Файл: Теоретические аспекты коммерческой деятельности организации.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 288
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты коммерческой деятельности организации
1.1. Понятие и сущность коммерческой деятельности организации
1.2. Роль коммерции в сфере оптовой торговли
Глава 2. Особенности коммерческой деятельности (на примере ООО «Несмас-М»)»
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Особенности коммерческой деятельности в организации
2.3. Пути совершенствования коммерческой деятельности в организации
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Коммерческая деятельность - эато сложная оперативно-оргаанизационная система, направленная наа обеспечение свершения процеассов купли-продажи ас учетом текущих аи перспективных рыночных измеанений в целях поланого удовлетворения спроса насеаления и получения праибыли. Это такая деятелаьность, которая позволяет всеам участникам коммерческого обоарота усиленно взаимодействовать ас учетом взаимной выгоады на всех этаапах реализации торговых сдаелок. Именно коммерческая деятелаьность способствует эффективному разваитию производства и влиаяет на формирование егао объемов и персапективных направлений.
Целью работы является анализ коммерческой деятельности организации и разработка мероприятий по совершенствованию коммерческой деятельности в сфере оптовой торговли ООО «Несмас-М».
Основные задачи, вытекающие из поставленной цели исследования, сводятся к следующему:
- Рассмотреть понятие и сущность коммерческой деятельности организации.
- Рассмотреть роль коммерции в сфере оптовой торговли.
- Дать общую характеристику организации.
- Выявить особенности коммерческой деятельности в организации.
- Предложить пути совершенствования коммерческой деятельности в организации.
Объектом исследования выступает коммерческое предприятие ООО «Несмас-М».
Предметом исследования является организация коммерческой деятельности предприятия.
В качестве источников для написания работы были использованы труды отечественных и зарубежных экономистов: Е.Н. Киселевой, О.В. Памбухчиянц, С.Н. Виноградовой, Ф.Г. Панкратова, Ф.П. Половцевой, Т.Н. Жуковой, Г.В. Савицкой и т.д., данные бухгалтерского учета и учредительные документы организации.
При написании работы использовались следующие методы - методы наблюдения, аналогии, экспертные оценки, экономико-математические расчеты, обеспечивающие определение экономической эффективности коммерческой деятельности.
По своей структуре работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты коммерческой деятельности организации
1.1. Понятие и сущность коммерческой деятельности организации
Коммерция – слово латинского происхождения (от лат. Comаmercium – торговля). Однако надо иметь в виду, что термин «торговля» имаеет двоякое значение: в оданом случае он ознаачает самостоятельную отрасль народного хозяйства (торговлю), ав другом – торговые процессы, направленные на осущеставление актов купли-продажи товаров. Коммерческая деяательность связана со втоарым понятием торговли – тораговыми процессами пао осуществлению актов купали-продажи с целаью получения приабыли[1].
Коммерческая деятаельность – более узкое понаятие, чем предпринимательство. Предпраинимательство – это органиазация экономической, произвоадственной и иной деятельаности, приносящей предпринимателю дохаод. Предпринимательство может ознаачать организацию промышленного предаприятия, сельской фермы, торагового предприятия, предприятия обслужиавания, банка, адвокатской контаоры, издательства, исследовательского учреаждения, кооператива и ат.д.[2]
Иаз всех этих виадов предпринимательской деятельности толаько торговое дело яваляется в чистом видае коммерческой деятельностью. Такаим образом, коммерцию слаедует рассматривать как одану из форм (видаов) предпринимательской деятельности[3]. Ва то же враемя и в некоаторых видах предпринимательской деятельаности могут осуществляться операации по купле-продааже товаров, сырья, загоатовленной продукции, полуфабрикатов аи т.п., ат.е. элеменаты коммерческой деятельности моагут осуществляться во всеах видах предпринимательства, нао не являются даля них определяющими, глаавными.
В отечественной аи зарубежной экономической литеаратуре существуют различные опредеаления коммерческой деятаельности. В Гражданском Кодексе РФ (ГК РФ) в статье 2 ГК РФ устанавливается «что предпринимательской является самостоятельная осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли…» а в статье 50 (ГК РФ) указывается «Юридическими лицами могут быть организации, преследующие получение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве таковой цели …»[4]. В базовом юридическом документе коммерческая деятельность и предпринимательство напрямую связываются с получением прибыли.
Таблица 1
Распространенные определения коммерческой деятельности[5]
Источник, автор |
Определение коммерческой деятельности |
Толковый словарь В.И.Даля |
«торг, торговля, торговые обороты, купеческие промыслы». |
Осипова Л.В., Синяева И.М. |
Коммерческая деятельность – совокупность процессов и операций, направленных на совершение купли-продажи товаров с целью удовлетворения покупательского спроса и получения прибыли |
Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. |
Коммерческая деятельность – это совокупность торговых процессов по осуществлению актов купли-продажи с целью получения прибыли |
Половцева Ф.М. |
Коммерческая деятельность – совокупность коммерческих операций, направленных на эффективную куплю продажу и доведения товаров до потребителей с ориентацией на спрос и получение реальной прибыли |
Гуняков Ю.В. |
Коммерческая деятельность в научном осмыслении- это сложная и противоречивая система экономических и торгово-технологических отношений взаимовыгодной купли-продажи между субъектами рынка. |
Л.П. Дашков и О.В. Памбухчиянц |
коммерческая деятельность в торговле представляет собой совокупность последовательно выполняемых торгово-организационных операций, которые осуществляются в процессе купли-продажи товаров и оказания торговых услуг с целью получения прибыли. |
Куимов В.В. Гуняков Ю.В. Рубан О.В. |
Коммерческая деятельность как система отношений торгово-экономических и торгово-технологических в целях максимизации взаимовыгоды для удовлетворения экономических интересов продавца и покупателя. |
Главная цель коммерческой деятельности – получение прибыли через удовлетворение покупательского спроса при высокой культуре торгового обслуживания. Эта цель в равной степени важна как для организаций и предприятий, так и для отдельных лиц, осуществляющих операции купли-продажи на рынке товаров и услуг.
Аватор учебного пособия Панкаратов Ф.Г. утваерждает, что содержание основ коммеарческой деятельности включаает такие напраавления[6]: закупка материалаьно-технических ресурсов промаышленными предприятиями и товааров оптово-посредническими аи др. торговаыми предприятиями; планиарование ассортимента и сбаыта продукции на проамышленных предприятаиях; организация сбыта проадукции предприятиями-изготаовителями; выбор наилаучшего партнера в коммерчаеской деятельности; организация опатовой продажи товаров и коммаерческое посредничество; розаничная торговля как форама коммерческо-посреднической деятеальности.
Коммерческие отношенаия могут развиваться в усаловиях экономической свободы субъаектов деловых отношений, котаорая предполагает владение капиаталом и умение упраавлять финансами, ориентаацию на извлечение максимально возмоажной для складывающихся услоавий прибыли и наиболее выгодные споасобы ее капитализации, умение упраавлять коммерческим риском, формироавание таких организационных струактур коммерции, которые споасобны приспосабливаться к меняающимся условиям, восприимчивость к изаменениям в потребностях рыанка, полное равноправие партанеров. В тоже враемя нельзя считать эконоамической свободой в коммераческой деятельности полную незаваисимость от интересов и деайствий субъектов рынка, поскаольку в ряде слуачаев для достижения кааких-либо стратегических целаей необходим компромисс са деловыми партнерами. Краоме того, свобода коммаерческих взаимоотношений можает ограничиваться условиями внеашней среды, коммерческой тайнаой и другими объеактивными факторами.
Следоватеально, коммерческая рабаота в торговле представаляет собой обширную сфеару оперативно-организационной деятелаьности торговых организаций и предаприятий, направленной на соваершение процессов купли-продажи товараов для удовлетворения спраоса населения и полученаия прибыли.
Акт купали-продажи товаров базиаруется на основной формауле товарного обращения – смеане формы стоимаости[7]:
Д – Т и Т’ – Д’
Из этого вытекает, что коммерческая работа в торговле – понятие более широкое, чем простая купля-продажа товара, т.е. чтобы акт купли-продажи состоялся, торговому предпринимателю необходимо совершить некоторые оперативно-организационные и хозяйственный операции, в том числе изучение спроса населения и рынка сбыта товаров, нахождение поставщиков и покупателей товаров, налаживание с ними рациональных хозяйственный связей, транспортировку товаров, рекламно-информационную работу по сбыту товаров, организацию торгового обслуживания и т.д.
Для достижения поставленных задач необходимо руководствоваться следующими основными принципами[8]: неразрывная связь коммерции с принципами маркетинга; гибкость коммерции, ее направленность на учет постоянно меняющихся требований рынка; умение предвидеть коммерческие риски; выделение приоритетов; проявление личной инициативы; высокая ответственность за выполнение принятых обязательств по торговым сделкам; нацеленность на достижение конечного результата – прибыли.
Управление – есть сознательное воздействие человека на объекты и процессы в целях придания деятельности предприятия коммерческой направленности и получения определенных результатов.[9]
По мере усложнения производства управление превратилось в особую категорию, вовлекая все больше и больше участников. В управлении деятельностью предприятия присутствуют две стороны: управляющие и управляемые. Тех, кто управляет, принято называть субъектами управления, к ним относятся администраторы, руководители, управляющие.
Объекты управления – это те, кем управляют – работники, коллективы, и то, чем управляют – экономика, коммерческое дело, торговый процесс[10].
Взаимодействие субъектов и объектов посредством управляющих воздействий и обратной связи позволяет целенаправленно управлять всесторонней деятельностью предприятия. Управляющие воздействия представлены законами, указами, планами, программами, постановлениями, нормативами, рекомендациями, инструкциями, материальными и финансовыми стимулами. Обратные связи – это результаты непосредственных наблюдений и контроля со стороны субъекта управления, статистическая и текущая отчетность, бухгалтерская документация[11]. В новых условиях хозяйствования торговых предприятий многие методические и практические положения отечественного управления оказались неприемлемыми. Это вызвано тем, что наука управления в нашей стране нарабатывалась с ориентацией на интересы государства. Подходы к формированию основополагающих принципов и методов носили преднамеренный характер и были направлены на процессы управления предприятиями государственной формы собственности.
Рыночная система управления приобрела особую значимость в России в связи с переходом к рыночной экономике. В условиях рынка возникает потребность в расширении управленческих задач, разработке новых приемов и методов управления, пригодных для разнообразных форм собственности и развития коммерческой деятельности торговых предприятий. Другими словами, предполагается постоянный поиск путей совершенствования управления. Процесс управления торговым предприятием должен быть основан на рыночных принципах и методологии современного управления.
Зарубежная наука управления прошла долгий путь своего развития.
Предпосылками для этого являлись[12]: экономические законы рынка; динамизм потребительского рынка; иерархическое построение структуры управления с ориентацией на стратегический курс в деятельности предприятия; организованность предприятия, определяемая его интегрированностью и приспособленностью к изменениям внешней среды; исходные и результирующие параметры.