ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 342
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Г.А. Щербакова
Концерт и его ведущий.
Наша книга обращена к участникам художественной самодеятельности. К тем из них, кто берет на себя нелегкий труд ведения концертных программ.
Но разговор будет главным образом об эстраде профессиональной. Это и понятно, ибо само слово «профессия» подразумевает опыт, основанный на знании, и знание, обогащенное опытом. Участник художественной самодеятельности отрывает время от других дел, от отдыха, ради искусства. Значит он его любит. Недаром раньше было такое слово «любитель». Человек, лишенный этого чувства, если и заглянет в какой-либо приглянувшийся ему коллектив самодеятельности, то лишь как случайный прохожий. Тот же, кто любит искусство, любит и его нелегкий, не знающий предела труд. Такого любителя не покидает стремление делать то, что он делает, все лучше. Следовательно, расширять свои знания.
'Нам могут сказать: такие-то и такие-то виды концертных выступлений пока на самодеятельной эстраде не встречаются, а вы о них пишете. Да, пока не встречаются. Но искусство самодеятельности растет и углубляется. Значит, то, что не встречается сегодня, может встретиться завтра. Поэтому ведущему концерта самодеятельности нужно знать о своей работе столько же, сколько и ведущему-профессионалу.
Роль ведущего в концертной программе скромна. Внимание слушателей обтекает эту фигуру, почти не задерживаясь на ней. Оно направлено только па суть того, что он произносит.
Расходясь с концерта, слушатели не обмениваются впечатлениями о том, кто сегодня представлял им артистов, и редко упоминают этот персонаж. Кроме тех, однако, случаев, когда с ведущим случается какой-либо конфуз. Да, по иронии судьбы о ведущем говорят, его замечают и адресуют ему активное внимание лишь тогда, когда он ошибся, оговорился, повел себя нетактично, был нелепо одет... словом, делал свое дело недостаточно хорошо, с огрехами. Это, так сказать, интерес со знаком минус," нередко подкрепленный ироническим смехом или неодобрительным шумом зала.
Но как ни скромна роль ведущего, она в современной концертной жизни необходима. Концерты без ведущего идти не могут. Правда, бывают исключения. Так, в больших филармонических залах камерные или симфонические концерты имеют отпечатанные заранее программы. Но стоит произойти какому-либо изменению, и сразу потребуется человек, который должен будет выйти и сказать: илисто такого-то произведения будет исполнено такое-то или виллу болезни такого-то артиста выступит такой-то.
Раз ведущий — непременный участник концертной жизни, значит, есть люди, которые этим специально занимаются. Значит, есть такая профессия: артист — ведущий концерты. Всякая профессия требует овладения, познания ее законов, практики, ее больших и маленьких секретов.
Не минует этого и художественная самодеятельность. В каждом коллективе находятся люди, которым поручают вести программы. И многие участники самодеятельности знают по собственному горькому опыту, в какое сложное положение попадает тот, кто выходит на сцену объявлять номера, не имея ни нужных знаний, ни привычки.
Итак, ведущий — неотъемлемое звено в сложном виде искусства, именуемом концерт. И как бы ни скромна была его роль, все равно ведущий, вступает в область искусства, сам становится явлением искусства, о котором ему надо как можно больше знать.
Родственники и родословная
Как сложился и что собой представляет современный концерт? - Слово «концерт» заимствовано из арсенала музыкальных терминов. Словарь толкует его следующим образом: «Музыкальное произведение виртуозного характера для одного, реже 2—3 солирующих инструментов... В основе концерта лежит принцип сопоставления и состязания солиста и оркестра». Запомним выделенные нами слова, они пригодятся для определения современного концерта. 'И далее: «Для лучших... образцов концерта характерно яркое выявление выразительных средств солирующего инструмента, всесторонний показ мастерства солиста, его виртуозных возможностей, подчиненных раскрытию идейнообразного содержания произведения». Единое целое — концерт (если это не концерт в прямом знамени) — есть соревнование разных жанров, разных родов и видов исполнительского искусства. Это непременно (в лучших образцах) выявление виртуозности, высокого мастерства исполнения, ибо каждый номер концертной программы обязательно солирующий, автономный. Современный концерт, составленный из разных жанров, возник сравнительно недавно. Соединение разнородных и ранее не соприкасавшихся друг с другом видов искусства в едином действии связано с демократизацией общества, с уничтожением перегородок между его слоями и одновременно с ростом культуры широких народных слоев. На народную эстраду сегодняшнего концерта спустились такие «высокие» и ранее принадлежавшие только высшим привилегированным слоям общества жанры, как камерная и инструментальная музыка. Более того, рояль, скрипка, виолончель и другие инструменты стали постоянными участниками смешанных концертов и даже концертов развлекательных, где они соседствуют с эстрадными жанрами. Такого соединения нельзя было и помыслить вплоть до последней четверти XIX века: камерная музыка не выходила за стены светских салонов и дворянских клубов, для народа же устраивались гулянья.
-Народные гулянья начались еще в XVIII веке, но в XIX они становятся особенно популярны. На рождестве — «гулянья под горами», на масленицу и пасху — «под качелями». Современники оставили описание таких гуляний: «...В течение недели толпы народа ежедневно стекаются к качелям, воздвигнутым на площадях. Еще издали привлекаемый турецкими барабанами и шумной музыкой странствующих комедиантов, канатных плясунов и других различного рода актеров народ спешит на площадь, чтобы погулять возле •качелей.., Несколько музыкантов, предводительствуемых паяцами, размешаются на балконе и на верхней площадке этой своеобразной карусели и таким образом оказываются в центре общего круговорота. В ближайшем соседстве — подмостки комедиантов, особенно привлекающих народ острыми, хотя и грубоватыми шутками»1.
На этих паяцах, или, как их называли в пароде, «карусельных дедах», нам следует остановиться особо, ибо они прямые предки современных конферансье и ведущих.
«Костюм и грим «деда» был традиционный...» — пишет один из деятелей народных гуляний2. Добавим — и броский. В пестром многолюдстве гуляний надо было останавливать на себе взгляды. «Борода и усы из серой пакли, нарочито грубо сделанные, серый, намеренно заплатанный кафтан и старая круглая ямщицкая шапка с бумажным цветком сбоку, на ногах онучи и лапти». Появление на балконе качелей фигуры в этом наряде служило сигналом начала веселых речей, всяческого балагурства, шуток и прибауток.
На обязанности «карусельного деда» было и объявление «номеров». Вот как это происходило: «Побалагурив... «дед» внезапно хлопал себя по лбу, точно вспомнив что-либо, торопливо исчезал и выводил трех танцорок. Представив их публике и чаще всего довольно откровенно побалагурив на их счет, «дед» принимался отплясывать с ними...»3
Историки эстрады не без основания усматривают в этих народных забавниках далеких предков конферансье. Тесная связь с публикой и веселье от непосредственного разговора с ней, а также «подача» исполнителей—вот ниточки, которые тянутся от острословов в онучах к современным элегантным конферансье.
«Под горами», «под качелями» складывались различные виды истинно народных эстрадных выступлений. Историк русской эстрады Е. Кузнецов пишет: «В репертуар балаганов, выраставших под горами и под качелями, включались небольшие дивертисменты, в которых выступали гимнасты и фокусники, акробаты и плясуны, звукоподражатели и атлеты, наконец, народные певцы, а подчас и рассказчики»4.
Выступали на гуляньях и солдатские хоры, то есть те же крестьяне, одетые в солдатские мундиры.
Еще один источник есть у современного концерта — театр. С конца 18 века в оперном театре вошло в обычай после основного спектакля выпускать на сцену в дивертисменте артистов — любимцев публики с исполнением наиболее эффектных арий из опер или
танцев из балетов. Постепенно артисты в дивертисментах стали пополнять репертуар произведениями, взятыми не только из идущих спектаклей. Это давало возможность выявить те стороны мастерства и удовлетворить те художественные устремления артистов, которые в рамках театрального представления оставались так или иначе скованными.
(" В середине 20-х годов XIX века дивертисменты начинают устраиваться и в драматических театрах, главным образом в Александрийском в Петербурге и Малом театре в Москве. Тут они нарекаются антрактами, ибо в антракте, перед занавесом актеры читают полюбившиеся публике монологи из ролей или распевают популярные куплеты из водевилей.
В антрактах выступали самые знаменитые актеры того времени. Великий Щепкин вынес на них свои устные рассказы. Он же первый стал читать перед занавесом произведения Пушкина и Шевченко, басни Крылова. Исполнял он в антрактах и водевильные куплеты. Таким образом антракт приучал к соседству разнообразных жанров. И еще одно важно. Выделялись и выносились на просцениум лучшие, наиболее удавшиеся артисту монологи, куплеты и другие фрагменты ролей. И этот естественный отбор постепенно превращался *,, в новую форму искусства — концерт.
Все виды выступлений в дивертисментах и антрактах до сих пор / живут в концертных программах. Обычай актеров театра исполнять лучшее из своего сценического репертуара так вошел в концертную жизнь, что для современного концерта это сама собой разумеющаяся часть программы. В крупнейших концертных организациях страны наряду с собственным штатом исполнителей постоянно сотрудничают актеры драматических и оперно-балетных театров.
Вряд ли многие знают сейчас, что слово «вокзал», связанное у нас со встречами и отъездами, лязгом колес и волнующими запахами путешествия, закрепилось за местом прихода и ухода поездов из-за искусства и. притом искусства эстрадного. Процитируем историка: «В XVIII веке вокзалами называли загородные сады с клубно-концертными помещениями, сочетавшие в своих стенах концерты и дивертисменты с танцевальными вечерами и маскарадами" (наименование «вокзал» перешло к нам от лондонского Воксала, наиболее раннего из известных столичных увеселительных предприятий подобного типа)».
Первые поезда в России начали ходить между Петербургом и Павловском. На станции Павловска был построен концертный и танцевальный зал и эстрада — излюбленное место развлечения жителей столицы — так называемый Павловский музыкальный вокзал. А так как это было и место отправки поездов, то со временем слово «вокзал» потеряло свои первоначальный смысл.
С сороковых годов XIX века, кроме Павловского вокзала в Петербурге, большой популярностью пользовался так называемый «Сад искусственных минеральных вод», или сад Излера. В Москве аналогичным заведением был Летний театр в Нескучном саду (на той территории, где сейчас находится Центральный парк культуры и отдыха имени Горького), а затем затмивший его Петровский парк. Эти сады стали местом отдыха горожан, в них процветали разные виды эстрадного искусства.
В вокзалах и садах интереснейшими постановками были так называемые русские дивертисменты — целые представления, построенные на фольклоре — танцах, песнях и обрядах некоторых областей России.
В садах и вокзалах утвердились и выступления оркестров, исполнявших танцевальную музыку, и тут пальма первенства принадлежала королю танцев — вальсу. Интересно, что громкую славу Иоганна Штрауса в значительной мере создала Россия.
Пятнадцать лет композитор выступал на эстраде Павловского вокзала', В эти годы им были созданы его лучшие вальсы.
Эстрада вокзалов и садов развивалась в явно демократическом направлении, чем вызвала недовольство николаевской реакции. Частное предпринимательство в области эстрады подпало под жестокий контроль, равноценный запрещению. При Александре II ее положение еще больше ухудшилось. В 1862 году вышел циркуляр, окончательно подчинивший концертное дело высочайшему, а вернее, полицейскому, контролю. Циркуляр гласил: «Министр двора уведомляет, что по высочайшему повелению публичные сценические представления составляют исключительное право императорских театров, и изъятие допускается только в уважение к благотворительной цели, притом не иначе, как с высочайшего разрешения»1.
Благотворительные концерты сыграли немалую роль в развитии отечественной эстрады. Но вместе с тем ее истинно народный характер был несколько приглушен. Демократическое, а порой и революционное звучание благотворительные концерты обретали главным образом в студенческой аудитории. Там читала Некрасова великая Ермолова. Там впервые прозвучала «Песня о буревестнике» Горького, прочитанная Качаловым. И все же благотворительный концерт был мероприятием главным образом для «избранных». Разорвать «салонный» круг удавалось редко.