ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.07.2024
Просмотров: 585
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Правила оформления отчета по лабораторным работам
Лабораторная работа № 1 Привод исполнительного механизма
Лабораторная работа № 2 Зубчатый цилиндрический редуктор
Основные геометрические параметры цилиндрического зацепления
Лабораторная работа № 3 Зубчатый конический редуктор
Основные кинематические и геометрические параметры конического зацепления
Лабораторная работа № 4 Червячный редуктор
Основные кинематические и геометрические параметры
Основные кинематические и геометрические параметры коробки передач
Лабораторная работа № 6 Автомобильная коробка передач
Основные кинематические и геометрические параметры коробки передач
Лабораторная работа № 7 Подшипники качения
Лабораторная работа № 9 Определение коэффициента трения в подшипнике скольжения
Обработка результатов испытания
Лабораторная работа № 10 Определение коэффициентов трения в резьбе и на торце гайки
Список использованных источников
Форма титульного листа отчета по лабораторным работам
Приложение 2 Форма первого листа к лабораторной работе Лабораторная работа № _____
Для резьбы с углом профиля приведенный коэффициент трения fp и коэффициент трения в резьбе fp связаны зависимостью
.
Для метрических крепежных резьб с треугольным профилем α
fпр = 1,15. (6)
При определении коэффициентов трения fпр и fт по известной величине крутящих моментов в резьбе Мр и на торце гайки Мт из формулы (2) следует:
, (7)
из формулы (3)
fт = . (8)
Далее по формулам (4) и (6) определяется коэффициент трения fp в резьбе.
Допустимое усилие затяжки болта вычисляется по формуле
Pзат = (9)
где d1 – внутренний диаметр резьбы; – допустимое напряжение на растяжение для материала болта.
Среднее значение давления Рр, возникающего от осевой силы Рзат на витках резьбы при допущении о равномерном распределении его по виткам определяют из соотношения:
(10)
где z – число витков резьбы на высоте гайки; H – высота гайки.
Давление на торце гайки Рт, возникающее от осевой силы Рзат, определяют по формуле:
(11)
Оборудование
Установка для определения коэффициентов трения в резьбе и на торце (рис. 10.2) состоит из основания 1, к которому приварена вертикальная пластина 1. На основание устанавливается плоская О-образная пружина 2 с отверстием. Через отверстие в вертикальной пластине и пружине 2 вставляется болт 5, головка которого вставляется в стопорную головку 3, а на резьбовую часть болта наворачивается гайка 6 до упора в переходную шайбу 8. Подшипник 7 позволяет исключить потери на трение на торце гайки. Для определения коэффициента трения fт между торцами гайки и вертикальной пластины на болт одевается вкладыш 10 взамен упорного подшипника. Для определения величины деформации пружины на ней устанавливается индикатор 4 часового типа.
Рис. 10.2. Установка для определения коэффициента трения в резьбе
Рис. 10.3. Динамометрический ключ
На рис. 10.3 показан динамометрический ключ, в котором момент затяжки пропорционален перемещению стрелки на стержне 1 с рукояткой 2 относительно пластины 3 (со шкалой), жестко связанной с головкой ключа. С его помощью определяется усилие затяжки Рзат. Плавно прилагая нагрузку на рукоятку 2, следует считывать показания стрелки 1 на шкале 3.
Порядок выполнения работы
Испытанию подвергают два одинаковых стандартных болта с гайками и шайбами с разным размером и шагом резьбы.
Путем обмера определяют наружный диаметр резьбы d, шаг резьбы S, высоту гайки H, наружный диаметр опорной поверхности гайки (размер под ключ) D и диаметр отверстия под болт (в шайбе) dотв.
Внутренний диаметр резьбы d1 и средний диаметр резьбы d2 – по таблицам ГОСТа на резьбу.
Допускаемую силу затяжки болта принять Рзат = 100 Н.
Допускаемую силу затяжки Pзат кольцевой пружины установки и допускаемый момент для динамометрического ключа Мзав определяют по тарировочным графикам.
6. Перед испытанием следует установить положение стрелки индикатора на 0.
7. Каждый болт испытывают два раза. Первое испытание проводится с установкой под гайку упорного шарикоподшипника для исключения торцевого трения скольжения. Повторно болт испытывают без шарикоподшипника. После установки болта гайку болта навинчивают от руки до устранения осевого люфта, что контролируется по стрелке индикатора на установке.
При испытании болта максимальная сила затяжки Рmax не должна превышать допускаемой силы затяжки болта Pзат (п.4) и допускаемой силы затяжки кольцевой пружины установки Pзат (п.5):
Рmax Pзат или Pзат.
9. В процессе испытания для каждого случая по п.7 (с установкой под гайку упорного шарикоподшипника, без шарикоподшипника) выбирают четыре значения силы затяжки: Pзат; 0,25 Рmax; 0,5 Рmax; 0,75 Рmax и Рmax динамометрическим ключом затягивает болт последовательно до этих значений сил, записывая каждый раз показания шкалы динамометрического ключа.
10. Результаты испытаний как с шарикоподшипником, так и без него, заносят в таблицу 10.3 или 10.4 в зависимости от вида испытаний.
11. В испытании с установкой под гайку упорного шарикоподшипника момент трения в подшипнике очень мал и можно принять М зав = Мр.
Тогда по формуле (9) для каждого значения силы затяжки Pзат и соответствующего значения Мзав = Мр определяют приведенный угол трения в резьбе fр.
12. По формуле (2) определяют приведенный коэффициент трения fпр.
13. В испытании без упорного шарикоподшипника (с вкладышем) момент трения на торце гайки Мт определяют вычитанием из полученных значений момента завинчивания значений Мзав, момента на резьбе Мр = М зав, полученных в испытании с установкой под гайку упорного шарикоподшипника:
Мт = Мзав – М зав.
По формуле (3) определяют для четырех значений сил затяжки болта коэффициент трения на торце гайки fт.
Таблица 10.1
Параметры резьбы, мм |
0,5Мзав, Нм |
Мзав, Нм |
fпр |
fт |
fр |
|
|
|
|
|
|
I. Характеристика испытуемого болта и условий смазки.
Таблица 10.2
Наружный диаметр болта |
d, мм |
|
Шаг резьбы |
S, мм |
|
Внутренний диаметр резьбы |
d1, мм |
|
Средний диаметр резьбы |
d2, мм |
|
Угол подъема резьбы |
|
|
Высота гайки |
H, мм |
|
Наружный диаметр опорной поверхности гайки |
D, мм |
|
Диаметр отверстия под болт |
dотв, мм |
|
Допускаемая сила затяжки болта |
Pзат, кГ |
|
Максимально допустимая сила для динамометрической пружины |
Pзат, кГ |
|
Максимально допустимый момент на динамометрическом ключе |
Мзав, кГсм |
|
Сорт смазки и состояние смазанной поверхности |
|
|
II. Испытание затяжки болта без трения на торце гайки (с шарикоподшипником).
Таблица 10.3
Сила затяжки |
Рзат, кГ |
|
Момент на ключе |
Мзав, кГ |
|
Приведенный угол трения в резьбе |
1 |
|
Приведений коэффициент трения в резьбе |
f1 |
|
Коэффициент трения в резьбе |
f |
|
Среднее значение коэффициента трения в резьбе |
f = |
|
III. Испытание затяжки болта с трением на торце гайки (с вкладышем).
Таблица 10.4
Сила затяжки |
Рзат, кГ |
|
Момент на ключе |
Мзав, кГ |
|
Момент в резьбе |
Мр, кГсм |
|
Момент на торце гайки |
Мг, кГсм |
|
Коэффициент трения на торце гайки |
fт |
|
Среднее значение коэффициента трения на торце гайки |
f = |
|
Вывод к лабораторной работе.