Файл: Информационные и мотивационные структуры в особенностях индивидуального поведения и учет их в практике работы с персоналом...pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования личности в психологии управления
1.2. Понятие личности как субъекта управления
Глава 2. Исследование личностных характеристик работников ООО «Мэйджор Лизинг»
2.1. Исследование особенностей психологических структур личности работников
2.2.Оценка личностных качеств руководителей ООО «Мэйджор Лиинг»
Введение
Актуальность. Наше время характеризуется постоянными научно-техническими, экономическими, политическими и социальными изменениями. Эти перемены привносят в жизнь организации не только позитивные тенденции, такие как рост производительности, оптимизация труда, развитие интеллектуальных способностей работника и улучшение условий его деятельности. Но также для любого предприятия это все новые и новые трудности, которые усложняют межличностные отношения в коллективе работников, меняют их настроения в организации. При этом происходит переоценка ценностей у людей.
Каждая личность живет и развивается как в условиях данной общесоциальной среды, так и в условиях микросреды, то есть своего непосредственного окружения, отсюда необходимость управляемого формирования такого окружения, так как свято место пусто не бывает. Если руководство не озаботится этим, то процесс, пущенный на самотек, скорее приведет к формированию еще одной социально бесполезной «человеческой единицы».
Цель работы – исследовать проблему объекта и субъекта в психологии управления организаций на примере ООО «Мэйджор Лизинг».
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) исследовать понятие личности и ее структуру в психологии управлении; рассмотреть личность как объект управления;
2) исследовать понятие личности как субъекта управления;
3) провести исследование особенностей психологических структур личности работников ООО «Мэйджор Лизинг»;
4) дать оценку личностных качеств руководителей ООО «Мейджор Лиинг»;
5) разработать рекомендации по совершенствованию диагностики психологических особенностей руководителей и кандидатов на должность в ООО «Мэйджор Лизинг».
Объект исследования – ООО «Мэйджор Лизинг».
Предмет исследования – личность как объект и субъект управления.
Научно-методическая основа работы – литературные источники, публикации по вопросам психологии управления. Использованы работы Н.А.Воеводиной, Л.Н.Захаровой, О.Г. Иваненко, публикации в журналах «Фундаментальные исследования», «Перспективные науки», «Проблемы современной науки» и др.
Информационная основа работы: результаты тестирования, анкетирования персонала ООО «Мэйджор Лизинг», проведенного автором.
Методы исследования: методика М.Рокича «Мотивация и ценности», тест оценки личностных качеств «Психологический личностный профиль» ТА. Романовой, Н.Ф. Шляхта, тест для диагностики коммуникативных и организаторских способностей В.В.Синявского и Б.А. Федоршина, анкетирование персонала.
Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования личности в психологии управления
1.1. Понятие личности в психологии управления. Информационная и мотивационная структура индивидуального поведения
В современной психологии под личностью понимается ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.
Личность — это понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность. Одновременно, личность представляет собой единство биологических и социальных, врожденных и приобретенных в процессе социализации качеств, то есть она является биосоциальным существом[1].
В основе биологических качеств лежит генотип, наследственная информация; в основе социальных качеств - социальная среда, когда личность выступает как объект воздействия, и характер социальной активности самой личности как субъекта[2].
Для раскрытия социальной сущности человека во всем многообразии ее проявления, в том числе и в сфере управленческих отношений, необходимо
рассмотреть социально-психологическую структуру личности. В психологии можно считать устоявшимся подход, связанный с выделением в структуре личности следующих основных элементов: направленность, характер, темперамент и способности[3]. Ученые рассматривают их как сложные структуры свойств, с оставляющих в совокупности общую систему, характеризующую целостную личность. При этом они обозначают направленность как систему потребностей, интересов и идеалов; темперамент - как систему природных свойств индивида; способности - как ансамбль интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств и, наконец, характер - как синтез отношений и способов поведения[4].
В условиях современного общества большое значение имеет повышение эффективности функционирования организаций с учетом жесткой конкуренции на рынке товаров и услуг. Методологической основой психологического анализа организационных процессов является системный подход. Он предполагает рассмотрение организации как системы, состоящей из нескольких взаимосвязанных подсистем, которые образуют целостность, внутреннее единство. Любая организация представляется открытой системой, взаимодействующей с внешней средой. В качестве основных организационных подсистем называются структурно-функциональные единицы (отделы), подсистемы производственных и межличностных отношений, подсистемы руководства и подчинения.
Социальное управление – важнейшая функция организационной системы – определяется как непрерывный процесс воздействия руководителя (субъекта управления) на организованную группу людей или на кого-либо из этой группы в отдельности (объект управления) по организации и координации их совместной деятельности для достижения наилучших результатов[5]. Система управленческих отношений опирается на два социально-психологических феномена: собственно управление, то есть целенаправленное воздействие на определенный объект, и подчинение, то есть восприимчивость и подверженность объекта целенаправленному воздействию[6]. С точки зрения системного подхода к организационной структуре, подсистема «руководства (управления) – подчинения» рассматривается как одна из основных подсистем организации, а оптимизация взаимоотношений в звене «руководитель – подчиненный» – в числе важнейших психологических аспектов взаимодействия руководителя с членами организации.
Личность как объект управления, является целью управленческого воздействия, реализует на практике управленческие решения вышестоящего субъекта управления[7].
Необходимо четко понимать, что свойства личности, характеризуемые ее включенностью в производственный процесс, а среди них: самовыражение, признание, определенность, напряженность, конфликтность, инициативность, предприимчивость, адаптивность, стабильность, являются моделируемыми и управляемыми характеристиками[8].
Личность работника – это системное психологическое явление с управляющей (ценностно-смысловой) подсистемой – внутренним миром личности и объектом управления (управляемой подсистемой) – психологической структурой, включающей психические свойства личности, состояния этих свойств и процессы, их изменяющие. Активность личности – это результат психических процессов в виде состояния готовности всех психических свойств личности к действию и (или) состояния реализации этой готовности.
Функцию приведения в действие психических процессов и регулирования их интенсивности выполняет системное психическое свойство личности – ее направленность.
Направленность, в основе которой лежат ценностные ориентации личности, отражает многообразие структуры потребностей, мотивов, интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрения. Очевидно, что чем сложнее ценностная ориентация, чем большее количество ценностей она охватывает, тем сложней будут и психические процессы[9].
Ценности есть духовные свойства личности, высшие качественно определенные образования ее субъективного внутреннего мира. Они имеют вид осознанных и неосознанных идеалов объективно существующих явлений общественной жизни (предметы, события, идеи), их материальных и духовных качеств, высших целей личности и служат мерилом важности и значимости явлений[10].
В классификации ценностей выделяют ценности духовные и материальные, высшие и низшие, профессиональной самореализации, активные и индивидуальные. С точки зрения понимания сущности психических процессов личности важно выделение ценностей предметных и ценностей сознания (представлений). Первые являются объективно существующими предметами, событиями, свойствами как источниками удовлетворения потребностей, подлежащими оценке, а вторые – высшими критериями для таких оценок[11].
Значимость ценностей опосредована ориентацией человека на других людей, на общество в целом, на существующие в нем идеалы, представления и нормы. Отдельный человек может пользоваться лишь теми ценностями, которые имеются в обществе, поэтому ценности жизни отдельного человека в основе своей являются ценностями окружающей его общественной жизни. В составе предметных ценностей в качестве наиболее значимых психологи выделяют пути (способы) и цели удовлетворения потребностей, трактуя их как «устойчивые убеждения» в том, что: какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях (инструментальные ценности); какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться (терминальные ценности). Терминальные ценности носят более устойчивый характер, чем инструментальные, причем для них характерна меньшая межиндивидуальная вариативность. Терминальные ценности могут быть декомпозированы до ценностей-целей и целей-идеалов, а далее до ценностей-желаний и ценностей-должного (нормативные) [12].
Ценности по отношению к направленности личности выполняют контрольную функцию измерения и сопоставления меры значимости мотивов, соотнесения индивидуальных устремлений и надындивидуальной сущности[13].
Ценности – своеобразные маятники, помогающие заметить в потоке информации то, что наиболее важно для жизнедеятельности человека, для его поведения. Что противоречит ценностям, будет неизбежно игнорировано – либо невниманием, либо невосприятием, либо неразделением информации. Следовательно, психические процессы личности связаны с разрешением конфликтов и противоречий в мотивационной сфере личности, что выражается в борьбе между долгом и желанием, то есть между мотивами нравственного и утилитарного характера. При этом действие потребностей любого рода может ограничиваться, задерживаться, преобразовываться[14].
1.2. Понятие личности как субъекта управления
Субъект – это человек, познающий и преобразующий окружающий мир, обладающий сознанием и волей, способный действовать целенаправленно. В менеджменте субъект — это иерархически взаимосвязанная группа должностных лиц, реализующих в системе субъект-объектных и субъект-субъектных отношений функцию организации работ по выполнению поставленных перед ними задач[15].
Субъект – это носитель активности, выполняющий определенную деятельность; это человек, обладающий способностью к сознательной саморегуляции и саморазвитию в этой деятельности. Итак, субъект всегда является носителем активного начала, самоутверждающейся индивидуальностью.
Если рассматривать субъектность в контексте деятельности, а личность в контексте общения, то субъектность, с одной стороны, является предпосылкой развития личности, а с другой стороны, зависит от развития личностных качеств, то есть личность творит сама себя. Изучая личность как субъекта деятельности, мы исследуем то, как личность преобразует предметную действительность, в том числе и саму себя, вступая в активное отношение со своим опытом, своими потенциальными мотивами, своим характером, способностями и продуктами деятельности. Человека как субъекта деятельности характеризует свободное осуществление своей сознательной активности, опосредованной целеполаганием и самосознанием[16].