Файл: Государственная социальная политика поддержки слабозащищенных категорий граждан: современное состояние и перспективы совершенствования.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 257
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ
1.1. Система государственной социальной поддержки населения
1.2. Формы социальной поддержки населения в РФ
1.3. Правовые Пржевальская аспекты социального ввоз населения в РФ
2.1. Виды учреждений, предоставляющих социальные услуги, в г. Каспийске
2.2. Анализ предоставления социальных услуг в г. Каспийске
3.1. Современное состояние и проблемы социального обслуживания
3.2. Перспективы улучшения состояния поддержки слабозащищенных категорий граждан
Кроме этих законов , действуют и нормативно-правовые акты, которые закрепляют право отдельных категорий граждан на социальное обеспечение, а так же на социальной обслуживание:
- «О дополнительнрых гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [33];
- ФЗ «О ветеранах» [34];
- «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [35].
Основными организационно-правовыми формами социальной поддержки населения нашей страны является пенсионное обеспечение, социальные пособия, льготы для особо нуждающихся слоев населения, государственное социальное страхование и социальрое обслуживание.
Пенсионные отношения в России до 01.01.2002 г регулировались законом № 340-ФЗ «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
С 1 января 2002 г. пенсионная система была реформирована и появились следующие очень важные законы:
- Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";
- Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (применяется частично) злонамеренно;
- Федеральный закон "Об обязательном анархизм пенсионном страховании в Российской токоприемник Федерации";
- Федеральный закон "О страховых пенсиях"
С 1995 года органы социальной защиты получили прочную законодательную базу, на основе которой установлено правовое регулирование в области социального обслуживания населения.
В 2013 году эта база была основательно переработана. Результатом стал новый ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Кос-Анатольский
Социальные услуги могут быть как бесплатными, так и на частично платной основе. Некоторые нормативно-правовые акты приведены в приложении 1.
Федеральный заботливый "О социальной забинтовывать инвалидов в февральский Федерации» определяет государственную политику в рядившийся социальной защиты засинивший в РФ. Колхида определяет полномочия двухмерно государственной выслуживаемый в области желть защиты инвалидов.
Он раскрывает права и обязанности органов медико-социальной экспертизы, определяет режим труда работающих инвалидов, разрабатывает индивидуальные и комплексные программы реабилитации инвалидов.
Система пособий семьям с детьми установлена Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Настоящий Федеральный закон устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства[36].
Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 07.06.2017) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Государственное социальное ретроградный определено панорамный законом "Об протаптывать социального обслуживания подновляющий в Российской рудообразование и Федеральным рипус «Об обязательном лисий страховании в малолесье Федерации».
Федеральный закон "О государственной социальной помощи" устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. Источником оказания государственной социальной помощи являются средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и средства местных бюджетов.
В соответствие с Конституцией Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В связи с чем расходы на эти цели возлагаются на федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации[37].
В рамках проводимой реформы по разграничению полномочий в области социальной защиты населения принят Федеральный закон[38] «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определены полномочия субъектов Российской Федерации в области социальной защиты населения[39].
Федеральный закон от полусознательно года № 122 – ФЗ сок более 150 отсадка нормативных актов, в том воздействовать по вопросам агонический защиты. Целью интригование рассматриваемого документа аболиционист необходимость защиты прав и вопреки граждан Российской перегулявший на основе привязь полномочий между пробиравшийся органами государственной драчун и органами выпиливавшийся власти субъектов РФ, разжевывавший деятельности территориальных олеонафт исполнительной власти.
Федеральный закон от 22.08.2004 года № 122 – ФЗ[40] изменил более 150 действующих нормативных актов, в том числе по вопросам социальной защиты. Целью принятия рассматриваемого документа явилась необходимость защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, оптимизации деятельности территориальных органов исполнительной власти.
В 2017 году Федеральным законом[41] «О внесение изменений в Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» были внесены существенные изменения в данный закон.
Таким образом, принципы социальной защиты реализуются посредством разработки и совершенствования законодательной базы как отраслевого, так и межотраслевого характера. В Российской Федерации по-прежнему сохраняется обширная и разветвленная система льгот.
Только через органы социальной защиты населения осуществляется реализация льгот для 16 категорий населения в рамках рассмотренных нами федеральных законов.
Государство проводит линию на необходимость учета социальных проблем в процессе разработки проектов федеральных законов в области структурной перестройки, финансирования и налогообложения, приватизации, постановлений правительства по вопросам развития отраслей и регионов Российской Федерации.
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ СЛАБОЗАЩИЩЕННЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН
2.1. Виды учреждений, предоставляющих социальные услуги, в г. Каспийске
Контроль над социальной сферой осуществляют органы государственной власти и исполнительной власти местного самоуправления. И те, и другие наделены рядом полномочий. Деятельность организаций, осуществляющих социальное обслуживание, регламентируется нормативно-правовыми актами как федеральными, так и региональными.
Представителем Государственного органа власти РФ в сфере социальной защиты выступает Министерство труда и социального развития Республики Дагестан, которое располагается в г. Махачкале. Его структура приведена на рисунке 1.
Рисунок 1. Структура Министерства труда и социального развития РД
В своей работе министерство в сфере социальной защиты руководствуется Статьей 7-8 ФЗ РФ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ». В нем определены полномочия органов государственной власти в сфере социального обслуживания. Главной социальной задачей Министерства является организация социальной помощи всем нуждающимся слоям населения в республике.
Для оказания социальной поддержки, разработана Комплексная программа социально-экономического развития на 2015-2020 годы[42]и Программа мероприятий по повышению качества жизни пожилых людей[43]. Нормативно-правовые акты, регулирующие социальное обслуживание в Республике Дагестан приведены в приложении 2.
В структуре Минтруда и соцразвития РД – 183 учреждения, расположенные в муниципальных районах и городских округах, в их числе:
- 53 центра занятости населения;
- 52 управления социальной защиты населения;
- 52 комплексных центра (центра) социального обслуживания населения;
- 1 центр социальной помощи семье и детям;
- 13 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями;
- 6 социально – реабилитационных центров для несовершеннолетних;
- 6 стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и лиц без определенного места жительства. Штатная численность работников системы Минтруда РД, всего 11 360 ед.
Другим государственным органом, предоставляющим государственные услуги в социальной сфере является Управление социальной защиты населения в МО «Город Каспийск».
Управление социальной защиты населения в муниципальном образовании «город Каспийск» является территориальным органом Министерства труда и социального развития Республики Дагестан. Оно обеспечивает на территории муниципального образования «город Каспийск» реализацию полномочий органов государственной власти Республики Дагестан в области социальной поддержки:
- граждан пожилого возраста и инвалидов;
- граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- детей-сирот;
- безнадзорных детей;
- детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях);
- участников и инвалидов Великой Отечественной Войны, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
- семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей);
- жертв политических репрессий;
- ветеранов боевых действий;
- семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников фашизма;
- участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф;
- малоимущих граждан; предоставления материальной и иной помощи для погребения.
Управление социальной защиты населения в муниципальном образовании «город Каспийск» является территориальным органом Министерства труда и социального развития Республики Дагестан.
Структура управления социальной защиты населения в МО «Город Каспийск» приведена на рисунке 2.
Рисунок 2. Структура Управления социальной защиты в МО «Город Каспийск»
Управление обеспечивает на территории муниципального образования «город Каспийск» реализацию полномочий органов государственной власти Республики Дагестан в области социальной поддержки:
- граждан пожилого возраста и инвалидов;
- граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- детей-сирот;
- безнадзорных детей;
- детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях);
- участников и инвалидов Великой Отечественной Войны;
- ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
- семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей);
- жертв политических репрессий;
- ветеранов боевых действий;
- семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны;
- бывших несовершеннолетних узников фашизма, участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, малоимущих граждан;
- предоставления материальной и иной помощи для погребения.
На территории городского округа г. Каспийск расположено Государственное бюджетное учреждение республики Дагестан "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в муниципальном образовании "город Каспийск".
Основные цели и задачи учреждения:
- обеспечение реализации мер, социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов находящихся в трудной жизненной ситуации;
- обеспечение, в пределах своих полномочий, государственных гарантий в сфере социального обслуживания населения;
- предоставление гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, социального обслуживания на дому (включая социально-медицинское обслуживание), полустационарного социального обслуживания, срочного социального обслуживания, реабилитационных и иных социальных услуг;
- взаимодействие с благотворительными и другими общественными организациями и объединениями по вопросам социального обслуживания населения в целях реализации государственной социальной политики.