ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.07.2024
Просмотров: 606
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Правила оформления отчета по лабораторным работам
Лабораторная работа № 1 Привод исполнительного механизма
Лабораторная работа № 2 Зубчатый цилиндрический редуктор
Основные геометрические параметры цилиндрического зацепления
Лабораторная работа № 3 Зубчатый конический редуктор
Основные кинематические и геометрические параметры конического зацепления
Лабораторная работа № 4 Червячный редуктор
Основные кинематические и геометрические параметры
Основные кинематические и геометрические параметры коробки передач
Лабораторная работа № 6 Автомобильная коробка передач
Основные кинематические и геометрические параметры коробки передач
Лабораторная работа № 7 Подшипники качения
Лабораторная работа № 9 Определение коэффициента трения в подшипнике скольжения
Обработка результатов испытания
Лабораторная работа № 10 Определение коэффициентов трения в резьбе и на торце гайки
Список использованных источников
Форма титульного листа отчета по лабораторным работам
Приложение 2 Форма первого листа к лабораторной работе Лабораторная работа № _____
Рис. 3.1. Коническая зубчатая передача
Кинематической характеристикой конической зубчатой передачи, как и других видов передач, является передаточное отношение i = n1/n2. Передаточное число определяется как u = z2 / z1, где z2 и z1 – числа зубьев колеса и шестерни соответственно (z1min > 17 cos δ1), которые согласовываются со стандартным рядом по ГОСТ 2185-66.
Конические зубчатые колеса сложнее цилиндрических в изготовлении и монтаже. Для нарезания конических зубчатых колес требуются специальные станки и инструмент. Зубья конических колёс нарезают так же, как и цилиндрических – методом обкатки на специальных станках инструментом с прямобочным профилем (рис. 3.2). Профили зубьев очерчиваются по эвольвенте.
Рис. 3.2. Изготовление конических зубчатых колес
Геометрические параметры конического колеса монотонно уменьшаются по мере приближения к вершине конуса, поэтому различают внешние, средние и внутренние параметры зацепления. На рис. 3.3 изображен разрез конической шестерни. Параметрам внешних дополнительных конусов присваивают индекс е, внутренних – индекс i, средних – индекс m.
Для обозначения параметров по конусу вершин используют индекс а, по конусу впадин – f, по делительному конусу индекс отсутствует. В обозначении диаметра необходимо включать три индекса, указывающие на дополнительный конус (e, i, m), основной (а, f) и на ведущее (1) или ведомое (2) колесо. Например, dfe1 – диаметр впадин шестерни по внешнему дополнительному конусу. Все поперечные сечения зуба геометрически подобны. Высота зуба и модуль тоже монотонно уменьшаются по мере приближения к вершине корпуса. Различают модули внешний mе, средний mm, внутренний mi, а в произвольном заданном сечении mx. Такими же индексами обозначают высоту зуба h в различных торцевых сечениях колеса.
Рис. 3.3. Коническая шестерня
На практике за расчетное сечение принято среднее сечение зуба, которому соответствует модуль – mm. Со стандартным рядом согласовывается внешний модуль mе по ГОСТ 9653 – 60.
На рис. 3.4 представлено зацепление пары конических зубчатых колёс и геометрические параметры передачи.
Рис. 3.4. Коническое зубчатое зацепление
Основные зависимости для определения геометрических параметров конических прямозубых передач при δ1 + δ2 = 90 в соответствии с ГОСТ 19624-74:
– угол делительного конуса колеса δ2 = arctg u;
– внешний делительный диаметр de = mez;
– внешнее конусное расстояние Re = 0,5 me;
– среднее конусное расстояние R = Rе – 0,5b;
– средний окружной модуль m = me R/Re;
– средний делительный диаметр d = mz;
– внешняя высота зуба he = 2,2 me;
– внешняя высота головки зуба hае = me;
– внешняя высота ножки зуба hfe = 1,2 me;
– внешний диаметр вершин зубьев dae = de + 2 hae cos δ.
Для нормальной работы передачи вершины конусов конических зубчатых колёс должны совпадать с точкой пересечения их осей. Если при монтаже это условие нарушено и колёса оказались смещёнными в осевом направлении, в любом из торцевых сечений основные шаги становятся неровными и в зацеплении возникают дополнительные нагрузки. Осевые смещения изменяют также характер продольного контакта: теоретический линейный контакт фактически превращается в точечный и точка контакта лежит во внешнем или внутреннем торцевых сечениях в зависимости от направления осевых смещений, вследствие этого возникает концентрация нагрузки на краях зубьев.
Оборудование
На рис. 3.5 представлен редуктор с конической прямозубой передачей, выполненной без смещения (х1 = х2 = 0), и соответствующая кинематическая схема. Пересечение осей валов затрудняет размещение опор. Шестерню располагают консольно, а колесо несимметрично, что увеличивает неравномерность распределения нагрузки по длине зуба. Поэтому нагрузочная способность конической передачи на 25 % ниже цилиндрической.
Рис. 3.5. Конический редуктор
В лабораторной работе используется стандартный одноступенчатый конический зубчатый редуктор, эскиз которого представлен на рис. 3.6.
Рис. 3.6. Одноступенчатый конический зубчатый редуктор
Корпус редуктора состоит из литых чугунных основания 1 и крышек 2, которые между собой соединены винтами 3 с использованием пружинной шайбы 4. Для центрирования резьбовых отверстий корпуса применяют штифты 5.
Быстроходный вал-шестерня 6 входит в зацепление с зубчатым колесом 7, напрессованным на тихоходный вал 8. Оба вала редуктора имеют опоры – роликовые радиально-упорные подшипники 9 и 10. Подшипники на быстроходном валу установлены в стакане 11. Подшипниковые узлы закрыты накладными крышками 2 и 12.
В верхней части основания 1 имеется смотровой люк 13 для заливки масла и отдушина 14. Отдушина имеет сквозные отверстия для выравнивания давления в работающем редукторе с атмосферным. В редукторах данного типа назначают картерную систему смазки, которая предусматривает наличие масляной ванны в основании 1. Для контроля уровня масла установлена пробка 15. Отработанное масло сливается через сливное отверстие 16. Регулировка конического зацепления осуществляется набором регулировочных прокладок (металлических дисков) 17 и 18, которые устанавливаются под соответствующими крышками 2 и 12.
Для крепления редуктора, например, к раме привода в крышках 2 предусмотрены фундаментные лапы с отверстиями.
Порядок выполнения работы
1. Выполнить неполную разборку заданного редуктора, ознакомиться с его устройством.
2. Вычертить кинематическую схему редуктора.
3. Подсчитать числа зубьев шестерни z1 и колеса z2 и определить передаточное число редуктора:
.
Передаточное число конического зубчатого редуктора u можно получить путем округления значения в ближайшую сторону до ближайшего стандартного с погрешностью не более 2,5 % при 4,5по ГОСТ 2185-66.
4. Измерить по колесу внешний окружной шаг pе и определить внешний окружной модуль
= pе/π.
Полученное значение модуля округлить в ближайшую сторону до стандартного по ГОСТ 9653-60.
5. Определить углы делительных конусов колеса и шестерни:
δ2 = arctg u; δ1 = 90º – δ2.
6. Измерить ширину зубчатого венца колеса b и определить следующие конусные расстояния:
– внешнее конусное расстояние ;
– среднее конусное расстояние Rm = Re – 0,5b.
7. Вычислить средний окружной модуль, значение которого со стандартным рядом не согласовывают:
.
8. Вычислить следующие характеристики зуба:
– внешняя высота зуба he = 2,2 me;
– внешняя высота головки зуба hаe = me;
– внешняя высота ножки зуба hfe = 1,2me.
9. Определить диаметры зубчатых колес:
– внешние делительные диаметры шестерни de1 и колеса de2:
de = me z;
– средние делительные диаметры шестерни dm1 и колеса dm2:
dm = mm z;
– внешние диаметры вершин зубьев шестерни dae1 и колеса dae2:
dae = de + 2hae cosδ.
10. Результаты расчетов оформить в виде следующей таблицы:
Таблица 3.1