Файл: Информационные и мотивационные структуры в особенностях индивидуального поведения и учет их в практике работы с персоналом...pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 3 - Результаты диагностики профессионально-важных качеств работников ООО «Мэйджор Лизинг» с различной степенью успешности в профессиональной деятельности[30]

По результатам диагностики были составлены психологические профили. Для группы работни­ков с высокой успешностью характерны: доминирование терминальной цен­ности достижение в социальной сфере, сохра­нение собственной индивидуальности, преоб­ладание общей интернальности и ценностной ориентации на власть, удовлетворенность физичес­кими и общими условиями работы и возможностью продвижения по службе, высокая продуктивность, а также склонность оценивать общий климат в тру­довом коллективе как благоприятный. Для группы работников со средним уровнем успешности характерны: эго­изм, агрессивный тип поведения, материальная заинтересованность (стимулирующим фактором выступает премия) и желание сменить рабочую смену, перейти в другой коллектив.

Нами также были про­анализированы особенности структурной органи­зации личности работников ООО «Мэйджор Лизинг» с различной степенью успешности. В структур­ной организации личности сотрудников с высокой успешностью выделяются 6 ядер, которые органи­зуют всю психологическую структуру личности и их плеяды (таблица 1).

Таблица 1

Организующие факторы психологической структуры личности высоко успешных работников ООО «Мэйджор Лизинг» [31]

Ядро

Удельный вес ядра

Количество положительных связей

Количество отрицательных связей

Социально-психологическая установка на эгоизм

21

13

8

Эгоистический тип отношений

21

17

4

Удовлетворенность содержанием труда

23

15

8

Удовлетворённость отношениями в коллективе

20

16

4

Удовлетворенность организацией

22

17

5

Целеустремленность

28

16

12

Наглядно полученные результаты диагностики психологической структуры личности успешных специалистов ООО «Мэйджор Лизинг» представлены на рисунке 4.


Рисунок 4 - Факторы психологической структуры личности высоко успешных работников ООО «Мэйджор Лизинг» [32]

Центральным «ядром» системы выступает «целеустремленность» (максимальный удельный вес) – личностное качество, которое опре­деляет и эффективность деятельности.

В психологической структуре личности сотруд­ников со средним уровнем успешности было выявлено 14 ядер, что характеризует структуру как сложившуюся (таблица 2), однако подверга­ющуюся незначительным изменениям.

Таблица 2

Организующие факторы психологической структуры личности средне успешных работников ООО «Мэйджор Лизинг» [33]

Ядро

Удельный вес ядра

Количество положительных связей

Количество отрицательных связей

Целеустремленность

20

10

10

Удовлетворённость продвижением по службе

20

14

6

Удовлетворенность организацией

20

10

10

Социально-психологическая установка на результат

21

15

6

Удовлетворённость результатом деятельности

22

5

17

Желание сменить смену

22

7

15

Интернальность в области здоровья

22

18

Интернальностъ в области профессии

22

13

9

Интернальность в области достижений

22

11

11

Оценка СПК в коллективе как неблагоприятного

23

13

10

Преобладание абстрактно-символического мышления

23

11

12

Преобладание наглядно-образного мышления

24

8

16

Желание сменить профессию

25

16

9

Личностная тревожность

25

16

9


Наглядно полученные результаты диагностики психологической структуры личности средне успешных специалистов ООО «Мэйджор Лизинг» представлены на рисунке 5.

Рисунок 5 - Факторы психологической структуры личности средне успешных работников ООО «Мэйджор Лизинг» [34]

Принципиальным различием данных структур являются центральные ядра. В группе высоко успешных сотрудников цен­тральным ядром является «целеустремленность», а в группе сотрудников со средним уровнем успеш­ности данный компонент является последним из 14. Удельный вес элемента лишь 20 баллов. Домини­руют же ядра: «желание сменить работу» и «лич­ностная тревожность». Удельный вес элементов максимальный – по 25 баллов каждый.

Таким образом, можно сделать вывод, что существуют принципи­альные различия в компонентных взаимосвязях психологических структур личности сотрудни­ков, определя­ющих их степень успешности в профессиональ­ной деятельности.

Полученные результаты необходимо использовать при организации отбора кан­дидатов на вакантные должности ООО «Мэйджор Лизинг», уменьшив тем самым вероятность оши­бок при подборе и расстановке кадров.

2.2.Оценка личностных качеств руководителей ООО «Мэйджор Лиинг»

Оценка личностных качеств руководителей ООО «Мэйджор Лизинг» проводилась путем анкетирования работников. Исследуемый – начальник отдела по работе с физическими ликами. В анкетировании приняло участие 14 работников отдела. Результаты анкетирования представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты оценки эмоционально-личностных качеств начальника отдела по работе с физическими лицами[35]

Качество

Отметили данное качество

Не отметили данное качество

чел.

%

чел.

%

1

2

3

4

5

Честность, справедливость

13

92,00

1

8,00

Гибкость в общении с людьми

10

72,00

4

28,00

Целеустремленность

13

92,00

1

8,00

Выдержанность и тактичность при любых обстоятельствах

10

72,00

4

28,00

Умение отстоять свое мнение

13

92,00

1

8,00

Самокритичность в оценках своих действий и поступков

9

62,00

5

38,00


Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

5

Правильность восприятия критики с умением делать соответствующие выводы

9

62,00

5

38,00

Умение держать слово и не обещать того, что не будет выполнено

13

92,00

1

8,00

Оптимизм

13

92,00

1

8,00

Принципиальность

13

92,00

1

8,00

Наглядно результаты проведенного исследования представлены на рисунке 6.

Рисунок 6 - Результаты оценки эмоционально-личностных качеств начальника отдела по работе физическими лицами рядовыми сотрудниками ООО «Мэйджор Лизинг» [36]

Результаты проведенного опроса позволяют сделать вывод о том, что работники отдела относятся к начальнику как к человеку, обладающему высокими нравственными принципами: практически все работники отмечают выраженность таких качеств, как честность, умение держать свое слово, принципиальность.

Высоко оцениваются работниками отдела и качества, характеризующие способности директора достигать поставленных целей: целеустремленность, умение отстоять свое мнение, оптимизм. Однако 38 % работников отдела считают, что начальник не всегда выдержан и тактичен, часто резко реагирует на предложения работников, редко признает свои ошибки и винит в неудачах работников.

Одной из функций руководителя является объединение людей в коллектив, планирование и координирование их действий и осуществление контроля над исполнением своих распоряжений. Для этого мало быть профессионалом, необходимо стать лидером. Подчиненные должны признавать бесспорный авторитет начальника, который способен видеть дальше и быть проницательнее любого из них, умеет брать на себя инициативу, признается арбитром в межличностных отношениях и не боится риска (принимать решения - значит рисковать).

Выводы по Главе 2

Целью исследования явилось изучение и описание особенностей психологических струк­тур личности специалистов ООО «Мэйджор Лизинг» с различной степенью успешности. Критерием успешности явилось число заключенных договоров за определенный период (рассматривалось полугодие). Общее число испытуемых составило 31 человек (25,20 % от общей численности персонала), из них 27 жен­щин и 4 мужчины в возрасте от 19 до 51 года.


Была проведена диагностика групп испытуемых с разной степенью успешности в про­фессиональной деятельности по направлениям: 1) «Мотивация и ценности» (использована методика М.Рокича); 2) «Личностные свойства» (использован тест оценки личностных качеств «Психологический личностный профиль» ТА. Романовой, Н.Ф. Шляхта); 3) «Профессионально-важные качества» (использован тест для диагностики коммуникативных и организаторских способностей В.В.Синявского и Б.А. Федоршина).

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1) по терминальным ценностям, в которых отра­жается приоритетность определенных жизненных целей, преобладающими у сотрудников с высо­ким уровнем успешности являются материальное положение, достижения и сохранение собственной индивидуальности. Сотрудники с высоким уровнем успешности ори­ентированы на результат и свободу. Они могут дости­гать результата деятельности самостоятельно, без дополнительного контроля. У сотрудников со средним уровнем успешности преобладают терминальные ценности: материальное положение и сохранение собственной индивидуальности. Такие сотрудники меньше задумываются над достижением результата;

2) для всех сотрудников ООО «Мэйджор Лизинг» харак­терно преобладание личностной тревожности, лучше развита личностная рефлексия, направлен­ная на собственное «Я» и собственную деятель­ность. В межличностных отношениях на работе сотрудники с высоким уровнем успешности предпочитают авторитарный или альтру­истичный типы взаимодейс­твий, в то время как сотрудники со средним уровнем успешности – авторитарный и агрессивный;

3) у всех сотрудников ООО «Мэйджор Лизинг» хорошо развиты коммуникативные умения и креативность. Сотрудники с высоким уровнем эффек­тивности используют в своей работе ситуационный стиль принятия решений, а сотрудники со средним уровнем успешности – маргинальный;

4) в структур­ной организации личности сотрудников с высокой успешностью центральным «ядром» выступает «целеустремленность», а в группе сотрудников со средним уровнем успеш­ности данный компонент является последним из 14. Домини­руют в этой группе: «желание сменить работу» и «лич­ностная тревожность».

Оценка личностных качеств руководителей ООО «Мэйджор Лизинг» проводилась путем анкетирования работников. Результаты опроса показатели, что работники относятся к начальнику как к человеку, обладающему высокими нравственными принципами. Однако, 38 % опрошенных считают, что начальник не всегда выдержан и тактичен, часто резко реагирует на предложения работников, редко признает свои ошибки и винит в неудачах работников.