Файл: понятие и цели адаптации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Профессиональная адаптация отражается в овладении определенным уровнем профессиональных навыков и умений, формировании у личности необходимых профессиональных качеств и развитии у работника положительного отношения к профессиональной деятельности. Проявляется в изучении профессиональной деятельности, приобретении профессиональных навыков, необходимых и достаточных для выполнения трудовой деятельности.

Санитарно-гигиеническая адаптация представляет собой процесс освоения работником новых правил трудового распорядка, требований производственной, технологической и трудовой дисциплины. Он привыкает подготавливать рабочее место к трудовому процессу, придерживаясь сложившихся в организации требований техники безопасности и сохранения здоровья, условий производства, гигиенических и санитарных норм, а также с учетом экологической безопасности окружающей среды. Санитарно-гигиенические нормы в современном производстве подвержены моральному устареванию не меньше, чем техника и технология. Это процесс освоения условий, необходимых для работников во время труда. В современном производстве морально стареют не только техника и технология, но и санитарно-гигиенические нормы производственной обстановки. Улучшение санитарно-гигиенических условий труда и быта работников, появление все большего количества удобных и современных квартир, одежды, предметов туалета не могут не сказаться на производственной деятельности. Результаты многих исследований свидетельствуют о том, что санитарно-гигиенические условия комфорта крайне важны для рабочих и оцениваются ими критично [21, с. 249].

Несмотря на наличие различий между видами адаптации, все они находятся в постоянном взаимодействии, поэтому процесс управления требует наличия единой системы инструментов воздействия, обеспечивающих быстроту и успешность адаптации.

1.3 Этапы адаптации

Рассмотрим основные этапы адаптации.

Первый этап - подготовительный. Он проводится еще до выхода сотрудника на работу. Он включает в себя: беседу линейного руководителя с сотрудниками отдела о приходе новичка; подготовку рабочего места; назначение наставника или сотрудника, который поможет ему «вжиться в коллектив»; составление характеристики сотрудника по результатам собеседования. Будет неплохо, если новичок получит бейдж с фотографией, чтобы к нему можно было обращаться по имени [6, с. 87].


Следующий этап адаптации - введение в организацию (занимает 1-3 дня). Основными мероприятиями считаются: ознакомительная беседа с менеджером по персоналу; экскурсия по подразделениям компании; представление работника коллективу компании; размещение информации о новом сотруднике на корпоративном сайте.

Некоторые компании в помощь новым сотрудникам издают небольшие буклеты (welcome-book), в которых содержится необходимая информация: логотип компании, краткая история, структура компании, схема офиса, основные телефоны, имена сотрудников с комментарием, к кому по какому вопросу можно обратиться.

Так же новый сотрудник должен окончательно оформить документы в отделе кадров, ознакомится с Книгой Сотрудника, Должностной Инструкцией, Положением о Компании (штатное расписание, уставный фонд, направление деятельности, цели и перспективы развития компании и т.д.).

Следующий, третий, этап адаптации - введение в подразделение (обычно первая неделя работы). Сотрудник службы персонала и непосредственный руководитель знакомят нового сотрудника со структурой компании, с ее традициями и порядками, с системой документооборота и взаимодействия с другими отделами, с принятой в компании системой отчетности. Так же происходит подробное знакомство с технологиями и процедурой работы подразделения, в которое приходит сотрудник. На этом же этапе сотрудник узнает, какие негласные порядки и нормативы приняты в подразделении. Нелишним будет, если сотрудник отдела персонала расскажет, чем он может помочь в адаптации, поддержке, регулировании конфликтов, если таковые возникнут. Так же преподнесение сдержанной информации о будущих коллегах, их интересах, особенностях общения будут полезны для новичка [12, с. 71].

Четвертым этапом является введение в должность (1 месяц). На данном этапе в совместном разговоре непосредственного руководителя, наставника и нового сотрудника определяются сроки обучения новичка и форма его аттестации. Важно рассказать новичку, при помощи каких критериев и процедур будет проводиться оценка его работы. На этом же этапе производится постановка задач на первый месяц работы, составляется план работы на испытательный срок, проводится обучение на рабочем месте. Необходимо, чтобы в компании была составлена специальная форма, где перечисляются все важные компетенции, которые будут оцениваться у нового сотрудника по итогам первых месяцев работы, чтобы у новичка было полное представление о стоящих перед ним задачах и ожиданиях руководства к эффективности его работы.


Работа в должности (2-3 месяца) - пятый этап адаптации. Основные мероприятия: контроль самостоятельной работы нового сотрудника, контроль над выполнением плана испытательного срока, поставленных целей и задач; оказание новичку профессиональной и эмоциональной поддержи при выполнении поставленных задач, а так же помощи в установлении позитивных отношений с коллегами. На данном этапе адаптации проводится текущая оценка нового сотрудника, предоставляется обратная связь по результатам работы (в конце испытательного срока сотрудник предоставляет руководителю заполненную форму с достигнутыми ожиданиями) [33, с. 183].

Последним этапом адаптации является поддерживающий этап (3-6 месяцев). Сюда входит разработка и проведение мероприятий на основе оценки прохождения испытательного срока и личного плана сотрудника. Этот этап носит поддерживающий характер.

Для того чтобы контролировать процесс адаптации нового сотрудника существует технология «четырех контрольных точек»: после первого дня работы, после первой рабочей недели, в первый месяц работы и за 10 дней до окончания испытательного срока. На любом из этих этапов у нового сотрудника могут возникнуть проблемы и сомнения, которые повлияют на его решение оставаться работать в компании дальше или нет. Именно в эти моменты служба персонала должна оказать новичку необходимую психологическую помощь и поддержку.

На основании вышесказанного, адаптация и ее процесс является основным этапом для профессионального становления работников. Адаптация помогает работнику стать частью коллектива, установлению контактов на рабочем месте, что в дальнейшем ведет к более продуктивному взаимодействию, а это непосредственно сказывается на результатах труда и финансовой выгоде для организации.

Глава 2. Анализ адаптации персонала в ООО «Нижегородский молочный дом»

2.1. Краткая характеристика предприятия

ООО «Нижегородский молочный дом» находится по адресу: Россия, Нижегородская область, Нижний Новгород, ул. Гороховецкая, 9.


Компания была основана в 2001 году. На сегодняшний день - это одна из крупнейших компаний отечественного молочного рынка. Собственный производственный комплекс, расположенный в городе Нижний Новгород, оснащен лучшим современным оборудованием. Мощность производства составляет до 10 тонн выработки готовой продукции в сутки.

Основные принципы производства - высокое качество, широкий ассортимент выпускаемой продукции, забота о здоровье (перерабатывающее производство использует только качественное, экологически чистое сырье).

Отличительными особенностями работы ООО «Нижегородский молочный дом» являются:

  • индивидуальный подход к клиентам и партнерам;
  • наличие собственного современного автопарка, а также крупных, отлаженных сбытовых и транспортных структур;
  • следование последним тенденциям и изменениям рынка;
  • экологичность сырья и соблюдение всех элементов производственного процесса, позволяющее получать продукт высочайшего качества;
  • обширная география доставки.

Склады оборудованы современными средствами погрузки/разгрузки, транспортёрами, камерами хранения.

Миссия ООО «Нижегородский молочный дом» - создавать высококачественный продукт.

Организационная структура организации представлена на рисунке

Рисунок 1 - Организационная структура управления ООО «Нижегородский молочный дом»

Организационная структура управления ООО «Нижегородский молочный дом» построена по линейно-функциональному принципу.

Итак, при линейно-функциональной структуре управления вся власть находится в руках у линейного руководителя, в ООО «Нижегородский молочный дом» - это директор. Он координирует работу функциональных подразделений и следит за тем, чтобы их цели соответствовали целям всего предприятия в целом. Функциональные подразделения в свою очередь учувствуют наряду с генеральными в разработке и подготовке решений, планов программ.

Основные финансовые показатели ООО «Нижегородский молочный дом» представлены в таблице 2.

Из таблицы 2 следует, что организация в 2018 году наращивает темпы производства за счет выпуска новых видов продукции и, осваивая новее рынки сбыта, о чем свидетельствует рост объемов продаж на 5,93 %. Увеличение выручки от реализации произошло за счет увеличения объемов реализации при незначительном увеличении цены на реализуемую продукцию.

В 2019 году наблюдается спад, связанный со снижением спроса на продукцию, что привело к снижению выручки на 6,27 %.


Таблица 2 - Основные финансовые показатели деятельности ООО «Нижегородский молочный дом» в 2017-2019 гг.

Наименование показателя

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Темп роста, %

2018/ 2017

2019/ 2018

Выручка, тыс. руб.

391280

414477

388510

105,9

93,7

Себестоимость, тыс. руб.

290269

325213

315123

112,0

96,9

Валовая прибыль, тыс. руб.

101011

89264

73387

88,4

82,2

Прибыль от продаж, тыс. руб.

35740

21285

8351

59,6

39,2

Чистая прибыль (+)/ убыток (-), тыс. руб.

20449

6267

-1459

30,7

-23,3

Среднегодовые активы, тыс. руб.

136405,5

134421

126589

98,6

94,2

Среднегодовая численность работников, чел., в т.ч. занятых

182

176

162

96,7

92,1

- в основном производстве

154

148

143

96,1

96,6

Величина основных фондов, тыс. руб.

37676,5

35955

32431,5

95,4

90,2

Фонд заработной платы – сумма, тыс. руб.

33271,1

36630,5

35456,6

110,1

96,8

Средняя заработная плата одного работника, тыс. руб.

15234

17344

18239

113,9

105,2

Производительность труда, тыс. руб./чел.

2149,89

2354,98

2398,21

109,5

101,8

Фондоотдача, руб./ 1 руб. ОФ

10,39

11,53

11,98

111,0

103,9

Фондоемкость, 1 руб. ОФ/руб.

0,096

0,087

0,083

90,1

96,2

Фондовооруженность, тыс. руб./чел.

207,01

204,29

200,19

98,7

98,0

Рентабельность продаж, %

9,13

5,14

2,15

56,3

41,8

Рентабельность продаж по чистой прибыли, %

5,23

1,51

-

28,9

-

Рентабельность активов , %

14,99

4,66

-

31,1

-