культурной деятельности, в то время как подобные системы применяются во многих странах и с развитой рыночной, и с переходной экономикой.

Внебюджетные доходы учреждений культуры. Уменьшение государственного финансирования учреждений культуры сопровождалось изменениями в структуре их деятельности и условиях предоставления населению профильных видов благ. В библиотеках и клубных учреждениях сократился перечень бесплатных услуг, уменьшилось количество массовых мероприятий для детей и жителей села, незначительными стали масштабы гастрольной деятельности театров и т.д. Учреждения культуры подталкивались к ведению активной предпринимательской деятельности и замещению бюджетных ассигнований внебюджетными доходами. Они получили право самостоятельно устанавливать цены на свои услуги, за исключением основных видов библиотечного обслуживания, так как федеральный закон "О библиотечном деле" (1994 г.) гарантирует их бесплатность в государственных и муниципальных общедоступных библиотеках. Поступления от основной деятельности, от реализации непрофильных видов товаров и услуг действительно увеличивались, но доля внебюджетных средств в общих доходах учреждений культуры оставалась невысокой (см. табл. 4.8).

Учреждения культуры активно практикуют сдачу своих помещений в аренду, но значительная часть доходов имеет теневой характер. Архивы, музеи, киностудии имеют права монопольного распоряжения доходами, получаемыми от использования закрепленного за ними имущества, являющегося общегосударственным достоянием. Доходы от проведения выставок музейных экспонатов, от показа на телевидении старых кинолент также в существенной части являются теневыми и достаются посредникам и руководителям музеев и киностудий.