Файл: Государственная социальная политика поддержки слабозащищенных категорий граждан: современное состояние и перспективы совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 246

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ

1.1. Система государственной социальной поддержки населения

1.2. Формы социальной поддержки населения в РФ

1.3. Правовые Пржевальская аспекты социального ввоз населения в РФ

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ СЛАБОЗАЩИЩЕННЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН

2.1. Виды учреждений, предоставляющих социальные услуги, в г. Каспийске

2.2. Анализ предоставления социальных услуг в г. Каспийске

ГЛАВА 3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1. Современное состояние и проблемы социального обслуживания

3.2. Перспективы улучшения состояния поддержки слабозащищенных категорий граждан

Изменения в системе социальной защиты в 2018 году.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Отделения социальной помощи есть почти в каждом городском районе, и даже в некоторых сельских поселениях. Социальная поддержка организует свою деятельность в двух направлениях: социальная помощь и социальная защита[17].

ююююььььМеры, которые включает в себя социальная поддержка, обеспечивают:

  • гарантии на предоставление бесплатных медицинских услуг;
  • гарантии на предоставление бесплатных образовательных услуг;
  • гарантии по выплате пнсий;
  • гарантии на предоставление социальных льгот и социального обслуживания;
  • другие меры социальной поддержки.

Социальная помощь, социальное страхование и социальное обеспечение являются формами государственной социальной поддержки[18].

Фонд социального страхования (ФСС) РФ был создан в январе 1991 года. В 2017 году бюджет фонда составил 691,8 млрд.руб.

Социальное страхование является гарантом конституционного права людей на материальную помощь от государства в случае утраты здоровья гражданином или трудоспособности, безработицы и других иных подобных проблемах[19].

Реализация программы государственной социальной поддержки осуществляется так же департаментом труда. Для пожилых людей и инвалидов существует совсем другие виды государственной поддержки, такие как, уборка квартир, доставка на дом продуктов, или же в условиях стационара[20].

Распространение гуманитарной помощи среди нуждающихся является дополнительным видом социальной поддержки населения. Эту помощь в основном оказывают частные фонды. Сбор пожертвований ведется на добровольной основе.

Признаки социального обслуживания следующие:

  • оно устанавливается соответственно нормам закона;
  • гарантом выступает государство;
  • предназначено для граждан, попавшим в сложные жизненные ситуации, которые объективно нарушают нормальную жизнедеятельность градждан. Эту ситуацию гражданин не может преодолеть самостоятельно;
  • может предоставляться как предприятиями и учреждениями любой формы собственности, которые указывают социальные услуги, а так же и гражданами, которые занимаютсяя услугами в сфере социального обслуживания;
  • может предоставляться на врнмя сложной жизненной ситуации и даже пожизненно;
  • имеет целью содействовие гражданам в полноценной жизни.

Следовательно, социальная поддержка – это прямая поддержка граждан в трудной жизненной ситуации на законных основанияъх.


Граждане РФ и иностранные граждане, которые постоянно проживают на территории РФ имеют право на государственную социальную поддержку.

1.2. Формы социальной поддержки населения в РФ

Социальная поддержка организуется по двум направлениям:

  • социальная помощь;
  • социальная защита.

Реализуется, опираясь на следующие подходы:

  • поддержка носит реинтегрирующий характер;и
  • индивидуальный подход к каждому нуждающемуся в помощи гражданину;
  • социальная поддержка субсидарная;
  • механизмы социальной поддержки включаются в тот момент, когда иные способы поддержки исчерпаны ( моральные, психологические, законодательные).

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» предусматривает оказание такой помощи малоимущим слоям населения в натуральной и денежной формах[21].

Цель государственной социальной помощи заключается в следущем:

  • адресное использование средств бюджета;
  • поддержка жизни малоимущих граждан;
  • создать условия для всеобщей доступности и качества услуг;
  • снизить уровень социального неравенства;
  • повысидь доходы населения;
  • предоставить право малоимущим гражданам на достойную жизнь.

Государственная поддержка выражается в предоставлении определенных выплат (компенсаций, субсидий, пособий), а также в выделении товаров жизненного значения гражданам, относящимся к малообеспеченной категории[22].

Важнейший принцип поддержки состоит в адресности ее программ (денежных выплат). Подобный подход позволяет максимально верно идентифицировать нуждающегося посредством следующих методов[23]:

  • оценка материальной составляющей ячейки общества или отдельного гражданина (речь идет о денежных доходах и натуральных продуктах, выращенных самостоятельно);
  • применение соответствующих показателей для определения связи между адресной помощью и нуждой;
  • самоадресование, в основе которого лежит самозаявительная процедура. Данный способ оборачивается огромным объемом работы для сотрудников социальной защиты, но является наиболее эффективным.

В условиях современной экономики социальная политика занимает весьма важное место, т.к. направлена на решение следующих целей: 


  • улучшение уровня жизни населения;
  • повышение таких важных показателей, как качество и конкурентоспособность рабочей силы;
  • доход от выполнения должностных обязанностей должен быть основным источником финансовых средств граждан, а также стимулом для развития различного рода производств;
  • эффективное контролирование реального уровня дохода, например, посредством сверки декларируемого дохода с фактически произведенными расходами;
  • обеспечение взвешенности в занятости граждан (недопущение большого числа безработных и высвобождение излишней рабочей силы);
  • усиление адресности социальной поддержки посредством усиленного контроля уровня дохода в семьях и оказания помощи на основе поданных заявлений.

Виды господдержки определяются статьёй 12 Федерального закона «О государственной социальной помощи» предусматривает предоставление:

  • денежных выплат (субсидий, пособий, компенсаций и т.д.);
  • натуральных товаров (горючее, продукты, одежда, обувь, лекарственные препараты и т.д.).

Социальные пособия можно охарактеризовать при помощи следующих признаков:

  • безвозмездность, т.е. гражданин, получивший выплату, не обязан ее возвращать;
  • фиксированный размер. Закон не содержит сведений об определенной сумме, но устанавливает предельное значение. Обычно государственная помощь напрямую зависит от уровня дохода обратившегося за ней гражданина и членов его семьи. Оба значения в сумме не могут быть выше, чем прожиточный минимум;
  • материальная помощь. Современная ситуация в стране такова, что уровень дохода многих граждан пребывает в очень плачевном состоянии, т.е. средств не хватает даже на первостепенные потребности: еда, одежда, лекарства;
  • выплату производит соответствующий бюджет. Материальная помощь может оказываться гражданам из бюджета любого уровня;
  • целевое назначение, т.е. выплаченные средства гражданин может потратить только в направлениях, описанных в законе.

Государство может также осуществлять компенсационные выплаты, например, возмещать ранее оплаченные квитанции по коммунальным расходам.

На поддержку в натуральном выражении может рассчитывать:

  • пенсионер, проживающий в одиночестве;
  • семья, воспитывающая ребенка, не достигшего совершеннолетия, при условии, что на обоих или единственного родителя распространяется пенсионная выплата в соответствии с достижением предельного возраста или инвалидностью 1 или 2 группы;
  • семья, занимающаяся воспитанием 3-х и более детей;
  • семья, в которой проживает несовершеннолетний ребенок с низкой массой тела или туберкулезом.

Состав продуктового набора определяет местная администрация. Зачастую в него включают: муку, крупы, макароны, сливочное и растительное масло, колбасу и т.д. Цена такого комплекта составляет 480 руб.

Семьи и одинокие граждане с низким уровнем дохода могут обращаться за предоставлением:

  • бесплатного горячего питания;
  • банных услуг;
  • твердого топлива.

Государство оказывает помощь:

  • малоимущим гражданам вне зависимости от состава семьи;
  • людям, ставшим заложниками трудных жизненных ситуаций (выявление тяжелого заболевания, необходимость приобретения дорогостоящего препарата или медицинского изделия, наступление чрезвычайной ситуации, приведшей к существенным материальным потерям)[24].

Для получения государственной поддержки социального характера нужно подать письменное заявление и бумаги, подтверждающие состав семьи, в отделение социальной защиты в соответствии с местом постоянного проживания[25].

Если причина обращения за помощью таится в трудных жизненных обстоятельствах, то следует позаботиться о сборе бумаг, подтверждающих факт наступления того или иного события[26].

Социальная защита обычно проводит дополнительную проверку представленных заявителем сведений. Если гражданин сообщил недостоверную информацию или умолчал о чем-то, то из управления социальной защиты может прийти отрицательный ответ.

В нижеперечисленных ситуациях помощь может быть не назначена или прекращена:

  • доход увеличился до размера, превышающего прожиточный минимум;
  • получателю назначили наказание в виде лишения свободы;
  • гражданин начал получать полное государственное обеспечение;
  • предоставленные сведения не являются достоверными;
  • смерть лица, обратившегося за помощью.

Назначить государственную поддержку может социальная защита, отвечающая за территорию, на которой проживает или пребывает одиноко живущий гражданин или ячейка общества с низким уровнем дохода. Все необходимые действия осуществляются только в том случае, если человек направил письменное заявление с соответствующей просьбой в МФЦ или орган, отвечающий за предоставление помощи[27].

У отделения социальной защиты имеется 10 дней на рассмотрение заявления, направленного гражданином и составление ответа с положительным решением или с обоснованным отказом. Если же требуется осуществление дополнительного контроля, например, в отношении представленных сведений о получаемом доходе, то социальная защита может ограничиться направлением предварительного ответа, оповещающего о проведении проверки[28].


Тогда и срок вынесения окончательного вердикта меняется на 30 дней с момента сдачи заявления.

В соответствии с действующим законодательством отказать в государственной поддержке могут на следующих основаниях: наличие неполноты или неточности в предоставляемой информации о численном составе семьи, об уровне дохода и об имеющемся в собственности имуществе.

Если гражданин не согласен с отказом, то он имеет право обратиться с соответствующим заявлением в управление социальной защиты или в суд[29].

На каждого получателя государственной поддержки возлагается обязанность по информированию об изменениях, касающихся состава семьи, дохода и имущества в течение 14 дней со дня, ознаменовавшегося изменениями[30].

Социальная защита – это комплекс мер по осуществлению государственными и общественными организациями по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни и поддержанию жизни и деятельного существования человека[31].

К видам социальной защиты относятся:

  • доступность здравоохранения;
  • льготы;
  • пенсионное обеспечение;
  • меры социальной поддержки;
  • система социального обслуживания и предоставления социальных услуг.

1.3. Правовые Пржевальская аспекты социального ввоз населения в РФ

ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», а также подзаконные акты и нормативные документы субъектов РФ являются правовым регулированием вопросов социальной защиты населения[32].

Конституция РФ гарантирует и обеспечивает право граждан на социальную защиту. Согласно статье 7 Конституции, Российская Федерация является социальным государством. Его политика направлена на создание условий,которые обеспечивают достойну жизнь и свободное развитие человека. В России здоровье и труд охраняются государством, гарантирован минимальный размер оплаты труда. Государство поддерживает малоимущие семьи, материнство и детство, инвалидов и пожилых граждан.

В нашей стране каждому гарантировано социальное обеспечение в случае болезни, по возрасту, потере кормильца (Конституция РФ, ст.39).

1 января 2015 г. вступл в силу ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации». В статусе Федерального закона социальное обеспечение граждан приобрело новое значение.