Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические основы исследования оборотных активов
1.1. Понятие, сущность и структура оборотных активов предприятия
1.2. Методы анализа оборотных активов
Глава 2.Анализ оборотных активов ООО «Эксклюзив Продукт»
2.1. Краткая характеристика ООО «Эксклюзив Продукт» и оценка основных показателей его деятельности
2.3. Анализ дебиторской задолженности
Глава 3. Пути повышения эффективности использования оборотных активов ООО «Эксклюзив Продукт»
По данным таблицы 14 видно, что на протяжении исследуемых лет коэффициент абсолютной ликвидности увеличивается и в 2014 г. достигает норматива. В 2014 г. за счет денежных средств предприятие может погасить в срочно порядке 23 % всей своей краткосрочной задолженности. Таким образом, риск неуплаты долгов для поставщиков товаров достаточно низкий. В то же время показатели платежеспособности в отсроченном периоде нормативам не соответствуют. Так, в 2014 г. в ближайшее время предприятие может погасить лишь 62 % от всей краткосрочной задолженности (при нормативе не менее 80 %), а, мобилизовав для уплаты долгов все свои средства - только 87 % задолженности.
Таким образом, платежеспособность предприятия нарушена. Причем, наличия денежных средств на расчетных счетах достаточно для осуществления срочных платежей. В то же время соотношение структуры оборотных активов и обязательств не оптимально, что приводит к платежным недостаткам. Для подтверждения этого вывода оценим ликвидность баланса.
В таблице 15 представлена оценка ликвидности балансов в 2013-2014 гг.
Таблица 15
Анализ ликвидности баланса в 2013-2014 гг.[21]
Показатель |
2013 |
2014 |
Показатель |
2013 |
2014 |
Платежный излишек или недостаток |
|
2013 |
2014 |
||||||
А1 |
1695 |
3075 |
П1 |
11638 |
12885 |
-9943 |
-9810 |
А2 |
4866 |
5098 |
П2 |
199 |
264 |
4667 |
4834 |
А3 |
3376 |
3234 |
П3 |
- |
- |
3376 |
3234 |
А4 |
536 |
418 |
П4 |
-1363 |
-1333 |
1899 |
1751 |
Баланс |
10473 |
11825 |
Баланс |
10473 |
11825 |
- |
- |
Недостаток абсолютно ликвидных активов незначительно сократился и составил 9 810 тыс.руб. Привлечение дебиторской задолженности и запасов, по-прежнему, не позволяет покрыть платежный недостаток. Это вывод подтверждает рассчитанный ранее коэффициент текущей ликвидности, который на протяжении всего исследуемого периода не достигает 1 (по данным 2014 г. он составляет 0,87).
Таким образом, можно сделать вывод, что ООО «Эксклюзив Продукт» испытывает проблемы с обеспечением ликвидности баланса и платежеспособности, что вызвано нерациональной структурой активов.
Итак, проведенное во второй главе работы исследование позволяет сделать следующие выводы. Несмотря на рост объемов продаж, в 2012-2014 гг. финансовые результаты деятельности ООО «Эксклюзив Продукт» ухудшаются; чистая прибыль в 2014 г. значительно ниже показателей двух предыдущих лет. Большая часть имущества предприятия представлена оборотными активами. Анализ оборотных активов предприятия позволяет сделать выводы об улучшении их структуры: при снижении доли дебиторской задолженности и запасов отмечается рост удельного веса денежных средств. В 2012-2014 гг. собственный капитал у предприятия отсутствовал, что обусловлено наличием на балансе непокрытого убытка. Состав источников формирования имущества предприятия не обеспечивает финансовой автономии: у предприятия отсутствуют собственные средства, долгосрочные кредиты и займы не привлекаются, предприятие финансируется исключительно за счет кредиторской задолженности. Управление запасами в ООО «Эксклюзив Продукт» не может быть признано оптимальным, несмотря на то, что оборачиваемость запасов в 2014 г. ускорилась. Фактические товарные запасы в 2014 г. ниже нормативных значений. В целом управление дебиторской задолженностью на предприятии может быть признано достаточно эффективным. Отмечен положительный факт ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности в 2014 г. Однако, нельзя не учитывать высокую конкуренцию на рынке, в том числе и сувенирной продукции. В этих условиях покупатели могут предпочесть поставщиков, предоставляющих более выгодные условия расчетов. В связи с этим ООО «Эксклюзив Продукт» необходимо рассмотреть возможности совершенствования своей кредитной политики, предусмотрев в ней условия отгрузки товаров с отсрочкой платежа. ООО «Эксклюзив Продукт» испытывает проблемы с обеспечением ликвидности баланса и платежеспособности, что вызвано нерациональной структурой активов;
Глава 3. Пути повышения эффективности использования оборотных активов ООО «Эксклюзив Продукт»
Проведенное во второй главе работы исследование позволило сделать вывод, что управление запасами в ООО «Эксклюзив Продукт» не может быть признано оптимальным: фактические товарные запасы в 2014 г. ниже нормативных значений. Такая ситуация может повлечь потерю покупателей из-за отсутствия необходимых товаров на складе, необходимости длительного ожидания их поставки. В связи с этим в ООО «Эксклюзив Продукт» необходимо совершенствование нормирования запасов.
Для поддержания товарных запасов на оптимальном уровне предлагается внедрение АВС-анализа. ABC-анализ основывается на принципе Парето, говорящем о том, что за 20% последствий отвечает 80% причин. Правило 20/80 означает, что в любом процессе малое число причин (20%) особенно важны, а 80% не оказывают существенного влияния на результат. Ценность правила Парето заключается в том, что эта идея позволяет сосредоточиться на тех 20%, которые действительно важны. Из этих 20% проистекает 80% будущих результатов. Метод ABC-анализа позволяет определить наиболее приоритетные позиции, «звезды» в ассортименте ООО «Эксклюзив Продукт», выделить аутсайдеров и показать, что является базовым ассортиментом.
В рамках общего рейтингового списка выделяют три группы объектов - А, В и С, которые отличаются по своей значимости и вкладу в оборот или прибыль предприятия.
Товары А - самые важные товары, приносящие первые 50% товарооборота.
Товары В - «средние» по важности, приносящие еще 30% товарооборота
Товары С - «проблемные» товары, приносящие остальные 20% товарооборота
Проведем АВС-анализ по категориям товара ООО «Эксклюзив Продукт» на основе данных о продажах товаров, представленных в таблице 16.
Таблица 16
Данные о продажах товаров в 3 квартале 2015 г.
Товарная категория |
Товарооборот, |
Товарооборот, |
Товарооборот, |
Общий товарооборот |
Промосувениры и канцтовары |
||||
Ручки |
122836 |
121900 |
121666 |
366403 |
Ежедневники |
454379 |
467875 |
458878 |
1381132 |
Визитницы, монетницы |
61307 |
61914 |
63128 |
186349 |
Антистрессы |
22191 |
31329 |
24149 |
77669 |
Значки, магниты |
48516 |
47583 |
48050 |
144149 |
Часы |
277440 |
274720 |
285600 |
837760 |
Флажки и флаги |
7620 |
7575 |
7771 |
22967 |
Брелоки |
31240 |
31543 |
31240 |
94023 |
Флешки |
123624 |
124848 |
129744 |
378216 |
Зажигалки |
114416 |
112258 |
111178 |
337852 |
Текстиль |
||||
Бейсболки |
52618 |
53128 |
52618 |
158364 |
Футболки |
53777 |
53525 |
53424 |
160726 |
Толстовки |
14281 |
14706 |
14847 |
43834 |
Зонты |
30753 |
30722 |
31024 |
92499 |
Рубашки-поло |
15430 |
23775 |
12120 |
51325 |
Ветровки |
14856 |
11282 |
17314 |
43451 |
Полотенца |
21955 |
22040 |
21976 |
65971 |
Посуда |
||||
Кружки |
258065 |
268286 |
263175 |
789526 |
Чашки |
25905 |
27162 |
25402 |
78468 |
Стаканы |
24644 |
24888 |
25132 |
74664 |
Пепельницы |
75600 |
74160 |
74520 |
224280 |
Термопосуда |
44829 |
44390 |
45269 |
134487 |
Подставки под кружки |
16128 |
15120 |
14976 |
46224 |
Винные наборы |
11787 |
16805 |
12020 |
40612 |
Компьютерные аксессуары и игры |
||||
Коврики для мышек |
17170 |
18700 |
21760 |
57630 |
Футляры для дисков |
21643 |
17917 |
18095 |
57655 |
Мышки |
9192 |
25844 |
18192 |
53228 |
Головоломки |
7030 |
6893 |
6900 |
20823 |
Настольные игры |
30922 |
34524 |
32122 |
97568 |
Пазлы |
30906 |
30936 |
30815 |
92657 |
Прочее |
||||
Прочие товары |
24844 |
24602 |
24795 |
74241 |
Итого |
2065904 |
2120950 |
2097900 |
6284753 |
Отсортировав данные о товарах, представленные в таблице 16, по их доле в товарообороте и доле в обороте с накопительным итогом, получаем группы А. В и С (таблица 17).
Таблица 17
Группировка товарам по группам А, В и С
Товарная категория |
Общий |
Доля в |
Доля в обороте с |
Группа |
Ежедневники |
1 381 132 |
21,98 |
21,98 |
А |
Часы |
837 760 |
13,33 |
35,31 |
А |
Кружки |
789 526 |
12,56 |
47,87 |
А |
Флешки |
378 216 |
6,02 |
53,89 |
В |
Ручки |
366 403 |
5,83 |
59,72 |
В |
Зажигалки |
337 852 |
5,38 |
65,09 |
В |
Пепельницы |
224 280 |
3,57 |
68,66 |
В |
Визитницы, монетницы |
186 349 |
2,97 |
71,63 |
В |
Футболки |
160 726 |
2,56 |
74,18 |
В |
Бейсболки |
158 364 |
2,52 |
76,70 |
В |
Значки, магниты |
144 149 |
2,29 |
79,00 |
В |
Термопосуда |
134 487 |
2,14 |
81,14 |
С |
Настольные игры |
97 568 |
1,55 |
82,69 |
С |
Брелоки |
94 023 |
1,50 |
84,19 |
С |
Пазлы |
92 657 |
1,47 |
85,66 |
С |
Зонты |
92 499 |
1,47 |
87,13 |
С |
Чашки |
78 468 |
1,25 |
88,38 |
С |
Антистрессы |
77 669 |
1,24 |
89,62 |
С |
Стаканы |
74 664 |
1,19 |
90,80 |
С |
Прочие товары |
74 241 |
1,18 |
91,99 |
С |
Полотенца |
65 971 |
1,05 |
93,03 |
С |
Футляры для дисков |
57 655 |
0,92 |
93,95 |
С |
Коврики для мышек |
57 630 |
0,92 |
94,87 |
С |
Мышки |
53 228 |
0,85 |
95,72 |
С |
Рубашки-поло |
51 325 |
0,82 |
96,53 |
С |
Подставки под кружки |
46 224 |
0,74 |
97,27 |
С |
Толстовки |
43 834 |
0,70 |
97,97 |
С |
Ветровки |
43 451 |
0,69 |
98,66 |
С |
Винные наборы |
40 612 |
0,65 |
99,30 |
С |
Флажки и флаги |
22 967 |
0,37 |
99,67 |
С |
Головоломки |
20 823 |
0,33 |
100,00 |
С |
ИТОГО |
6 284 752 |
100 |
На основании данных, представленных в таблице 17, можно выделить явных лидеров продаж - это ежедневники, часы и кружки. Товары группы А требуют дополнительного развития - расширения ассортимента и введения новых товарных категорий. В свою очередь, группа товаров С - это товары в меньшей оборачиваемостью. По ним целесообразно рассмотреть возможности снижения запасов.
Представленную классификацию товаров по группам А, В и С целесообразно дополнить классификацией X, Y, Z - классификацией, учитывающей периодичность спроса на товары.
Товары X - товары, продаваемые равномерно в течение года, либо подверженные незначительным сезонным колебаниям спроса (вариация от 0 до 10 % по месяцам года).
Товары Y - товары, продаваемые в колеблющихся объемах по месяцам года (вариация по месяцам года составляет от 10 до 25 %).
Товары Z - товары, спрос на которые возникает эпизодически (вариация более 25 %).
Совмещение группировок в соответствии с АВС и ХУZ-моделями
дает возможность оценить товарные запасы одновременно по двум характеристикам — удельному весу в товарообороте и регулярности продаж.
Таблица 18
Ассортиментная матрица (интегрированная АВС—ХУZ-матрица)
А |
В |
С |
|
X |
1(АХ) |
1(ВХ) |
2(СХ) |
У |
1(AУ) |
2(ВУ) |
3(СУ) |
Z |
2(АZ) |
3(ВZ) |
3(СZ) |
На основе этой матрицы можно дать такие характеристики запасам:
1) запасы с рангом 1 - самые значимые в структуре товарооборота и устойчивые по продажам; контроль должен осуществляться с максимальной периодичностью, необходимы постоянный мониторинг, регулярное прогнозирование;
2) запасы с рангом 2 - запасы, существенные в структуре товарооборота, но подверженные сезонности, а также несущественные в структуре товарооборота, но с устойчивым спросом; контроль должен осуществляться со средней периодичностью;
3) запасы с рангом 3 - запасы, несущественные в структуре товарооборота, с нерегулярным спросом; контроль должен осуществляться с минимальной периодичностью.
Распределим товары, продаваемые ООО «Эксклюзив Продукт», по представленным классификационным группам (таблица 19).
Таблица 19
Совмещенная группировка товаров: А, В, С и X, Y, Z