Файл: Теоретические аспекты управления конфликтами в социально-экономических системах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы данной работы определена тем, что на современном этапе развития экономики велика угроза кризисных явлений, усиливается конкурентная борьба, возрастает неопределенность в источниках финансирования обновления материально-технологической базы предприятий. Совокупность этих и сопряженных с ними обстоятельств создает благоприятные условия для возникновения и развития конфликтов на предприятиях.

Насыщенность нашей жизни различного рода конфликтами – внутриличностными, межличностными, внутригрупповыми, межгрупповыми и международными – диктует необходимость разработки проблемы эффективного управления ими. Работникам и руководителям предприятий в своей деятельности приходится часто сталкиваться с трудовыми конфликтами, что ставит их перед необходимостью овладеть умениями и навыками управленческого воздействия на конфликты в организации. Эффективность решения организационных конфликтных ситуаций зависит, в первую очередь, от метода их разрешения решения. В условиях динамического развития компании и высокого конкурентного давления неуклонно возрастает важность и практическая значимость управления трудовыми конфликтами. В связи с этим необходимо осуществлять поиск и внедрение новых действенных способов урегулирования трудовых конфликтов. Это позволит повысить эффективность функционирования самой компании в целом и будет способствовать ее более стабильному и устойчивому развитию. Все вышесказанное свидетельствует об актуальности рассматриваемых вопросов.

Объект исследования – Московская печатная фабрика – филиал АО «Гознак» (МПФ АО «Гознак»). Предмет исследования – процесс управления трудовыми конфликтами в социально-экономических системах на примере организации МПФ АО «Гознак».

Цель работы заключается в исследовании и разработке рекомендаций по совершенствованию управления трудовыми конфликтами в социально-экономических системах на примере организации на примере МПФ АО «Гознак».

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть существующие представления о конфликте и сделать обзор основных этапов управления трудовыми конфликтами;

- исследовать особенности управления конфликтами в МПФ АО «Гознак», а также провести диагностику конфликтных ситуаций в МПФ АО «Гознак»;

- предложить рекомендации по урегулированию конфликтов в МПФ АО «Гознак» и оценить их эффективность.


Теоретической основой данной работы являются как классические труды российских и зарубежных ученых, анализирующих теоретические и практические подходы к изучению трудовых конфликтов, так и современные научные работы; материалы периодической печати, ресурсы сети Интернет.

Использованные методы исследования: метод сравнения, метод группировки, социологический опрос, метод динамического анализа.

Структура работы построена таким образом, чтобы дать наиболее детальное представление об управлении трудовыми конфликтами в компании. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В первой главе работы рассмотрены теоретические основы, во второй главе – практические основы управления трудовыми конфликтами в организации на примере МПФ АО «Гознак». В третьей главе работы разработаны рекомендации по совершенствованию управления трудовыми конфликтами в организации, дана оценка эффективности их реализации. Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные результаты доведены до уровня практических рекомендаций по совершенствованию управления конфликтами в социально-экономических системах.

Глава 1. Теоретические аспекты управления конфликтами в социально-экономических системах

1.1. Сущность и классификация конфликтов в организации

Сущность конфликта можно рассмотреть с позиции трех разных подходов.

1. Конфликт представляет собой отрицательное для предприятия явление, в связи с этим необходимо стараться избегать возникновения конфликтных ситуаций.

2. Конфликт можно назвать естественным элементом взаимодействия любой группы.

3. Без конфликтов группа не может эффективно функционировать, поскольку зачастую конфликт положительным образом влияет на эффективность работы группы.

В таблице 1 представлены различные определения конфликтов.

Таблица 1

Определения конфликтов[1]


Автор / аспект / школа

Определение конфликта

1

2

С позиции управления организацией

Конфликт определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами, формальными или неформальными группами

Классическая школа и приверженцы концеп-ции бюрократии по М. Веберу

Понятие конфликта часто ассоциируется с агрессией, угрозами, ссорами, войной и т.п. В результате бытует мнение, что конфликт -явление всегда нежелательное, что его, по возможности, следует избегать.

Школа человеческих отношений

Конфликт также считался нежелательным явлением. Он рассматривался как результат неэффективного руководства организацией. Считалось, что хорошие взаимоотношения в организации могут исключить возникновение конфликтов.

Современная точка зрения

Конфликт в организации не только возможен, но часто и желателен. Конфликты, конечно, не всегда имеют положительный характер. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить различные точки зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив и т.д. Это делает процесс принятия решений более эффективным, а также дает людям возможность удовлетворить свои потребности в уважении и власти.

Продолжение таблицы 1

1

2

Громова О.Н.

Конфликт – это столкновение противоречивых или несовместимых сил. Более полное определение - противоречие, возникающее между людьми или коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствия согласия между двумя или более сторонами.

Уткин Э.А.

Конфликт - это та ситуация, в которой есть возможность углубленного исследования объекта (среды), которая затем может перейти к исследованию собственных форм мышления и выяснения того, почему мнения о фактах и проблемах действительно расходятся

Стоит, однако, уметь управлять конфликтными ситуациями, не пускать конфликты на самотек.

Современная управленческая наука считает, что отсутствие конфликтов может вести к застойным явлениям в организации, тормозить возникновение и развитие инновационных идей. Это объясняется тем, что полное согласие во мнениях людей ни к чему не приводит. В то время как столкновение разных точек зрения ведет к возникновению новых идей и замыслов, что способствует в конечном итоге развитию компании. В связи с этим конфликтные ситуации необходимо поддерживать конфликт на уровне, который требуется для реализации инноваций в компании[2].


Под организационным конфликтом следует понимать столкновение интересов групп людей в связи с удовлетворением социально значимых потребностей, который возник по причине действия социально-психологических условий и факторов внутренней и внешней среды компании.

Конфликты можно классифицировать по различным признакам.

1. По числу участников конфликтов можно выделить: внутриличностные, межличностные, межгрупповые, а также организационные конфликты.

2. В зависимости от характера влияния различают рациональные и иррациональные конфликты.

3. Исходя из характера причин, выделяют объективные и субъективные конфликты.

4. В зависимости от содержательных характеристик можно выделить общественные и частные конфликты.

5. В зависимости от формы проявления конфликтов можно назвать формальные и неформальные конфликты.

6. Исходя из ранга, можно выделить горизонтальные и вертикальные конфликты.

7. В зависимости от числа причин, вызвавших конфликт, различают однофакторные и многофакторные конфликты.

Под производственными конфликтами следует понимать особую форму выражения несогласия в трудовом коллективе компании, возникающая в процессе производственной деятельности[3].

Производственные конфликты также подразделяются на различные виды.

1. Производственные конфликты внутри малых групп: конфликт между обычными сотрудниками компании; конфликт между руководящими работниками и их подчиненными; конфликт между сотрудниками разного квалификационного и профессионального уровня или возрастной категории.

2. Производственные конфликты между малыми группами (межгрупповые конфликты).

3. Производственные конфликты между группами и руководящими работниками;

4. Конфликты между собственниками компаний[4].

Таким образом, трудовой конфликт – это довольно острый метод урегулирования существенных разногласий и противоречий, которые образуются в результате взаимодействия людей, работающих в одной организации, сопровождающихся отрицательными эмоциями.

1.2. Основные этапы управления конфликтами

Главной целью процесса управления конфликтами в компании выступает необходимость не допустить конфронтации между ее работниками и решить имеющиеся проблемные вопросы мирным путем.


Также является важным не допускать нарастания конфликтных ситуаций внутри трудового коллектива компании, чтобы это не переросло в открытую вражду, то есть при управлении трудовыми конфликтами следует придерживаться стратегии их погашения, а не раздувания.

При этом от того, насколько грамотно и результативно происходит управление трудовыми конфликтами в компании, зависит успешность и перспективность ее функционирования. Как правило, на данные процессы воздействует ряд факторов: масштабы конфликтов; нейтрализация конфликта и его причин; возможность противостояния людей в трудовых спорах[5].

Таблица 2

Алгоритм управления конфликтами на предприятии

Содержание деятельности

Методы реализации

Первый шаг: исследование причин появления трудового конфликта

Наблюдение; исследование результатов деятельности; беседа; анализ документов; биографический метод , иные методы.

Второй шаг: ограничение числа участников

Работа с лидерами в микрогруппах; перераспределение функциональных обязанностей; поощрение или наказание и т.п.

Третий шаг: дополнительная оценка трудового конфликта

Опрос экспертов; привлечение медиатора, психолога; переговорный процесс (медиация) и др.

Четвертый шаг: принятие управленческого решения по разрешению конфликтной ситуации

Административные методы; педагогические методы решения конфликтов в организации.

Работа специалиста по управлению трудовыми конфликтами включает ряд этапов, на каждом из которых используются определенные инструменты и средства решения конфликтных ситуаций. Алгоритм управления трудовыми конфликтами на предприятии представлен в таблице 2.

Также управления трудовыми конфликтами, следует понимать взаимосвязь между этапами трудовых конфликтов и этапами управления ими, что наглядно иллюстрирует таблица 3.

Таблица 3

Соотношение этапов динамики и управления конфликтами

Этапы конфликта

Содержание управления

(вид деятельности)

Возникновение и развитие конфликтной ситуации

Прогнозирование

Предупреждение (стимулирование)

Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия

Предупреждение (стимулирование)

Возникновение предмета конфликта и образов конфликтной ситуации

Предупреждение (стимулирование)

Начало открытого конфликтного взаимодействия

Регулирование

Развитие открытого конфликта

Регулирование

Разрешение конфликта

Разрешение