Файл: Технология ремонта ЭСО.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.07.2024

Просмотров: 284

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I особенности ремонта электрооборудования и автоматики

§ 1. Организация ремонта электрооборудования

§ 2. Виды ремонта и общая схема технологического процесса

Глава II технология ремонта систем электрооборудования и автоматики

§ 1. Дефекты систем и их классификация

§ 2. Характеристика систем электрооборудования и автоматики как объектов ремонта

§ 3. Методика обнаружения неисправных агрегатов и узлов

§ 4. Замена агрегатов электрооборудования и автоматики

§ 5. Ремонт электромонтажных комплектов и проводов бортовой сети

Глава III

§ 1. Начальные этапы технологического процесса ремонта аккумуляторных батарей

§ 2. Дефектация, ремонт и изготовление деталей и узлов

§ 3. Сборка и испытание аккумуляторных батарей

Глава IV технология ремонта электрических машин

§ 1. Начальные этапы технологического процесса ремонта электрических машин

§ 2. Дефектация, ремонт, изготовление деталей и узлов

§ 3. Сборка и испытание электрических машин

Глава V технология ремонта аппаратов регулирования и управления

§ 1. Начальные этапы технологического процесса ремонта аппаратов регулирования и управления

§ 2. Дефектация и ремонт узлов

§ 3. Сборка и предварительная регулировка аппаратов

§ 4. Испытание и окончательная регулировка аппаратов

§ 5. Особенности технологии ремонта гироскопическихприборов

Неисправности фазовых обмоток гиромоторов, вызывающие рез­кое снижение скорости вращения или полную остановку ротора, также приводят к потере стабилизации в обоих направлениях.

С выходной обмотки вращающегося трансформатора датчика угла сигнал как в вертикальной, так и в горизонтальной плоско­стях, поступает на усилители напряжения (см. рис. 260). Выход из строя этого звена также ведет к двусторонней неисправности в со­ответствующей плоскости. Лишь после фазочувствительного- вы­прямления образуется отдельная цепь для каждого направления сигнала.

В вертикальной плоскости после фазочувствительного выпрям­ления сигнал поступает на обмотки электромагнита гидроусили­теля. Электромагнит имеет две управляющие обмотки (по одной на каждое направление наведения) и одну обмотку возбуждения. Сле­довательно, при выходе из строя обмотки возбуждения неисправность будет двусторонней, а при обрыве одной из управляющих об­моток возможно отсутствие и наведения и стабилизирующего мо­мента в одну сторону; зависание одной из игл клапанной коробки (см. рис. 260) ведет к односторонней неисправности, а выход из строя приводного двигателя гидроусилителя—к двусторонней и т. д. В горизонтальной плоскости после фазочувствительного вы­прямления происходит усиление сигнала по мощности. При этом для каждого направления наведения существует свой усилитель мощности, собранный на отдельной лампе. Следовательно, неис­правности одной из ламп усилителя мощности, за исключением об­рыва в ней нити накала, проявятся как одностронняя неисправность системы в автоматическом режиме в горизонтальной плоскости. Точно так же, как видно из рис. 260, проявится выход из строя одной из обмоток О3 или О4 поляризованного реле, а также обмо­ток управления электромашинного усилителя ОУ1 или ОУ2. На­ряду с этим как в поляризованном реле, так и в электромашинном усилителе, возможны неисправности, которые выведут из строя си­стему по обоим направлениям. К числу этих неисправностей мож­но отнести обрыв провода, соединяющего подвижный контакт поля­ризованного реле с массой, обрыв в цепи питания обмоток управ­ления ЭМУ, неисправности приводного двигателя и якоря генера­тора ЭМУ. К двустороннему отсутствию стабилизации приведет и выход из строя исполнительного двигателя.

Итак, как двусторонние, так и односторонние неисправности стабилизатора по обеим плоскостям наведения могут быть вызва­ны выходом из строя различных агрегатов стабилизатора и отдель­ных узлов в этих агрегатах.


В вертикальной плоскости причины односторонних неисправно­стей следует искать в силовом цилиндре, гидроусилителе и в лампах фазочувствительного выпрямителя блока усилителей. Двусто­ронние неисправности могут быть следствием выхода из строя гироблока, каскадов усиления напряжения в блоке усилителей, при­водного двигателя гидроусилителя и обмотки возбуждения элек­тромагнита управления гидроусилителя.

В горизонтальной плоскости в автоматическом режиме к одно­сторонним неисправностям приведет выход из строя конечных кас­кадов блока усилителей, соответствующих обмоток поляризован­ного реле и ЭМУ, а также окисление соответствующей пары кон­тактов поляризованного реле. Выход из строя гироблока, началь­ных каскадов блока усилителей и некоторые неисправности поля­ризованного реле, ЭМУ и исполнительного двигателя вызывают двусторонние неисправности стабилизатора.

Однако, если в вертикальной плоскости возможность дальней­шего сужения круга агрегатов, подлежащих проверке, отсутствует, то в горизонтальной плоскости такая возможность имеется.

Система в горизонтальной плоскости может работать в двух режимах: автоматическом и полуавтоматическом. Часть агрегатов системы в обоих этих режимах выполняет совершенно одинаковые функции. К этим агрегатам относятся исполнительный двигатель и электромашинный усилитель. Кроме того, контактная группа поля­ризованного реле также работает в обоих режимах совершенно одинаково. Следовательно, сравнение работоспособности системы в автоматическом и полуавтоматическом режимах дает возмож­ность сделать некоторые выводы. Так, например, при двустороннем отсутствии стабилизирующего момента и при двустороннем же от­сутствии наведения в полуавтоматическом режиме неисправность следует искать прежде всего в исполнительном двигателе или в ге­нераторе ЭМУ. И, наоборот, при отсутствии стабилизирующего мо­мента в обе стороны, но при нормальном полуавтоматическом наве­дении исправность генератора ЭМУ и исполнительного двигателя гарантирована.

Разберем другой случай. Отсутствует полуавтоматическое наве­дение при нормальной работе в режиме стабилизации. Естествен­но, что генератор ЭМУ и исполнительный двигатель следует счи­тать исправными. Поскольку неисправность двусторонняя, то вы­ход из строя потенциометра пульта управления маловероятен, хотя возможен обрыв провода, соединяющего соответствующее гнездо штепсельного разъема с движком или нарушение контакта движ­ка с обечайками потенциометра. Наиболее вероятной причиной не­исправности в этом случае является обрыв обмотки О1: поляризо­ванного реле, так как реверс наведения в полуавтоматическом ре­жиме осуществляется за счет изменения направления тока в этой обмотке.


Таким образом, любая неисправность, проявляющаяся в авто­матическом и полуавтоматическом режимах одинаково (как двусто­ронняя или односторонняя), есть следствие выхода из строя агре­гата, узла или элемента, выполняющего одинаковые функции как в том, так и в другом режиме. Если же неисправность проявляется лишь в одном режиме, то эти агрегаты и узлы следует считать исправными.

Для выявления некоторых неисправностей можно пользоваться целым рядом искусственных приемов, дополняющих обычный по­рядок проверки работоспособности стабилизатора.

Здесь термин «искусственные приемы» применен для обозначе­ния действий, не являющихся необходимыми, естественными в про­цессе работы с исправным стабилизатором. А до сих пор речь шла о проверке работоспособности системы с применением только тех операций, которыми наводчик обычно пользуется и при отсутствии отклонений в работе стабилизатора. Таких искусственных приемов может быть, по-видимому, достаточно большое количество. Разбе­рем ряд примеров.

Причиной неисправностей, связанных с односторонним отсут­ствием моментов стабилизации и наведения, может быть (наряду с другими) выход из строя одной из ламп выходного каскада элек­тронного усилителя в соответствующей плоскости. В этом случае, чтобы убедиться в исправности этих ламп, достаточно поменять их

местами. Если лампы исправны, то внешнее проявление неисправ­ности останется прежним. Если же действительно одна из ламп не­исправна (например, потеряла эмиссию), то неисправность проявит­ся в другую сторону.

Разберем второй пример, когда искусственный прием может обеспечить быстрое обнаружение неисправного агрегата.

Выше уже говорилось о действии внутренних сигналов системы, которые уравновешиваются сигналом начального угла рассогласо­вания датчика угла. В горизонтальной плоскости стабилизации эти внутренние сигналы настолько велики, что при отключении выход­ного штепсельного разъема гироблока от системы башня, как пра­вило, начинает перемещаться в какую-либо сторону со значитель­ной скоростью, иногда близкой к средней скорости наведения. Сле­довательно, в случае обрыва выходной (измерительной) обмотки или обмотки возбуждения вращающегося трансформатора датчика угла горизонтального наведения (ВТ ДУ ГН) башня начнет пере­мещаться. Поскольку основную долю в суммарном моменте от внутренних сигналов составляет сигнал, обусловленный нессимметрией характеристик обмоток поляризованного реле; поскольку эта несимметрия носит постоянный характер, так как обмотки намота­ны на один сердечник внахлест, а также поскольку подключение обмоток в анодные цепи ламп на всех машинах одинаково, то баш­ня, как правило, в этом случае перемещается в одну сторону, а именно, вправо.


Но точно такое же внешнее проявление может иметь неисправ­ность, связанная с выходом из строя элементов сеточной или анод­ной цепей выходных ламп усилителя мощности, а также этих цепей фазочувствительного выпрямителя.

Выход ползунка потенциометра ПУ на одну из обечаек за счет ослабления крепления корпуса потенциометра проявится таким же образом, однако в этом случае при повороте ПУ в другую сторону скорость перемещения может быть уменьшена, снижена до нуля, а при дальнейшем отклонении пульта скорость изменит знак. Это будет свидетельствовать о том, что неисправен ПУ. Если же ника­ких изменений в скорости при поворотах пульта не происходит, то неисправен или гироблок (обмотки ВТ ДУ ГН) или блок усили­теля.

Для решения этого вопроса достаточно отсоединить выходной штепсельный разъем гироблока. Известно, что сигнал датчика ско­рости, приведенный к валу исполнительного двигателя, создает момент, который всегда стремится уменьшить скорость стабилизи­руемого объекта. Поэтому при отключении выходного разъе­ма гироблока в случае исправности усилительных звеньев стабили­затора скорость движения башни возрастет. Если же никакой реак­ции на отключение гироблока наблюдаться не будет, то неисправ­ность следует искать в блоке усилителей.

Руководствуясь всеми изложенными соображениями, можно значительно сузить круг агрегатов, узлов и элементов стабилизатора, которые подлежат проверке для выявления причины неисправ­ности того или иного характера. Дальнейшая работа заключается в проверке исправности электрических цепей общепринятыми мето­дами. Как правило, на этом этапе работы используют тестеры типа ТТ-1 или других типов, имеющиеся в комплекте ЗИП № 2. Для вы­деления проверяемых цепей используют монтажную схему стаби­лизатора.

Итак, рассмотрение вопросов методики обнаружения неисправ­ных агрегатов стабилизаторов позволяет сформулировать ряд по­ложений, пользуясь которыми можно в значительной степени сокра­тить время, необходимое для выполнения текущего ремонта систем. Основные положения этой методики сводятся к следующему.Основные проверки системы необходимо проводить во всех воз­можных режимах, не прекращая их при обнаружении ненормальностей в работе системы в одном из режимов. После окончания всех проверок нужно проанализировать характер внешнего прояв­ления неисправностей по каждому из режимов; при необходимости следует выполнить дополнительные проверки теми или иными «искусственными» приемами. Выполненные операции должны обес­печить возможность выделения агрегатов, узлов, элементов, отказы которых не могут иметь обнаруженного внешнего проявления. По­сле выделения исправных агрегатов легко выявить цепи элементов, подлежащих проверке, и проверить их исправность общепринятыми методами.


После обнаружения неисправного агрегата (узла) его заме­няют, а снятый агрегат подвергается ремонту.