Файл: Информационные и мотивационные структуры в особенностях индивидуального поведения и учет их в практике работы с персоналом...pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования личности в психологии управления
1.2. Понятие личности как субъекта управления
Глава 2. Исследование личностных характеристик работников ООО «Мэйджор Лизинг»
2.1. Исследование особенностей психологических структур личности работников
2.2.Оценка личностных качеств руководителей ООО «Мэйджор Лиинг»
Рисунок 3 - Результаты диагностики профессионально-важных качеств работников ООО «Мэйджор Лизинг» с различной степенью успешности в профессиональной деятельности[30]
По результатам диагностики были составлены психологические профили. Для группы работников с высокой успешностью характерны: доминирование терминальной ценности достижение в социальной сфере, сохранение собственной индивидуальности, преобладание общей интернальности и ценностной ориентации на власть, удовлетворенность физическими и общими условиями работы и возможностью продвижения по службе, высокая продуктивность, а также склонность оценивать общий климат в трудовом коллективе как благоприятный. Для группы работников со средним уровнем успешности характерны: эгоизм, агрессивный тип поведения, материальная заинтересованность (стимулирующим фактором выступает премия) и желание сменить рабочую смену, перейти в другой коллектив.
Нами также были проанализированы особенности структурной организации личности работников ООО «Мэйджор Лизинг» с различной степенью успешности. В структурной организации личности сотрудников с высокой успешностью выделяются 6 ядер, которые организуют всю психологическую структуру личности и их плеяды (таблица 1).
Таблица 1 Организующие факторы психологической структуры личности высоко успешных работников ООО «Мэйджор Лизинг» [31] |
|||
Ядро |
Удельный вес ядра |
Количество положительных связей |
Количество отрицательных связей |
Социально-психологическая установка на эгоизм |
21 |
13 |
8 |
Эгоистический тип отношений |
21 |
17 |
4 |
Удовлетворенность содержанием труда |
23 |
15 |
8 |
Удовлетворённость отношениями в коллективе |
20 |
16 |
4 |
Удовлетворенность организацией |
22 |
17 |
5 |
Целеустремленность |
28 |
16 |
12 |
Наглядно полученные результаты диагностики психологической структуры личности успешных специалистов ООО «Мэйджор Лизинг» представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 - Факторы психологической структуры личности высоко успешных работников ООО «Мэйджор Лизинг» [32]
Центральным «ядром» системы выступает «целеустремленность» (максимальный удельный вес) – личностное качество, которое определяет и эффективность деятельности.
В психологической структуре личности сотрудников со средним уровнем успешности было выявлено 14 ядер, что характеризует структуру как сложившуюся (таблица 2), однако подвергающуюся незначительным изменениям.
Таблица 2 Организующие факторы психологической структуры личности средне успешных работников ООО «Мэйджор Лизинг» [33] |
|||
Ядро |
Удельный вес ядра |
Количество положительных связей |
Количество отрицательных связей |
Целеустремленность |
20 |
10 |
10 |
Удовлетворённость продвижением по службе |
20 |
14 |
6 |
Удовлетворенность организацией |
20 |
10 |
10 |
Социально-психологическая установка на результат |
21 |
15 |
6 |
Удовлетворённость результатом деятельности |
22 |
5 |
17 |
Желание сменить смену |
22 |
7 |
15 |
Интернальность в области здоровья |
22 |
18 |
|
Интернальностъ в области профессии |
22 |
13 |
9 |
Интернальность в области достижений |
22 |
11 |
11 |
Оценка СПК в коллективе как неблагоприятного |
23 |
13 |
10 |
Преобладание абстрактно-символического мышления |
23 |
11 |
12 |
Преобладание наглядно-образного мышления |
24 |
8 |
16 |
Желание сменить профессию |
25 |
16 |
9 |
Личностная тревожность |
25 |
16 |
9 |
Наглядно полученные результаты диагностики психологической структуры личности средне успешных специалистов ООО «Мэйджор Лизинг» представлены на рисунке 5.
Рисунок 5 - Факторы психологической структуры личности средне успешных работников ООО «Мэйджор Лизинг» [34]
Принципиальным различием данных структур являются центральные ядра. В группе высоко успешных сотрудников центральным ядром является «целеустремленность», а в группе сотрудников со средним уровнем успешности данный компонент является последним из 14. Удельный вес элемента лишь 20 баллов. Доминируют же ядра: «желание сменить работу» и «личностная тревожность». Удельный вес элементов максимальный – по 25 баллов каждый.
Таким образом, можно сделать вывод, что существуют принципиальные различия в компонентных взаимосвязях психологических структур личности сотрудников, определяющих их степень успешности в профессиональной деятельности.
Полученные результаты необходимо использовать при организации отбора кандидатов на вакантные должности ООО «Мэйджор Лизинг», уменьшив тем самым вероятность ошибок при подборе и расстановке кадров.
2.2.Оценка личностных качеств руководителей ООО «Мэйджор Лиинг»
Оценка личностных качеств руководителей ООО «Мэйджор Лизинг» проводилась путем анкетирования работников. Исследуемый – начальник отдела по работе с физическими ликами. В анкетировании приняло участие 14 работников отдела. Результаты анкетирования представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты оценки эмоционально-личностных качеств начальника отдела по работе с физическими лицами[35]
Качество |
Отметили данное качество |
Не отметили данное качество |
||
чел. |
% |
чел. |
% |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Честность, справедливость |
13 |
92,00 |
1 |
8,00 |
Гибкость в общении с людьми |
10 |
72,00 |
4 |
28,00 |
Целеустремленность |
13 |
92,00 |
1 |
8,00 |
Выдержанность и тактичность при любых обстоятельствах |
10 |
72,00 |
4 |
28,00 |
Умение отстоять свое мнение |
13 |
92,00 |
1 |
8,00 |
Самокритичность в оценках своих действий и поступков |
9 |
62,00 |
5 |
38,00 |
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Правильность восприятия критики с умением делать соответствующие выводы |
9 |
62,00 |
5 |
38,00 |
Умение держать слово и не обещать того, что не будет выполнено |
13 |
92,00 |
1 |
8,00 |
Оптимизм |
13 |
92,00 |
1 |
8,00 |
Принципиальность |
13 |
92,00 |
1 |
8,00 |
Наглядно результаты проведенного исследования представлены на рисунке 6.
Рисунок 6 - Результаты оценки эмоционально-личностных качеств начальника отдела по работе физическими лицами рядовыми сотрудниками ООО «Мэйджор Лизинг» [36]
Результаты проведенного опроса позволяют сделать вывод о том, что работники отдела относятся к начальнику как к человеку, обладающему высокими нравственными принципами: практически все работники отмечают выраженность таких качеств, как честность, умение держать свое слово, принципиальность.
Высоко оцениваются работниками отдела и качества, характеризующие способности директора достигать поставленных целей: целеустремленность, умение отстоять свое мнение, оптимизм. Однако 38 % работников отдела считают, что начальник не всегда выдержан и тактичен, часто резко реагирует на предложения работников, редко признает свои ошибки и винит в неудачах работников.
Одной из функций руководителя является объединение людей в коллектив, планирование и координирование их действий и осуществление контроля над исполнением своих распоряжений. Для этого мало быть профессионалом, необходимо стать лидером. Подчиненные должны признавать бесспорный авторитет начальника, который способен видеть дальше и быть проницательнее любого из них, умеет брать на себя инициативу, признается арбитром в межличностных отношениях и не боится риска (принимать решения - значит рисковать).
Выводы по Главе 2
Целью исследования явилось изучение и описание особенностей психологических структур личности специалистов ООО «Мэйджор Лизинг» с различной степенью успешности. Критерием успешности явилось число заключенных договоров за определенный период (рассматривалось полугодие). Общее число испытуемых составило 31 человек (25,20 % от общей численности персонала), из них 27 женщин и 4 мужчины в возрасте от 19 до 51 года.
Была проведена диагностика групп испытуемых с разной степенью успешности в профессиональной деятельности по направлениям: 1) «Мотивация и ценности» (использована методика М.Рокича); 2) «Личностные свойства» (использован тест оценки личностных качеств «Психологический личностный профиль» ТА. Романовой, Н.Ф. Шляхта); 3) «Профессионально-важные качества» (использован тест для диагностики коммуникативных и организаторских способностей В.В.Синявского и Б.А. Федоршина).
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1) по терминальным ценностям, в которых отражается приоритетность определенных жизненных целей, преобладающими у сотрудников с высоким уровнем успешности являются материальное положение, достижения и сохранение собственной индивидуальности. Сотрудники с высоким уровнем успешности ориентированы на результат и свободу. Они могут достигать результата деятельности самостоятельно, без дополнительного контроля. У сотрудников со средним уровнем успешности преобладают терминальные ценности: материальное положение и сохранение собственной индивидуальности. Такие сотрудники меньше задумываются над достижением результата;
2) для всех сотрудников ООО «Мэйджор Лизинг» характерно преобладание личностной тревожности, лучше развита личностная рефлексия, направленная на собственное «Я» и собственную деятельность. В межличностных отношениях на работе сотрудники с высоким уровнем успешности предпочитают авторитарный или альтруистичный типы взаимодействий, в то время как сотрудники со средним уровнем успешности – авторитарный и агрессивный;
3) у всех сотрудников ООО «Мэйджор Лизинг» хорошо развиты коммуникативные умения и креативность. Сотрудники с высоким уровнем эффективности используют в своей работе ситуационный стиль принятия решений, а сотрудники со средним уровнем успешности – маргинальный;
4) в структурной организации личности сотрудников с высокой успешностью центральным «ядром» выступает «целеустремленность», а в группе сотрудников со средним уровнем успешности данный компонент является последним из 14. Доминируют в этой группе: «желание сменить работу» и «личностная тревожность».
Оценка личностных качеств руководителей ООО «Мэйджор Лизинг» проводилась путем анкетирования работников. Результаты опроса показатели, что работники относятся к начальнику как к человеку, обладающему высокими нравственными принципами. Однако, 38 % опрошенных считают, что начальник не всегда выдержан и тактичен, часто резко реагирует на предложения работников, редко признает свои ошибки и винит в неудачах работников.