Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
1.1 Особенности нервно-психического развития детей при поступлении в школу
1.2 Исследование мотивационной готовности детей к обучению в школе
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ОЦЕНКИ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
2.1. Исследование интеллектуальной и эмоциональной готовности детей к школьному обучению
2.2 Рекомендации для повышения уровня учебной мотивации
Родителям детей с низким и средним показателем интеллектуально-познавательной деятельности следует обратить внимание на то, что отставание, выявленное у них, может быть восполнено путем проведения с ними специальных занятий, которые для них были бы эмоционально приятны и обязательно проводились бы в доброжелательной обстановке, при которой взрослые должны создать для ребенка ситуацию успеха. Следует создать необходимые условия в семье для повышения самооценки ребенка.
Опираясь на результаты исследования, проведенного с детьми старшего дошкольного возраста, можно дать следующие рекомендации для тех, кто непосредственно участвует в подготовке дошкольников к обучению - родителям и воспитателям детских учреждений:
1. Специалистам следует уделять серьезное внимание в процессе применения на практике программе «Детство» и «Программе воспитания и обучения в детском саду», которая была разработана в соответствии с Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы, так как она является обязательным документом для всех воспитателей [2].
2. Воспитателю необходимо постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство, применяя на практике новейшие методики по психологической подготовке детей к школьному обучению.
3. Специалистам необходимо уделять особое внимание в работе с детьми возрастным и индивидуальным особенностям, закономерности их развития [16, с. 73].
4. Родители должны обеспечить своему ребенку наиболее благоприятные условия для его реализации, ведь первая его школа - это семья, дом.
5. Родителям следует уделять больше времени ребенку, стараться узнать, что его интересует. Обязательно учитывать темперамент, способности, интересы, симпатии и антипатии, т.е. уважать его неповторимость.
6. Родителям следует помнить, что успешнее всего ребенок развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви [14, с. 37].
Выводы по второй главе: Высокие результаты проведенного исследования подтверждают предложенную нами гипотезу о том, что развитие внимания, восприятия, мелкой моторики, формирование учебной мотивации способствует формированию высокого уровня готовности детей к школьному обучению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе мы ознакомились с основными психологическими методами определения уровня школьной зрелости, правилами составления психолого-педагогической характеристики ребенка, а также особенностями организации обследования ребенка перед поступлением в школу.
Как мы уже узнали, подготовка ребенка к школьному обучению является одной из важнейших проблем педагогической психологии. Проблема эта стала особенно актуальной в связи с переходом к обучению детей, начиная с 6-летнего возраста и введением новых, во многом альтернативных программ обучения. Успешность начала обучения в школе, а также особенности адаптации ребенка в начальный период во многом зависит от того, в какой степени будут учтены возрастно-психологические и индивидуальные особенности дошкольника в подготовительный период. Не менее важным является и вопрос диагностики готовности ребенка к школьному обучению. По данным многих исследователей (Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.В. Запорожец, Й. Йирасек, Н.В. Нижегородцев и др.), основные сложности, возникающие у детей в период адаптации, связаны, в большинстве случаев с недостаточной школьной зрелостью. Поэтому проблема, диагностики школьной зрелости, определения уровня психического развития ребенка является особенно актуальным.
В заключение, еще раз выделим основные моменты:
1. Психологическая готовность к школе, прежде всего, проявляется в наличии у ребенка учебной мотивации, позволяющей ему эффективно включиться в учебный процесс. Одновременно мотивация учения свидетельствует о необходимом и достаточном для начала обучения в школе развитии интеллектуальной и произвольной сферы будущего ученика.
2. Психологическая готовность к школе появляется как новообразование на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, который согласно отечественным периодизациям психического развития ребенка приходится приблизительно на 7 лет.
3. Психологическая готовность к школе появляется как итог полноценного развития ребенка-дошкольника, подошедшего к вступлению в младший школьный возраст. Важно отметить, что попытки искусственного ускорения наступления школьного возраста приводят к замедлению развития мотивации учения, а, следовательно, к более позднему появлению психологической готовности к школе. Последняя вырастает не из целенаправленной подготовки детей к школьному обучению, а из традиционно детских занятий, главное место в которых занимает игра.
И так, в ходе исследования по теме данной работы узнали, что такое психологическая готовность к школе, рассмотрели отличные друг от друга подходы к этой проблеме; изучили методики психологической диагностики готовности детей к школьному обучению.
Так же узнали, что существует большое разнообразие диагностических программ определения психологической готовности к школе.
В результате обследования выявляются дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающей работе, позволяющей сформировать необходимый уровень готовности к школе.
Развивающую работу с нуждающимися в ней детьми целесообразно проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент в группе развития делятся на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка). - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 436 с.
- Громбах С. М. Психогигиена учебных занятий в школе // Психогигиена детей и подростков. - М.: «Медицина», 2015. – 288 с.
- Громбах с. М. Роль школы в формировании психического здоровья учащихся // Школа и психическое здоровье учащихся. - М., 2014. – 159 с.
- Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. - М.: «Сов. Россия», 2013. – 325 с.
- Красноперова Н. А. Критическая частота световых мельканий как показатель развития утомления при учебной нагрузке у глухих и слабослышащих детей 6-9 лет // Дефектология. - 2014. - № 2. – 257 с.
- Куинджи н. н. Функциональная готовность ребенка к школе: ретроспектива и актуальность // Вестн. РАМН. - 2013. - № 5. – 276 с.
- Маслова О. И., Матвеев Е. в., надеждин Д. с. Новый подход к оценке нарушений высших корковых функций при психоневрологических заболеваниях детей и подростков с помощью инструментальных компьютерных методов // Мед. техника. – 2014. - № 5. – 337 с.
- Матвеев Е. В., Надеждин Д. С. Развитие инструментальных технологий оценки высших психических функций в норме и патологии // Мед. техника. - 2009. - № 1. – 415 с.
- Надеждин Д. С. Основные принципы лонгитудинального психофизиологического обследования детей и подростков // Вопр. соврем. педиат. - 2013. - Т. 5, № 1.
- Надеждин Д. С., Сахаров В. Г., Квасов Г. И. Концептуальная модель двухфакторного возрастного развития высших психических функций младших школьников // Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием «Гигиена детей и подростков: история и современность. Проблемы и пути решения», 26-27 мая 2013 г. - М.: НЦЗД РАМН, 2014. – 542 с.
- Надеждин Д. С., Сухарева Л. М., Павлович К. Э. Современная технология оценки развития нервно-психической сферы детей и подростков // Материалы VIII конгресса педиатров России «Современные проблемы профилактической педиатрии». - М.: «Династия», 2013. – 371 с.
- Нормативы физического развития, показателей психомоторных и когнитивных функций, умственной работоспособности, деятельности сердечно-сосудистой системы, адаптационного потенциала детей 8, 9, 10 лет: Пособие для врачей / Баранов А. А., Кучма В. Р, Сухарева Л. М. и др. - М.: НЦЗД РАМН, 2012. – 443 с.
- Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях / Баранов А. А., Кучма В. R, Сухарева Л. М. и др. - М., 2013. – 496 с.
- Роженцов В. В., Полевщиков М. М., Шрага А. М. Контроль степени утомления человека методом КЧСМ // Физическая культура, спорт и здоровье: Сборник науч. статей. - Йошкар-Ола, 2009. – 249 с.
- Рыжкова В. В. Развитие психомоторики первоклассника в контексте успешности его учебной деятельности // Проблемы развития образования и социального партнёрства: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. - Краснодар, 2012. – 217 с.
- Степанова М. И., Сазанюк З. И. Что такое «школьная зрелость»? // Справочник педиатра. - 2012. - № 7. – 184 с.
- Сухарева Л. М., Надеждин Д. С., Кузенкова Л. М. и др. Особенности психических функций у детей младшего школьного возраста с изменениями психоневрологического статуса // Российский педиатрический журнал - 2009. - № 2. – С. 90-211
- Сухарева Л. М., Надеждин Д. С., Рапопорт И. К. Влияние состояния здоровья на психофизиологические и психосоциальные характеристики первоклассников // Материалы I конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. - М., 2008. – 361 с.
- Маклаков, А. Г. Общая психология : учеб. для вузов. / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2007. – 592 с.
- Математические методы обработки данных / http://www.psychol-ok.ru/lib/statistics.html
- Пашнев, Б. К. Психодиагностика : практикум школьного психолога / Б. К. Пашнев. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. – 317 с.
- Психология : учеб. / отв. ред. А. А. Крылов. – 2-е изд, перераб. и доп. – М. : Проспект, 2012. – 752 с.
- Розин, В. М. Психология : наука и практика : учеб. пособие / В. М. Розин. – М. : РГГУ : Омега-Л, 2005. – 544 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2005. – 713 с.
- Ратанова, Т. А. Диагностика умственных способностей детей : учеб. пособие / Т. А. Ратанова. – 4-е изд. – М. : Флинта : НОУ ВПО «МПСИ», 2010. – 168 с.