Файл: "Оценка готовности детей к школе".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Рекомендации для повышения уровня учебной мотивации

Родителям детей с низким и средним показателем интеллектуально-познавательной деятельности следует обратить внимание на то, что отставание, выявленное у них, может быть восполнено путем проведения с ними специальных занятий, которые для них были бы эмоционально приятны и обязательно проводились бы в доброжелательной обстановке, при которой взрослые должны создать для ребенка ситуацию успеха. Следует создать необходимые условия в семье для повышения самооценки ребенка.

Опираясь на результаты исследования, проведенного с детьми старшего дошкольного возраста, можно дать следующие рекомендации для тех, кто непосредственно участвует в подготовке дошкольников к обучению - родителям и воспитателям детских учреждений:

1. Специалистам следует уделять серьезное внимание в процессе применения на практике программе «Детство» и «Программе воспитания и обучения в детском саду», которая была разработана в соответствии с Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы, так как она является обязательным документом для всех воспитателей [2].

2. Воспитателю необходимо постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство, применяя на практике новейшие методики по психологической подготовке детей к школьному обучению.

3. Специалистам необходимо уделять особое внимание в работе с детьми возрастным и индивидуальным особенностям, закономерности их развития [16, с. 73].

4. Родители должны обеспечить своему ребенку наиболее благоприятные условия для его реализации, ведь первая его школа - это семья, дом.

5. Родителям следует уделять больше времени ребенку, стараться узнать, что его интересует. Обязательно учитывать темперамент, способности, интересы, симпатии и антипатии, т.е. уважать его неповторимость.

6. Родителям следует помнить, что успешнее всего ребенок развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви [14, с. 37].

Выводы по второй главе: Высокие результаты проведенного исследования подтверждают предложенную нами гипотезу о том, что развитие внимания, восприятия, мелкой моторики, формирование учебной мотивации способствует формированию высокого уровня готовности детей к школьному обучению.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мы ознакомились с основными психологическими методами определения уровня школьной зрелости, правилами составления психолого-педагогической характеристики ребенка, а также особенностями организации обследования ребенка перед поступлением в школу.

Как мы уже узнали, подготовка ребенка к школьному обучению является одной из важнейших проблем педагогической психологии. Проблема эта стала особенно актуальной в связи с переходом к обучению детей, начиная с 6-летнего возраста и введением новых, во многом альтернативных программ обучения. Успешность начала обучения в школе, а также особенности адаптации ребенка в начальный период во многом зависит от того, в какой степени будут учтены возрастно-психологические и индивидуальные особенности дошкольника в подготовительный период. Не менее важным является и вопрос диагностики готовности ребенка к школьному обучению. По данным многих исследователей (Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.В. Запорожец, Й. Йирасек, Н.В. Нижегородцев и др.), основные сложности, возникающие у детей в период адаптации, связаны, в большинстве случаев с недостаточной школьной зрелостью. Поэтому проблема, диагностики школьной зрелости, определения уровня психического развития ребенка является особенно актуальным.

В заключение, еще раз выделим основные моменты:

1. Психологическая готовность к школе, прежде всего, проявляется в наличии у ребенка учебной мотивации, позволяющей ему эффективно включиться в учебный процесс. Одновременно мотивация учения свидетельствует о необходимом и достаточном для начала обучения в школе развитии интеллектуальной и произвольной сферы будущего ученика.

2. Психологическая готовность к школе появляется как новообразование на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, который согласно отечественным периодизациям психического развития ребенка приходится приблизительно на 7 лет.

3. Психологическая готовность к школе появляется как итог полноценного развития ребенка-дошкольника, подошедшего к вступлению в младший школьный возраст. Важно отметить, что попытки искусственного ускорения наступления школьного возраста приводят к замедлению развития мотивации учения, а, следовательно, к более позднему появлению психологической готовности к школе. Последняя вырастает не из целенаправленной подготовки детей к школьному обучению, а из традиционно детских занятий, главное место в которых занимает игра.


И так, в ходе исследования по теме данной работы узнали, что такое психологическая готовность к школе, рассмотрели отличные друг от друга подходы к этой проблеме; изучили методики психологической диагностики готовности детей к школьному обучению.

Так же узнали, что существует большое разнообразие диагностических программ определения психологической готовности к школе.

В результате обследования выявляются дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающей работе, позволяющей сформировать необходимый уровень готовности к школе.

Развивающую работу с нуждающимися в ней детьми целесообразно проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент в группе развития делятся на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физио­логия (Физиология развития ребенка). - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 436 с.
  2. Громбах С. М. Психогигиена учебных занятий в школе // Пси­хогигиена детей и подростков. - М.: «Медицина», 2015. – 288 с.
  3. Громбах с. М. Роль школы в формировании психического здоро­вья учащихся // Школа и психическое здоровье учащихся. - М., 2014. – 159 с.
  4. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. - М.: «Сов. Россия», 2013. – 325 с.
  5. Красноперова Н. А. Критическая частота световых мельканий как показатель развития утомления при учебной нагрузке у глу­хих и слабослышащих детей 6-9 лет // Дефектология. - 2014. - № 2. – 257 с.
  6. Куинджи н. н. Функциональная готовность ребенка к школе: ретроспектива и актуальность // Вестн. РАМН. - 2013. - № 5. – 276 с.
  7. Маслова О. И., Матвеев Е. в., надеждин Д. с. Новый подход к оценке нарушений высших корковых функций при психонев­рологических заболеваниях детей и подростков с помощью ин­струментальных компьютерных методов // Мед. техника. – 2014. - № 5. – 337 с.
  8. Матвеев Е. В., Надеждин Д. С. Развитие инструментальных технологий оценки высших психических функций в норме и па­тологии // Мед. техника. - 2009. - № 1. – 415 с.
  9. Надеждин Д. С. Основные принципы лонгитудинального пси­хофизиологического обследования детей и подростков // Вопр. соврем. педиат. - 2013. - Т. 5, № 1.
  10. Надеждин Д. С., Сахаров В. Г., Квасов Г. И. Концептуальная модель двухфакторного возрастного развития высших психиче­ских функций младших школьников // Материалы Всероссий­ской науч.-практ. конф. с международным участием «Гигиена детей и подростков: история и современность. Проблемы и пу­ти решения», 26-27 мая 2013 г. - М.: НЦЗД РАМН, 2014. – 542 с.
  11. Надеждин Д. С., Сухарева Л. М., Павлович К. Э. Современная технология оценки развития нервно-психической сферы детей и подростков // Материалы VIII конгресса педиатров России «Со­временные проблемы профилактической педиатрии». - М.: «Ди­настия», 2013. – 371 с.
  12. Нормативы физического развития, показателей психомоторных и когнитивных функций, умственной работоспособности, дея­тельности сердечно-сосудистой системы, адаптационного по­тенциала детей 8, 9, 10 лет: Пособие для врачей / Баранов А. А., Кучма В. Р, Сухарева Л. М. и др. - М.: НЦЗД РАМН, 2012. – 443 с.
  13. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилак­тической и оздоровительной работе в образовательных учреж­дениях / Баранов А. А., Кучма В. R, Сухарева Л. М. и др. - М., 2013. – 496 с.
  14. Роженцов В. В., Полевщиков М. М., Шрага А. М. Контроль сте­пени утомления человека методом КЧСМ // Физическая культу­ра, спорт и здоровье: Сборник науч. статей. - Йошкар-Ола, 2009. – 249 с.
  15. Рыжкова В. В. Развитие психомоторики первоклассника в кон­тексте успешности его учебной деятельности // Проблемы раз­вития образования и социального партнёрства: Материалы Все­российской науч.-практ. конф. - Краснодар, 2012. – 217 с.
  16. Степанова М. И., Сазанюк З. И. Что такое «школьная зрелость»? // Справочник педиатра. - 2012. - № 7. – 184 с.
  17. Сухарева Л. М., Надеждин Д. С., Кузенкова Л. М. и др. Особен­ности психических функций у детей младшего школьного воз­раста с изменениями психоневрологического статуса // Российский педиатрический журнал - 2009. - № 2. – С. 90-211
  18. Сухарева Л. М., Надеждин Д. С., Рапопорт И. К. Влияние со­стояния здоровья на психофизиологические и психосоциальные характеристики первоклассников // Материалы I конгресса Рос­сийского общества школьной и университетской медицины и здоровья. - М., 2008. – 361 с.
  19. Маклаков, А. Г. Общая психология : учеб. для вузов. / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2007. – 592 с.
  20. Математические методы обработки данных / http://www.psychol-ok.ru/lib/statistics.html
  21. Пашнев, Б. К. Психодиагностика : практикум школьного психолога / Б. К. Пашнев. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. – 317 с.
  22. Психология : учеб. / отв. ред. А. А. Крылов. – 2-е изд, перераб. и доп. – М. : Проспект, 2012. – 752 с.
  23. Розин, В. М. Психология : наука и практика : учеб. пособие / В. М. Розин. – М. : РГГУ : Омега-Л, 2005. – 544 с.
  24. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2005. – 713 с.
  25. Ратанова, Т. А. Диагностика умственных способностей детей : учеб. пособие / Т. А. Ратанова. – 4-е изд. – М. : Флинта : НОУ ВПО «МПСИ», 2010. – 168 с.