Файл: Экономика культуры лекции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 210

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4.4.2. Организация государственного финансирования сферы культуры Прямое и косвенное финансирование

Как и в других социальных отраслях, государство практикует прямое и косвенное финансирование деятельности, осуществляемой в сфере культуры.

Прямое финансирование осуществляется посредством:

• выделения бюджетных ассигнований и льготных кредитов на поддержку определенных видов деятельности в сфере культуры, на содержание государственных организаций культуры и реализацию культурных проектов;

• формирования внебюджетных государственных фондов с за крепленными источниками доходов и использования средств, акку мулируемых в этих фондах, для финансирования культурной дея тельности.

Косвенное финансирование осуществляется путем предоставления:

• налоговых льгот:

организациям, занимающимся определенными видами культурной деятельности, лицам творческих профессий,

организациям и лицам, осуществляющим пожертвования в пользу организаций и деятелей культуры,

льгот по оплате коммунальных услуг, арендной плате, предоставляемых организациям и работникам культуры,

гарантий по кредитам для организаций культуры.

Организация прямого финансирования сферы культуры отличается некоторыми особенностями в сравнении с системами государственного финансирования других социальных отраслей:

1) применяются разнообразные формы закрепления налоговых поступлений и иных видов государственных доходов в качестве источников финансирования сферы культуры;

2) часто практикуется финансирование организаций культуры и культурных проектов одновременно из бюджетов разных уровней, что реже встречатся по отношению к организациям здравоохранения, образования, социальной защиты;

3) распределение государственных средств нередко проводится не органами государственной власти, а специально созданными для этих целей квазигосударственными организациями.

Использование закрепленных источников государственного финансирования

Установление минимальной доли расходов на культуру в государственном бюджете. В ряде стран, в том числе и в России, существуют законы, требующие, чтобы ассигнования на поддержку культуры и искусства составляли не менее определенного процента общих расходов государственного и/или территориальных бюджетов.


Формирование систем перекрестного финансирования на основе маркированных налогов. В ряде стран определенные виды налоговых поступлений закреплены в качестве источников финансирования культурной деятельности (маркированные налоги). Как правило, такие поступления аккумулируются в специальных внебюджетных фондах, которые затем распределяют полученные средства. Следует отметить, что и маркированные налоги, и специальные государственные внебюджетные фонды применяются и в других социальных отраслях. Особенностью государственного финансирования сферы культуры является использование маркированных налоговых поступлений от определенных видов деятельности, осуществляемых в самой этой сфере или в сопряженных сферах. То есть имеет место перекрестное финансирование - перераспределение государством доходов в рамках самой сферы культуры.

Такие маркированные налоги могут устанавливаться в виде фиксированных процентов отчислений от:

• доходов кинотеатров;

• оборота телевизионных компаний;

• объема продаж CD, аудио- и видеокассет;

• доходов казино;

• доходов от предоставления туристических услуг;

• доходов от продаж товаров и услуг на территории объектов и организаций культуры, историко-культурных памятников и др.

Приведем несколько примеров создания систем перекрестного финансирования культурной деятельности. Во Франции применяется несколько маркированных налогов для финансирования национального кинематографа:

налог, взимаемый с каждого билета в кинотеатр, который действует с 1960 г.; сумма уплачиваемого налога составляет примерно 11% кассовой выручки кинотеатров;

налог с оборота телевизионных компаний, установленный с 1984 г.; сумма налога достигает примерно 5,5% с оборота;

налог на выручку от продажи видеокассет, который введен в 1993 г.; ставка налога равна 2% выручки.

Указанные налоговые поступления перечисляются в Национальный киноцентр, который использует их для поддержки национальных производителей кинофильмов, прокатчиков, кинотеатров, а также для поддержки создания телепрограмм. Доходы, получаемые от реализации всей кино- и видеопродукции, направляются на цели селективной поддержки создания новых национальных кинофильмов и их проката.

Аналогичный механизм применяется в Чехии. Там создан фонд поддержки кинематографа, который имеет два источника финансирования: 1) поступления отналога за каждое место в кинотеатре; 2) отчисления на авторские права на фильмы, созданные за государственные средства в период 1965-1990 гг. Фонд финансирует съемки 15-20 полнометражных кинофильмов в год, покрывая до 50% затрат их создателей.


В Эстонии 1% доходов казино, а также доходов от реализации алкогольной и табачной продукции направляется на финансирование сохранения культурного наследия.

Целевое использование определенных неналоговых видов государственных доходов. В качестве источников средств для финансирования культурной деятельности могут выступать и иные закрепленные государством виды доходов. Например, доходы от проведения лотерей или от букмекерской деятельности.

В Финляндии финансирование культуры осуществляется за счет доходов государственной компании "Вейккаус" от проведения лотерей и заключения футбольных пари. Направления расходования прибыли, получаемой компанией, определены законом: это поддержка искусства, работы с молодежью, спорта, науки. Пропорции распределения прибыли ежегодно устанавливаются законом. На финансирование искусства было направлено, например, в 1993 г. 45% полученной прибыли, что составило 38% расходов центрального правительства на поддержку искусства.

В Великобритании с 1994 г. действует национальная лотерея и создана организация с одноименным названием, обеспечивающая проведение лотереи и распределение получаемых от нее доходов. Аккумулируя доходы от лотереи и распределяя их, эта организация выполняет, по сути, функции государственного внебюджетного фонда. Доходы направляются на предоставление грантов для сохранения культурного наследия, поддержки проектов в области искусства, а также и в других областях: спорта, социальной помощи и т.д. В 1996 г. аналогичная система была создана в Италии для финансирования работ по реставрации объектов культурного наследия.

Роль квазигосударственных организаций

Квазигосударственными называются организации, не являющиеся органами государственной исполнительной власти, но которым делегированы некоторые государственные полномочия по распределению бюджетных средств. Государство руководствуется при этом "принципом вытянутой руки": принятие решений о поддержке конкретных организаций, проектов, творческих работников передается организации, автономной по отношению к государственному аппарату. Процесс распределения средств обособляется от чрезмерного давления со стороны политиков, чиновников и групп специальных интересов и поэтому осуществляется с меньшим влиянием текущих политических, бюрократических, групповых установок. Государственный аппарат ограничивает сам себя в возможности судить о конкретных направлениях в искусстве, об эстетической значимости конкретных литературных и художественных произведений. Данный принцип предотвращает существование "официального искусства" и способствует развитию творческого многообразия и культурным инновациям.


Такая организация бюджетного финансирования художественного творчества применяется, например, в Великобритании, Нидерландах, США, Финляндии. В Англии с 1946 г. действуют Совет искусств и региональные ассоциации искусств (РАИ). Интересно отметить, что Совет искусств был создан по инициативе известного экономиста Дж Кейнса, который и стал его первым председателем. Источники средств Совета искусств Англии - это бюджетные ассигнования центрального правительства. Источниками средств РАИ служат ассигнования, выделяемые им Советом искусств и местными властями. Членами Совета искусств и РАИ являются признанные специалисты в отдельных видах искусства и представители соответственно центрального правительства и местных властей. Последние, разумеется, оказывают влияние на их работу, но РАИ обладают правами и возможностями самим определять политику приоритетов в распределении средств. Совет искусств и РАИ самостоятельно избирают своих председателей и свои комитеты (по видам искусств), имеют аппараты сотрудников. Совет искусств и РАИ финансируют организации и проекты преимущественно в области театрального и музыкального искусства. В то же время бюджетное финансирование сохранения недвижимых памятников истории и культуры, деятельности библиотек и музеев осуществляется государственным органом - Отделом искусств и библиотек в Департаменте (министерстве) образования и науки.

В США в 1963 г. был создан Совет искусств, а при нем - Национальный фонд искусств. На субфедеральном уровне действуют агентства искусств штатов и местные агентства искусств. Три четверти таких агентств - это негосударственные организации. Треть их бюджета составляют государственные субсидии, остальное - частные пожертвования. В государственных агентствах доля бюджетных ассигнований составляет 90%. Агентства осуществляют поддержку деятельности в сфере художественного творчества на соответствующей территории.

В Нидерландах в 1987 г. учрежден Фонд изобразительного искусства, дизайна и архитектуры. Он выделяет персональные субсидии работникам искусства. Правительство не вмешивается в работу правления фонда и его консультативных органов и ограничивается утверждением годового бюджета и отчета о его выполнении.


4.4.3. Формы государственного финансирования культурной деятельности

Формы прямого финансирования

Государственными органами и квазигосударственными организациями применяются разнообразные формы прямого финансирования культурной деятельности (см. табл. 4.2).

Таблица 4.2. Формы прямого государственного финансирования культурной

деятельности

Финансирование деятельности организаций культуры и культурных проектов

Финансовая поддержка лиц творческих профессий

Статусное финансирование: сметное нормативно-целевое Дискреционные субсидии: блоковые субсидии долевые субсидии возвратные субсидии

Гранты артистам Гранты драматургам Государственные премии Пенсии артистам Гранты на поездки Компенсационные библиотечные гранты Гранты на проведение выставок

Статусное финансирование. Под предоставлением статусных субсидий (statutory subsidies), или статусным финансированием, понимается финансирование государством организаций культуры, осуществляемое во исполнение обязательств, установленных законом. Как правило, законодательство возлагает на государство как учредителя государственных некоммерческих организаций культуры обязанность полностью или частично финансировать их деятельность. Они получают государственные субсидии в силу своего статуса, откуда и проистекает название "статусное финансирование". Оно осуществляется в двух основных формах: 1) по смете доходов и расходов (сметное финансирование) и 2) по нормативам в расчете на результирующие показатели работы организации (нормативно-целевое финансирование).

Сметное финансирование предусматривает, что финансовые средства выделяются их получателю на основе утверждения сметы его доходов и расходов. Это основная форма, применяемая для бюджетного финансирования государственных организаций культуры. В смете расходов организации отражаются все виды ее затрат, разделенные по статьям экономической классификации бюджетных расходов. Расчет расходов по каждой статье производится на основе фактических затрат прошлого периода и нормативов (нормативов штатного расписания и оплаты труда, расходов на коммунальные услуги и т.д.) в случаях, когда такие нормативы существуют. В смете доходов указываются планируемые поступления от реализации продукции и услуг потребителям, иные виды внебюджетных доходов и собственно бюджетные ассигнования, размер которых равняется разнице между утвержденными расходами и планируемыми внебюджетными доходами.