Файл: ЛАБОРАТОРНЫЕ работы по ДМ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.07.2024

Просмотров: 579

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Правила оформления отчета по лабораторным работам

Лабораторная работа № 1 Привод исполнительного механизма

Теоретическое введение

Оборудование

Порядок выполнения работы

Контрольные вопросы

Лабораторная работа № 2 Зубчатый цилиндрический редуктор

Теоретическое введение

Оборудование

Порядок выполнения работы

Основные геометрические параметры цилиндрического зацепления

Контрольные вопросы

Лабораторная работа № 3 Зубчатый конический редуктор

Теоретическое введение

Оборудование

Порядок выполнения работы

Основные кинематические и геометрические параметры конического зацепления

Контрольные вопросы

Лабораторная работа № 4 Червячный редуктор

Теоретическое введение

Оборудование

Порядок выполнения работы

Основные кинематические и геометрические параметры

Теоретическое введение

Оборудование

Порядок выполнения работы

Основные кинематические и геометрические параметры коробки передач

Контрольные вопросы

Лабораторная работа № 6 Автомобильная коробка передач

Теоретическое введение

Оборудование

Порядок выполнения работы

Основные кинематические и геометрические параметры коробки передач

Контрольные вопросы

Лабораторная работа № 7 Подшипники качения

Теоретическое введение

Оборудование

Порядок выполнения работы

Контрольные вопросы

Оборудование

Порядок выполнения работы

Контрольные вопросы

Лабораторная работа № 9 Определение коэффициента трения в подшипнике скольжения

Теоретическое введение

Оборудование

Порядок выполнения работы

Обработка результатов испытания

Контрольные вопросы

Лабораторная работа № 10 Определение коэффициентов трения в резьбе и на торце гайки

Теоретическое введение

Оборудование

Порядок выполнения работы

Контрольные вопросы

Оборудование

Порядок выполнения работы

Контрольные вопросы

Список использованных источников

Форма титульного листа отчета по лабораторным работам

Приложение 2 Форма первого листа к лабораторной работе Лабораторная работа № _____

Работа проверена: ______________________

Оглавление

Рис. 3.1. Коническая зубчатая передача

Кинематической характеристикой конической зубчатой передачи, как и других видов передач, является передаточное отношение i = n1/n2. Передаточное число определяется как u = z2 / z1, где z2 и z1 – числа зубьев колеса и шестерни соответственно (z1min > 17 cos δ1), которые согласовываются со стандартным рядом по ГОСТ 2185-66.

Конические зубчатые колеса сложнее цилиндрических в изготовлении и монтаже. Для нарезания конических зубчатых колес требуются специальные станки и инструмент. Зубья конических колёс нарезают так же, как и цилиндрических – методом обкатки на специальных станках инструментом с прямобочным профилем (рис. 3.2). Профили зубьев очерчиваются по эвольвенте.

Рис. 3.2. Изготовление конических зубчатых колес

Геометрические параметры конического колеса монотонно уменьшаются по мере приближения к вершине конуса, поэтому различают внешние, средние и внутренние параметры зацепления. На рис. 3.3 изображен разрез конической шестерни. Параметрам внешних дополнительных конусов присваивают индекс е, внутренних – индекс i, средних – индекс m.

Для обозначения параметров по конусу вершин используют индекс а, по конусу впадин – f, по делительному конусу индекс отсутствует. В обозначении диаметра необходимо включать три индекса, указывающие на дополнительный конус (e, i, m), основной (а, f) и на ведущее (1) или ведомое (2) колесо. Например, dfe1 – диаметр впадин шестерни по внешнему дополнительному конусу. Все поперечные сечения зуба геометрически подобны. Высота зуба и модуль тоже монотонно уменьшаются по мере приближения к вершине корпуса. Различают модули внешний mе, средний mm, внутренний mi, а в произвольном заданном сечении mx. Такими же индексами обозначают высоту зуба h в различных торцевых сечениях колеса.

Рис. 3.3. Коническая шестерня


На практике за расчетное сечение принято среднее сечение зуба, которому соответствует модуль – mm. Со стандартным рядом согласовывается внешний модуль mе по ГОСТ 9653 – 60.

На рис. 3.4 представлено зацепление пары конических зубчатых колёс и геометрические параметры передачи.

Рис. 3.4. Коническое зубчатое зацепление

Основные зависимости для определения геометрических параметров конических прямозубых передач при δ1 + δ2 = 90 в соответствии с ГОСТ 19624-74:

– угол делительного конуса колеса δ2 = arctg u;

– внешний делительный диаметр de = mez;

– внешнее конусное расстояние Re = 0,5 me;

– среднее конусное расстояние R = Rе – 0,5b;

– средний окружной модуль m = me R/Re;

– средний делительный диаметр d = mz;

– внешняя высота зуба he = 2,2 me;

– внешняя высота головки зуба hае = me;

– внешняя высота ножки зуба hfe = 1,2 me;

– внешний диаметр вершин зубьев dae = de + 2 hae cos δ.

Для нормальной работы передачи вершины конусов конических зубчатых колёс должны совпадать с точкой пересечения их осей. Если при монтаже это условие нарушено и колёса оказались смещёнными в осевом направлении, в любом из торцевых сечений основные шаги становятся неровными и в зацеплении возникают дополнительные нагрузки. Осевые смещения изменяют также характер продольного контакта: теоретический линейный контакт фактически превращается в точечный и точка контакта лежит во внешнем или внутреннем торцевых сечениях в зависимости от направления осевых смещений, вследствие этого возникает концентрация нагрузки на краях зубьев.


Оборудование

На рис. 3.5 представлен редуктор с конической прямозубой передачей, выполненной без смещения (х1 = х2 = 0), и соответствующая кинематическая схема. Пересечение осей валов затрудняет размещение опор. Шестерню располагают консольно, а колесо несимметрично, что увеличивает неравномерность распределения нагрузки по длине зуба. Поэтому нагрузочная способность конической передачи на 25 % ниже цилиндрической.

Рис. 3.5. Конический редуктор

В лабораторной работе используется стандартный одноступенчатый конический зубчатый редуктор, эскиз которого представлен на рис. 3.6.

Рис. 3.6. Одноступенчатый конический зубчатый редуктор

Корпус редуктора состоит из литых чугунных основания 1 и крышек 2, которые между собой соединены винтами 3 с использованием пружинной шайбы 4. Для центрирования резьбовых отверстий корпуса применяют штифты 5.

Быстроходный вал-шестерня 6 входит в зацепление с зубчатым колесом 7, напрессованным на тихоходный вал 8. Оба вала редуктора имеют опоры – роликовые радиально-упорные подшипники 9 и 10. Подшипники на быстроходном валу установлены в стакане 11. Подшипниковые узлы закрыты накладными крышками 2 и 12.

В верхней части основания 1 имеется смотровой люк 13 для заливки масла и отдушина 14. Отдушина имеет сквозные отверстия для выравнивания давления в работающем редукторе с атмосферным. В редукторах данного типа назначают картерную систему смазки, которая предусматривает наличие масляной ванны в основании 1. Для контроля уровня масла установлена пробка 15. Отработанное масло сливается через сливное отверстие 16. Регулировка конического зацепления осуществляется набором регулировочных прокладок (металлических дисков) 17 и 18, которые устанавливаются под соответствующими крышками 2 и 12.

Для крепления редуктора, например, к раме привода в крышках 2 предусмотрены фундаментные лапы с отверстиями.

Порядок выполнения работы


1. Выполнить неполную разборку заданного редуктора, ознакомиться с его устройством.

2. Вычертить кинематическую схему редуктора.

3. Подсчитать числа зубьев шестерни z1 и колеса z2 и определить передаточное число редуктора:

.

Передаточное число конического зубчатого редуктора u можно получить путем округления значения в ближайшую сторону до ближайшего стандартного с погрешностью не более 2,5 % при 4,5по ГОСТ 2185-66.

4. Измерить по колесу внешний окружной шаг pе и определить внешний окружной модуль

= pе/π.

Полученное значение модуля округлить в ближайшую сторону до стандартного по ГОСТ 9653-60.

5. Определить углы делительных конусов колеса и шестерни:

δ2 = arctg u; δ1 = 90º – δ2.

6. Измерить ширину зубчатого венца колеса b и определить следующие конусные расстояния:

– внешнее конусное расстояние ;

– среднее конусное расстояние Rm = Re0,5b.

7. Вычислить средний окружной модуль, значение которого со стандартным рядом не согласовывают:

.

8. Вычислить следующие характеристики зуба:

– внешняя высота зуба he = 2,2 me;

– внешняя высота головки зуба hаe = me;

– внешняя высота ножки зуба hfe = 1,2me.

9. Определить диаметры зубчатых колес:

– внешние делительные диаметры шестерни de1 и колеса de2:

de = me z;

– средние делительные диаметры шестерни dm1 и колеса dm2:

dm = mm z;


– внешние диаметры вершин зубьев шестерни dae1 и колеса dae2:

dae = de + 2hae cosδ.

10. Результаты расчетов оформить в виде следующей таблицы:

Таблица 3.1