Файл: "Оценка готовности детей к школе".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема готовности детей к школьному обучению является на сего­дняшний день довольно актуальной. Так как от решения данной проблемы зависит адаптация и успешное обучение ребенка в школе. Известно, что развитие каждого ребенка индивидуально. Одни дети созревают раньше, а другие чуть позже.

Выше сказанное позволяет констатировать актуальность необходимости изучение проблемы готовности детей к школьному обучению.

Психологические аспекты готовности к школьному обучению в школе изучались многими отечественными и зарубежными исследователями (Н.Е. Вераска, Н.И. Гуткина, Д.Б. Эльконин, Г.А. Урунтаева и др).

Проблема исследования заключается в необходимости изучения интел­лектуальной и эмоциональной готовности детей к обучению в школе

г. Москва и г. Подольск.

Целью исследования является изучение интеллектуального и эмоцио­нального развития детей при подготовке к школьному обучению.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  1. изучить особенности нервно-психического развития детей при поступлении в школу;
  2. рассмотреть методы исследования мотивационной готовности детей к обучению в школе;
  3. исследовать интеллектуальную и эмоциональную готовности детей к школьному обучению;
  4. дать рекомендации для повышения уровня учебной мотивации детей.

Объектом исследования является интеллектуальная и эмоциональная готовность детей к школьному обучению.

Предметом исследования являются особенности интеллектуальной и эмоциональной готовности детей к школе в условиях г. Москва и г. Подольск.

Для достижения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в исследовании использовались следующие методики: анализ научной ли­тературы по данной проблеме и диагностические методики.

Для определения уровня интеллектуальной и эмоциональной готовно­сти детей к школьному обучению была применена часть диагностического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе» в версии Л.А. Ясюковой. А так же методика «Домик» Н.И. Гуткина направ­ленная на определение способности ребенка копировать сложный образец.

Структура работы определена ее общей концепцией, поставленными задачами и логикой исследования. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Научная новизна данной работы обусловлена тем, что в работе приведены данные позволяющие применять исследования на практике.


Практическая значимость исследования обусловлена тем, что интеллектуаль­ное и эмоциональное развитие детей взаимосвязаны и влияют на адаптацию детей в школе, что определяет необходимость научно-методического обеспечения психодиагностической работы практических психологов в школе.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

1.1 Особенности нервно-психического развития детей при поступлении в школу

Вопрос о возрасте начала обучения в школе привлекает большое внимание многих спе­циалистов в области охраны здоровья детей - педиатров, гигиенистов, учителей, школьных психо­логов. Одним из основополагающих гигиенических принципов является соответствие суммарной обра­зовательной нагрузки нервно-психическим и функ­циональным возможностям современных учащихся. Этот принцип был сформулирован П. К. Анохиным, С. М. Громбахом [4, с. 92; 5, с. 7] и не утратил своего значения в настоящее время [1, с. 99; 8, с. 33; 16, с. 71]. Согласно закону «Об об­разовании», начало обучения ребенка возможно при достижении возраста шести с половиной лет. Хотя в некоторых случаях на обучение принимаются дети и более раннего возраста - 6 лет. Не утратил остроты и вопрос о более позднем начале обучения - с 7 лет [3]. Изучение особенностей нервно-психической сферы ребенка на первом году обучения позволяет оценить целесообразность приема ребенка в школу ранее 7-летнего возраста.

Комплексный анализ нервно-психической сферы включает оценку психомоторики, утомления нервной системы, длительности и произвольности пластичности и адаптационных возможностей нервной си­стемы [2; 17, с. 168; 18, с. 28]. Вместе с тем в предыдущих иссле­дованиях [13, с. 310] было показано, что качество и степень психической зрелости учащихся младших классов в большей степени определяются «стажем учебной деятельности» и слабо зависят от возраста начала обучения. Поэтому задачей исследования является сравнительный анализ поступивших в разном воз­расте в школу первоклассников по характеристикам психомоторики, утомления нервной системы, дли­тельности и произвольности пластичности и адапта­ционных возможностей нервной системы.


Для исследования использована современная тех­нология психофизиологического обследования [1, с. 387; 9, с. 35; 11; 12, с. 242], обеспечивающая многостороннюю оценку нервно-психической сферы. Она была реализована на основе «Комплекса для психофизиологических ис­следований компьютерного» КПФК-99 «Психомат» [9, с. 36; 10, с. 15; 11]. Комплекс реализует ряд инструментальных ме­тодов (рисунок 1) и методов оценки зрительно-моторной координации. При выборе методов психофизиологи­ческого обследования была учтена возможность по­вышенной утомляемости первоклассников. Поэтому применены 3 блока методик, не вызывающих утомле­ния, без снижения их информативности.

Рисунок 1. Функциональная лабильность зрительного анализатора первоклассников в за­висимости от возраста поступления в школу

поступления в школу

Для анализа различных форм психомотори­ки учтена ее многоуровневая структура, требующая применения различных методов исследования.

Одной из форм психомоторики, не связанной с необходимостью осуществлять скоростные двига­тельные акты, является координация положения до­минирующей руки. Для ее тестирования применя­лась методика «Зрительно-моторная координация» (ЗМК), связанная с удержанием «контактного каран­даша» в центре тестового отверстия (ЗМК в стати­ке) и проведением его внутри тестового паза (ЗМК в движении), не прикасаясь к их краям. оценивалось время касаний к краям отверстия и паза.

Следующий уровень психомоторики связан с простыми скоростными движениями вне зависимо­сти от событий внешней среды. Для этого использо­вана методика Теппинг-тест в максимальном темпе, требующая максимально быстрого постукивания контактным карандашом по кнопке ответа в течение 5 с. Определяли время предельно быстрой мотори­ки как средний интервал времени между постуки­ваниями в мс, и нестабильность мелкой моторики - среднеквадратичное отклонение интервалов времени между постукиваниями.

Более сложным уровнем психомоторики яв­ляется скоростное реагирование на внешний стимул, но без выбора ответа. Анализ этого уровня обеспе­чивает методика «Простая сенсомоторная реакция» на световой раздражитель, состоящая из 5 заданий, в каждом из которых ребенок, поставив контактный карандаш на исходную кнопку, ожидал появления светового сигнала, а при его появлении должен был как можно быстрее нажать на кнопку ответа. Оцени­вался моторный компонент простой сенсомоторной реакции - время движения руки от исходной кнопки до касания к кнопке ответа [9, с. 37; 10, с. 16; 11].


Следующий уровень состоит в скоростном принятии решений с выбором двигательных реак­ций на различные стимулы с активизацией функций переключения внимания. Для этого использована методика «Экстренный выбор» из 20 однотипных те­стовых проб. В каждой из них при включении одного из двух световых сигналов необходимо как можно быстрее его погасить нажатием на соответствующую кнопку ответа, после чего тут же запускалось сле­дующая проба. Отсутствие явной закономерности в последователь­ности предъявляемых стимулов, а также необходимость как можно быстрее их гасить, активизировало функцию переключения внимания. Оценивались время реакций и до­ля ошибок, отражающие скорость и точность двигательных реакций в условиях, требующих экстренного переключения внимания.

Для определения утомления нервной системы применялись по­казатели функциональной лабиль­ности зрительного анализатора.

Основным показателем функциональной лабильности яв­ляется критическая частота слия­ния мельканий (КЧСМ), снижение которой может быть связано с утомлением нервной системы ребенка [7, с. 18; 14, с. 36]. Методика состояла из зада­ний, в которых предъявлялись световые вспышки от безинерционного источника света с некоторой часто­той следования. Испытуемый определял, свет мелька­ет или нет. В зависимости от ответа частота вспышек возрастала или снижалась. Оценивалась наименьшая (критическая) частота световых вспышек, при кото­рой они воспринимались без ощущения мельканий.

В качестве дополнительного показателя ис­пользован латентный компонент сенсомоторной ре­акции, определяемый методом «простой сенсомо­торной реакции на световой раздражитель» как время от момента подачи сигнала до отрыва контактного карандаша от исходной кнопки.

Позитивной особенностью этих методов обследо­вания является доступность в понимании и выпол­нении соответствующих тестовых заданий детьми младшего школьного возраста [10, с. 16].

Исследования были проведены с первоклассника­ми (80 детей) в одной из московских школ в конце учебного года. Все эти дети поступили в школу в воз­расте от 6,5 до 8 лет. Для сравнительного анализа они были поделены на две примерно равные по возрасту группы на 1 сентября, когда они впервые переступи­ли порог школы: группы до 7 лет и группа после 7 лет (возрастное различие между этими группами школь­ников составило в среднем 7,5 мес).

Показатели развития многоуровневой структуры психомоторики представлены в таблице.

Таблица 1


Показатели (в мс) развития психомоторики у первоклассников при разном возрасте поступления в школу

Пол

В группе поступивших в школу

Относи­тельные возрастные различия, %

Достовер­

ность

различий

Р

до 7 лет

после 7 лет

Время касаний к краям тестового отверстия в ЗМК в статике

Девочки

89

70

27,1

< 0,05

Мальчики

117

118

1,0

-

Все

105

99

6,1

-

Время касаний к краям тестового паза в задании ЗМК в движении

Девочки

113

91

25,1

< 0,05

Мальчики

110

103

7,1

-

Все

111

98

14,1

< 0,05

Время предельно быстрой моторики в задании теппинг-тест

Девочки

273

243

12,3

< 0,05

Мальчики

299

283

5,7

-

Все

288

267

7,9

< 0,05

Нестабильность мелкой моторики в этом задании

Девочки

62

60

3,3

-

Мальчики

86

60

43,3

< 0,05

Все

74

60

23,3

-

Моторный компонент простой сенсомоторной реакции

Девочки

252

232

8,4

-

Мальчики

258

234

10,5

-

Все

255

233

9,6

< 0,05

Время реакций в задании экстренный выбор

Девочки

888

807

10,2

< 0,05

Мальчики

894

816

9,5

-

Все

891

812

9,7

< 0,05

Доля (в %) ошибок в задании экстренный выбор

Девочки

5,3

1,3

307,7

< 0,01

Мальчики

5,9

3,6

63,9

-

Все

5,7

2,8

103,6

< 0,05