Файл: Технология ремонта ЭСО.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.07.2024

Просмотров: 274

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I особенности ремонта электрооборудования и автоматики

§ 1. Организация ремонта электрооборудования

§ 2. Виды ремонта и общая схема технологического процесса

Глава II технология ремонта систем электрооборудования и автоматики

§ 1. Дефекты систем и их классификация

§ 2. Характеристика систем электрооборудования и автоматики как объектов ремонта

§ 3. Методика обнаружения неисправных агрегатов и узлов

§ 4. Замена агрегатов электрооборудования и автоматики

§ 5. Ремонт электромонтажных комплектов и проводов бортовой сети

Глава III

§ 1. Начальные этапы технологического процесса ремонта аккумуляторных батарей

§ 2. Дефектация, ремонт и изготовление деталей и узлов

§ 3. Сборка и испытание аккумуляторных батарей

Глава IV технология ремонта электрических машин

§ 1. Начальные этапы технологического процесса ремонта электрических машин

§ 2. Дефектация, ремонт, изготовление деталей и узлов

§ 3. Сборка и испытание электрических машин

Глава V технология ремонта аппаратов регулирования и управления

§ 1. Начальные этапы технологического процесса ремонта аппаратов регулирования и управления

§ 2. Дефектация и ремонт узлов

§ 3. Сборка и предварительная регулировка аппаратов

§ 4. Испытание и окончательная регулировка аппаратов

§ 5. Особенности технологии ремонта гироскопическихприборов

§ 4. Замена агрегатов электрооборудования и автоматики

Технологический процесс замены агрегатов электрооборудова­ния и автоматики бронетанковой техники состоит из четырех эта­пов: подготовительного, снятия неисправного агрегата, установки исправного или отремонтированного агрегата и заключительного этапа.

Подготовительный этап включает операции, связанные с подго­товкой объекта и рабочего места, а также с отсоединением заменяе­мого агрегата от электромонтажного или гидромонтажного комп­лекта. В зависимости от конструкции объекта, от размещения заме­няемого агрегата, от удобств доступа к нему подготовительный этап имеет различную трудоемкость. Время на выполнение подготови­тельного этапа составляет 25—30% всего времени, необходимого на замену агрегата.

При замене, например, гироблока подготовительный этап со­стоит лишь в придании пушке максимального угла снижения и в отсоединении от гироблока двух штепсельных разъемов электро­монтажного комплекта.

Значительно сложнее подготовительный этап при замене на ряде объектов генератора, распределительной коробки или электромашинного усилителя стабилизатора, а также некоторых аппаратов других систем. Так, например, для замены генератора на некоторых модификациях средних танков необходимо слить топливо из сред­ней группы баков, снять перегородку между боевым и моторно-трансмиссионным отделением, отсоединить и вынуть средние топ­ливные баки.

Значительный объем работ на подготовительном этапе обуслов­лен весьма плотной компоновкой агрегатов в современных броне-объектах. Невыполнение какой-либо из операций подготовительно­го этапа резко усложняет и увеличивает время на выполнение основных операций.

Необходимо обращать внимание на сохранность крепежных де­талей и на аккуратное отворачивание накидных гаек штепсельных разъемов.

Этапы снятия неисправного агрегата и установки отремонтиро­ванного выполняются, как правило, с использованием стандартно­го инструмента. Большинство агрегатов электрооборудования и автоматики крепится к корпусу бронеобъекта в двух-трех точках. В кронштейнах генераторов и некоторых других электрических машин имеются установочные штифты, а в корпусах — специальные отверстия.

Целый ряд агрегатов крепится к корпусу через резиновые амор­тизаторы. В этих случаях контакт корпусов агрегатов с корпусом бронеобъекта осуществляется специальной перемычкой. При снятии агрегатов необходимо следить за сохранностью, а при установке— за правильностью сборки и установки деталей амортизаторов и массовых перемычек. Болты крепления агрегатов должны быть за­тянуты до отказа. Особенно важно выполнять это требование при креплении гироскопических приборов. Слабая затяжка болтов креп­ления может привести к их самопроизвольному отворачиванию. В результате нарушается жесткая связь между корпусом объекта и основанием гироскопического прибора, что немедленно вызовет потерю точности его работы.


Заключительный этап замены агрегатов электрооборудования и автоматики состоит в подсоединении отремонтированного или но­вого агрегата к кабелям и проводам сети и в установке предвари­тельно снятых узлов и агрегатов. На этом этапе следует обращать внимание на аккуратное подсоединение плюсовых проводов к экра­нированным разъемам электрических машин.


§ 5. Ремонт электромонтажных комплектов и проводов бортовой сети

При войсковом (текущем и среднем) ремонте бронетанковой техники ремонт электромонтажных кабелей и проводов бортовок сети осуществляют, как правило, без снятия дефектных проводое с объекта.

При капитальном ремонте вся электропроводка снимается с корпуса и башни. На специализированных участках производится дефектация и ремонт отдельных проводов и электромонтажных комплектов. В мирных условиях многие провода бортовой сети за­меняются новыми.

При замене дефектного провода сечение, длина и марка нового провода должны_соответствовать заменяемому. При отсутствии про­вода требуемого сечения допускается установка провода сечением на одну ступень выше требуемого по ТУ. Провода марок ПР, ПРП, ЛПРГС, БПВЛ, БПВЛЭ могут быть заменены проводом марки ЛПРГСЭ.

Для проводов бортовой сети и проводов электромонтажных комплектов характерны следующие дефекты:

1) обрывы жил или нарушения пайки провода с наконечником или штырем (гнездом) штепсельного разъема электромонтажного кабеля;

2)повреждения металлической оплетки (экранировки) прово­дов;

3) повреждения изоляции проводов. К ним относятся размяг­чение или пересыхание изоляции, ведущее к уменьшению ее сопро­тивления или пробою, а также сквозное перетирание изоляции;

4)обгорание, окисление, загрязнение штырей (гнезд) штепсель­ных разъемов или наконечников проводов;

5) изгиб или излом штырей штепсельных разъемов или нако­нечников проводов;

6) повреждения штепсельных разъемов. К ним относятся сры­вы резьб накидных гаек; трещины корпусов, накидных гаек и внут­ренних изоляционных втулок, а также сколы или стирание направ­ляющих выступов.

Обрывы жил чаще всего являются следствием механических воздействий: ударов инструментом при демонтажно-монтажных работах, попадания плохо закрепленных проводов между взаимно перемещающимися деталями, а также боевых повреждений.

Обрывы жил устраняют путем их сращивания. Для этого раз­делывают концы оборванного провода так, как показано на рис. 262, и сращивают их. Перед сращиванием концы проводов тщательно зачищают, после чего скручивают их плоскогубцами и загибают в противоположные стороны. Скрутки пропаивают припоем ПОС-40 и обвертывают изоляционной лентой. Лента должна перекрывать на 10—15 мм хлорвиниловую (резиновую) изоляцию жилы. Затем на изоляционную ленту накладывают бандаж из прочных хлопча­тобумажных ниток. Бандаж должен перекрывать хлопчатобумаж­ную оплетку на 10—15 мм. Нитяной бандаж пропитывают шеллач­ным или бакелитовым лаком. Поверх нитяного бандажа наклады­вают вплотную (виток к витку) проволочный бандаж из мягкой медной проволоки диаметром 0.3—0,5 мм, который пропаивают припоем ПОС-40.


Сращиванию поддаются провода сечением до 40 мм2. Провода большего сечения обычно заменяются. Допускается не более одно­го сращивания на 1 м длины провода.

Обрывы в местах пайки жил к наконечникам или штырям (гнез­дам) штепсельных разъемов являются следствием или некачест­венной пайки, или неправильного закрепления наконечника на проводе.

Рис. 262. Схема сращивания оборванных прово­дов:

а — разделка концов проводов; б —сращивание и бандажирование; 1 — жила провода; 2 — ви­ниловая (резиновая) изоляция; 3 — хлопчато­бумажная оплетка; 4 — металлическая оплетка; 5 — изоляционная лента; 6 — нитяной бандаж; 7 — проволочный бандаж

Технологический процесс разделки концов проводов, закрепле­ния и заделки наконечников представлен на рис. 263. Технические условия на войсковой ремонт электрооборудования бронетанковой техники допускают два способа заделки наконечников:

— с применением полихлорвиниловой ленты ПХЛ-020 с после­дующим одеванием полихлорвиниловой трубки марки Б-230 на шеллаке или бакелитовом лаке;

— с применением электроизоляционной прорезиненной ленты с последующим наложением бандажа из хлопчатобумажных ниток и пропиткой его шеллачным или бакелитовым лаком

Рис. 263. Последовательность заделки наконеч­ников проводов

Обрывы проводов в местах пайки к штырям или гнездам штеп­сельных разъемов электромонтажных комплектов устраняются по­сле разборки штепсельного разъема. Разборка штепсельного разъе­ма (рис. 264) для пайки провода к штырю выполняется в такой последовательности: отворачивают стяжной болт, разгибают и сдви­гают на жгут хомут 3, отворачивают накидную гайку 2, выверты­вают два стяжных винта корпуса и снимают две половины кор­пуса 1.

В современных автоматических системах используются жгуты из 30 и более проводов, подпаянных к штырям (гнездам) одного штепсельного разъема. Если место пайки находится в централь­ной части такого разъема, то нередко приходится отпаять несколь­ко проводов, предварительно пронумеровав их по номерам шты­рей, и лишь после этого удается разделать отпаявшийся провод и впаять его в отверстие штыря (гнезда) разъема. Разделка конца провода и изоляция места пайки осуществляются аналогично остальным проводам жгута. Для изоляции места пайки применяют или бакелитовый лак, или полихлорвиниловую трубку Б-230.


Повреждения металлической оплетки являются наиболее рас­пространенным дефектом проводов. Этот дефект не приводит к не­медленным отказам цепи или системы. Однако лишенный надежной защиты изоляционный слой может быть быстро выведен из строя, что вызовет отказ системы, устранение которого, как правило, тре­бует гораздо больше трудозатрат, чем восстановление экранирую­щей металлической оплетки.

Рис. 264. Устройство штепсельного разъема электромон­тажного комплекта:

I — корпус; 2 — гайка накидная; 3 — хомут стяжной; 4 — кольцо стопорное; 5, 6 — втулки изоляционные

При капитальном ремонте провода с повреждениями оплеткк заменяются. Техническими условиями на войсковой ремонт допус­кается постановка металлического проволочного бандажа на дли­не до 50 мм. На 1 ж длины провода можно установить не более одного бандажа. Технология бандажирования такая же, как при устранении обрыва жилы провода.

Повреждение изоляции является одним из наиболее серьезных дефектов проводов бортовой сети и электромонтажных комплектов. Уменьшение сопротивления и пробой изоляции ведут к выходу из строя узлов и агрегатов систем, а при несвоевременном обнаруже­нии и устранении могут привести к возгоранию электропроводов и объекта. Техническими условиями задается определенная величина сопротивления изоляции для электрических цепей и систем в раз­личных объектах. Так, например, сопротивление изоляции между токоведущими частями и металлической оплеткой электромонтаж­ных комплектов стабилизаторов при температуре окружающего воздуха 20 ± 5°С должно быть не менее 20 МОм.

При местном повреждении изоляции (пробое или перетирании) возможно восстановление провода таким же образом, как при об­рыве жилы. Если же изоляция провода имеет малое сопротивление, то необходимо заменить весь провод. Замена проводов бортовой сети и жгутов электромонтажных комплектов в бронеобъекте при войсковом ремонте — операция чрезвычайно сложная, а зачастую и невыполнимая. Это обуслов­лено тем, что при сборке объекта в процессе изготовления или ка­питального ремонта провода и электромонтажные комплекты в кор­пусе и башне укладываются первыми. Затем устанавливаются все остальные агрегаты. Поэтому при текущем и среднем ремонте при неисправностях, требующих замены провода, отсоединяют оба кон­ца неисправного провода, изолируют их, оставляя сам провод на месте. Новый провод протягивают и прикрепляют к корпусу так, чтобы он не мешал экипажу, не мог быть легко поврежден и не на­ходился бы в зоне взаимно перемещающихся деталей.