ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.07.2024
Просмотров: 269
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I особенности ремонта электрооборудования и автоматики
§ 1. Организация ремонта электрооборудования
§ 2. Виды ремонта и общая схема технологического процесса
Глава II технология ремонта систем электрооборудования и автоматики
§ 1. Дефекты систем и их классификация
§ 2. Характеристика систем электрооборудования и автоматики как объектов ремонта
§ 3. Методика обнаружения неисправных агрегатов и узлов
§ 4. Замена агрегатов электрооборудования и автоматики
§ 5. Ремонт электромонтажных комплектов и проводов бортовой сети
§ 1. Начальные этапы технологического процесса ремонта аккумуляторных батарей
§ 2. Дефектация, ремонт и изготовление деталей и узлов
§ 3. Сборка и испытание аккумуляторных батарей
Глава IV технология ремонта электрических машин
§ 1. Начальные этапы технологического процесса ремонта электрических машин
§ 2. Дефектация, ремонт, изготовление деталей и узлов
§ 3. Сборка и испытание электрических машин
Глава V технология ремонта аппаратов регулирования и управления
§ 1. Начальные этапы технологического процесса ремонта аппаратов регулирования и управления
§ 2. Дефектация и ремонт узлов
§ 3. Сборка и предварительная регулировка аппаратов
Поскольку в данной главе рассматриваются вопросы ремонта систем электрооборудования и автоматики, то основное внимание будет уделено неисправностям, которые вне зависимости от причин возникновения, во-первых, ухудшают работу систем или вообще выводят их из строя и, во-вторых, требуют ремонта систем заменой агрегатов или узлов либо требуют выполнения ремонтных работ на бронеобъекте.
§ 2. Характеристика систем электрооборудования и автоматики как объектов ремонта
Ремонт сложных автоматизированных систем электрооборудования и танковых автоматических систем имеет целый ряд существенных особенностей. Эти особенности проявляются как в схемах технологического процесса ремонта, так и в применении агрегатного метода.
Особенности эти целесообразно рассмотреть на примере одной из наиболее сложных автоматических систем танков — стабилизаторе танкового вооружения.
Все агрегаты и узлы стабилизатора объединены в систему, выполняющую определенные функции. Выход из строя одного из узлов или агрегатов выводит из строя и всю систему. Это характерно для любой системы танка: артиллерийской и радиостанции, двигателя и систем габаритной или звуковой сигнализации. Однако такие современные автоматические системы, как стабилизатор, представляют собой совокупность агрегатов и узлов, резко различающихся по принципу действия и конструкции. В него входят гироскопические и гидравлические агрегаты, электронные и электромашинные усилители и т. д. Вместе с тем все эти узлы и агрегаты выполняют аналогичные функции, являясь в каждом из режимов последовательно соединенными звеньями системы автоматического регулирования. Поэтому их неисправности и внешне при работе системы будут проявляться аналогичным образом. Следовательно, по простейшим внешним признакам проявления неисправности,
как правило, невозможно определить, какой из элементов, агрегатов системы вышел из строя. При неисправностях механических устройств, не входящих в автоматические системы, локализация неисправности, как правило, не вызывает затруднений.
Таким образом, первая особенность ремонта автоматических систем состоит в том, что в технологическом процессе текущего ремонта в войсковых условиях обязателен этап обнаружения неисправного агрегата.
В зависимости от квалификации ремонтников и оснащенности их специализированными или универсальными приборами продолжительность этого этапа может достигать 50—80% всего времени на устранение неисправности. При этом использование специалистов высокой квалификации и специального оборудования и приборов небходимо только на этом этапе технологического процесса. Работы непосредственно по замене неисправного агрегата выполняются экипажем машины.
При возникновении неисправности в механических системах этап обнаружения неисправного агрегата отсутствует, но замена агрегата на исправный требует участия высококвалифицированных ремонтников и применения специальных приборов и оборудования.
Таким образом, вторая особенность ремонта автоматических систем заключается в необходимости использования специалистов-ремонтников и специального оборудования только для обнаружения неисправного агрегата системы.
Следующая особенность ремонта автоматических систем связана с применением агрегатного метода ремонта. Возможность применения этого метода при ремонте автоматических систем обусловлена достаточно полной взаимозаменяемостью их агрегатов.
При изготовлении или капитальном ремонте агрегатов автоматических систем имеет место естественный, допускаемый техническими условиями, разброс их характеристик. У таких агрегатов стабилизаторов, как, например, блок электронных усилителей, допуск на основной параметр — коэффициент усиления — составляет ±(.50% номинальной величины. Для согласования между собой основных характеристик агрегатов и получения заданных техническими условиями параметров системы в целом большинство автоматических систем имеет регулировочно-компенсашюнные устройства. В стабилизаторах танкового вооружения такими устройствами являются регулировочные потенциометры Rду и Rобщ электронных усилителей, позволяющие изменять демпфирование и жесткость системы при любых допустимых коэффициентах усиления агрегатов.
При осуществлении ремонта стабилизатора агрегатным методом необходимо обращать внимание на* последующую проверку ряда его параметров. После замены, например, гироблока или любого из агрегатов и узлов, представляющих усилительные звенья стабилизатора, следует проверять и при необходимости регулировать жесткость и степень демпфирования, а также проверять в соответствующей плоскости величину увода линии выстрела за минуту. При замене агрегатов, содержащих усилительные звенья с нелинейными в зоне больших входных сигналов характеристиками (электронные, электронно-магнитные усилители), необходимо также проверять максимальные скорости наведения и максимальные стабилизирующие моменты.
После замены указанных агрегатов нецелесообразно регулировать стабилизатор на максимально возможную для него жесткость. В вертикальной плоскости это приводит к появлению вибраций пушки сразу после включения при непрогретом масле. В горизонтальной плоскости для стабилизаторов с электромашинным приводом и предварительным релейным усилителем слишком большая жесткость несколько увеличивает скорость увода башни.
Замена таких агрегатов и узлов стабилизаторов, как пульты управления, распределительные коробки, ограничители углов, требует последующей проверки лишь тех характеристик и режимов работы, на которые эти агрегаты и узлы оказывают непосредственное влияние. Так, после замены ограничителя углов проверяются тормозные зоны и гидростопорение пушки на максимальном и минимальном углах; замена прибора автоблокировки требует проверки гидростопорения пушки и отключения цепей наведения при заряжании и т. п.
Таким образом, третья особенность ремонта автоматических систем состоит в том, что в технологический процесс текущего ремонта в войсковых условиях обязательно входит этап проверки и регулировки параметров системы после замены агрегатов.
§ 3. Методика обнаружения неисправных агрегатов и узлов
Этап выявления неисправного агрегата или узла в автоматической системе является наиболее сложным и трудоемким. Для увеличения производительности работ по локализации неисправностей разработано несколько способов.
Одним из наиболее совершенных является способ проверки автоматических систем с помощью специально сконструированных переносных диагностических приборов. На рис. 259 показан прибор для обнаружения неисправных агрегатов стабилизатора. Существо проверки состоит в измерении основных параметров агрегатов на работающей системе. Прибор может быть включен в различные участки проверяемой системы переходными кабелями. Однако этому способу присущи некоторые недостатки, главным из которых является необходимость создания специализированных приборов для каждой новой автоматической системы.
Наряду с развитием и совершенствованием этого способа следует рассмотреть другой, более универсальный по отношению к различным автоматическим системам. Способ этот заключается в применении общей методики локализации неисправностей автоматических систем на основании всестороннего анализа их внешних 506
проявлений. Основные положения такой методики будут сформулированы после подробного рассмотрения ее в приложении к стабилизаторам танкового вооружения.
Для автоматических систем характерным является то, что большинство неисправностей в различных агрегатах, узлах и элементах может вызвать отклонения от нормальной работы системы, внешне проявляющиеся почти одинаково.
Рис. 259. Переносной прибор для проверки танкового стабилизатора
вооружения
Для стабилизаторов это объясняется тем, что как управляющий (сигнал наведения), так и стабилизирующий (реакция системы на отклонение линии выстрела от заданного положения) сигналы на пути от задающих до исполнительных органов проходят ряд усилительных звеньев. Упрощенная (без обратных связей) блок-схема стабилизатора показана на рис. 260. Как видно из схемы, часть звеньев в каждой плоскости стабилизации (наведения) является общей для обоих сигналов. Часть же звеньев участвует только в формировании сигнала по наведению.
Если говорить об агрегатах, в которые конструктивно входят звенья рассматриваемой автоматической системы, то к агрегатам первой группы, формирующей сигналы стабилизации и наведения, относятся: