Файл: Досуг современных младших школьников и их нравственное воспитание..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коррекционные задачи:

  • развитие коммуникативных качеств;
  • развитие представлений об окружающем;
  • развитие познавательных процессов;
  • формирование положительной Я – концепции;
  • создание условий для повышения уровня нравственности;
  • повышение представлений о нравственности, собственной значимости, ценности;
  • Отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения;
  • оказание психологической поддержки;
  • поиск ресурсов.

Для решения поставленных задач нами подобраны следующие средства реабилитации:

  1. Беседа.
  2. Дискуссия.
  3. Чтение литературных произведений.
  4. Изотерапия
  5. Сказкотерапия
  6. Элементы недерективной игровой терапии (Основоположник В. Экслан)
  7. Песочная терапия
  8. Проектная деятельность

Анализ данных проведённого эксперимента позволяет сделать следующие выводы.

Уровень нравственности младших школьников до и после коррекционно-развивающихся занятий, представленных в программе, изменился и имеет статистическую связь, что доказано математическим путём с помощью критерия ранговой корреляции Вилкоксона.

Результаты проведённых расчетов по методикам попали в зону значимости, что в свою очередь позволяет утверждать, что после коррекционных мероприятий уровень нравственности данной целевой группы повысился, тем самым гипотеза исследования о том, что комплексная работа с элементами арт –терапии по развитию нравственных качеств в младшей школе в процессе учебной и внеурочной деятельности в тесном сотрудничестве с родителями и педагогом имеет положительную динамику – подтверждена.

Следовательно, внедрённая в комплексный процесс образования комплексная программа реабилитации нравственного развития в начальной школе способствовала профилактике, развитию нравственных ценностей детей начальной школы, что позволило сформировать условия в целях осмысления детьми значимых для себя норм и правил поведения, формирования ценностного отношения к себе, людям, находящемуся вокруг обществу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная курсовая работа была посвящена формированию уровня нравственности детей школьного возраста.

В качестве основной цели данного исследования было выявить и оптимизировать педагогические условия форм и методов нравственного воспитания средствами арт –терапии детей младшего школьного возраста.


В ходе нашего эксперимента наша цель была, подтвердить выдвинутую нами гипотезу, что уровень нравственности в начальной школе повыситься с помощью применения средств арт –терапии.

Педагогический эксперимент состоял из трёх этапов:

Первый этап педагогического эксперимента, который можно обозначить в качестве констатирующего этапа, был направлен на выявление основных характеристик нравственной воспитанности детей в младшей школе целевой группы.

Экспериментальная часть исследования подтвердила следующие факторы:

  1. Средства арт –педагогики способствуют наиболее эффективному уровню нравственности;
  2. Повысить нравственность у детей можно по средством комплекса традиционных методом и методов арт -терапии;
  3. Полученные результаты подтвердились при их обработке.

Так же, в результате проведённых занятий у детей произошли следующие изменения: повысились представления о нравственности. Родители стали более ответственными, у них произошло осознание того, как важно всматриваться в глаза Детства, чтобы не пропустить зарождение Добра, и остановить чуть проклюнувшее Зло. Вот почему нам, взрослым больше нужно обращаться к ребёнку, еще никак не отверженному нашей душой, для того чтобы проконтролировать, не разучились ли мы находиться по-детски искренними, весёлыми, не умер ли в нас великий Мыслитель, имя которому Верность, Любовь, Добросердечность, Понимание. Воспитание нравственности эффективны, если используется систематическое использование сказки в воспитательном процессе, а также система цикла занятий, направленных на повышения уровня нравственности.

Как показало проведённое исследование, одним из общих факторов низкого уровня нравственного воспитания являются: низкий уровень нравственного воспитания в семье, не понимание терминов нравственности, неосторожное вмешательство во внутренний мир ребенка по этой теме. Основными психологическими воспитательными воздействиями на развитие нравственности являются: анализ литературных произведений (сказок), совместная проектная деятельность и её представление, применение техники изотерапии в осознании своих чувств, повышение уровня педагогической компетенции родителей.

Психолого-педагогическая технология повышения уровня нравственности проходит через формирование конструктивных родительских позиций к воспитательному процессу по этой теме, применение системы педагогической и психологической работы по формированию уровня нравственности с применением средств арт –терапии. Особенно важно помочь родителям сформировать субъектное отношение к ребёнку в межличностных отношениях с родителями.


Уровень нравственности младших школьников до и после коррекционно-развивающихся занятий, представленных в программе, изменился и имеет статистическую связь, что доказано математическим путём с помощью критерия ранговой корреляции Вилкоксона.

Результаты проведённых расчетов по методикам попали в зону значимости, что в свою очередь позволяет утверждать, что после коррекционных мероприятий уровень нравственности данной целевой группы повысился, тем самым гипотеза исследования о том, что комплексная работа с элементами арт –терапии по развитию нравственных качеств в младшей школе в процессе учебной и внеурочной деятельности в тесном сотрудничестве с родителями и педагогом имеет положительную динамику – подтверждена.

Следовательно, внедрённая в комплексный процесс образования комплексная программа реабилитации нравственного развития в начальной школе способствовала профилактике, развитию нравственных ценностей детей начальной школы, что позволило сформировать условия в целях осмысления детьми значимых для себя норм и правил поведения, формирования ценностного отношения к себе, людям, находящемуся вокруг обществу.

То есть в том случае, если намеченная нами программа будет выполняться, то это будет иметь положительную динамику в развитие нравственности у детей. Важно учесть, что очень много зависит от семьи, в которой воспитывается ребёнок и от отношений в коллективе.

Так же можно сделать вывод о том, что любая работа с детьми более эффективна, если она ориентирована на потребности детей, не наносит им чувства навязчивости и является эффективным моментов в развитие моральных норм.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бабанский, Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1988. -127с.
  2. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. - 1995. - № 2. - С. 15-18.
  3. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н.И. Болдырев. – М. : Педагогика, 2014. – 224 с.
  4. Буре Р.С. Социально – нравственное воспитание школьников. Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 80 с
  5. Большой энциклопедический словарь, 2-е обновлённое и исправленное издание // Под ред. А. М. Прохорова. – М.: ТЦ Сфера, 2000. -270 с.
  6. Вареца Е.С. Нравственное воспитание школьников средствами сказки // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. Сер. 3: Педагогика и психология. – 2014. – № 4 (146). – С. 34-38.
  7. Величко О.Ю. Роль нравственно-ориентированной игры в процессе этического воспитания младших школьников / О.Ю. Величко // Начальная школа. - 2013. - N 8. - С.11-15.
  8. Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Воспитание школьников. – 2013. - № 7 - С. 12-19.
  9. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: «Академия», 2007. — 384 с.
  10. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. - 2011. - N 11. - с.45-57.
  11. Долженко Л. В. Детская литература советского периода как компонент круга чтения школьников // Детский сад: теория и практика. - 2017. - № 2 (74). - С. 56-67.
  12. Дубова М. А. Духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших школьников (на материале произведений для детей писателей Серебряного века) // Пед. образование и наука. - 2014. - № 6. - С. 19-21
  13. Каршинова, Л. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве / Л. В. Каршинова // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - № 6. - С.48 - 52.
  14. Климова С. А. Художественная литература как важнейшее средство формирования нравственной культуры у школьников / С. А. Климова, Н. А. Марченко, М. А. Пятин // Соврем. образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы : сб. ст. XIII междунар. науч.-практ. конф. - Пенза, 2017. - С. 260-263
  15. Кузьмичев, И. Литература и нравственное воспитание личности. Пособие для учителей / И. Кузьмичев. - М.: Просвещение, 2014. - 176 c.
  16. Люблинская А. А. О моральных представлениях и моральных привычках // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 5. -11-15 с.
  17. Методические основы воспитания. [Электронный // режим доступа: http://www.moi-detsad.ru/metod46-1.html.
  18. Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. - М.: Проспект, 2013. - 464 c.
  19. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы: методические рекомендации / А.И. Мартьянова // Начальная школа. - 2017. - N 7. - с.21-29.
  20. Рочев С. Г. Об относительной значимости моральных норм // Ребенок в детском саду. – 2013. - N 5. - С. 18-20.
  21. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение? – М.: Просвещение, 1986. – 375 с.
  22. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.- 271 с.

Приложение 1

И.Б. Дерманова. Методика "Закончи историю"

Цель - изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость - лживость, внимание к людям - равнодушие).

Определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм, и давать элементарную нравственную оценку.

Предъявление задания:

В индивидуальной беседе с ребенком ему предлагается продолжить каждую из предлагаемых историй, ответить на вопросы. Ребенку говорят: "Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи". После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).

История первая. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша - зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. "Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?" Саша ответил,…Что ответил Саша? Почему? как поступил Саша? Почему?

История вторая. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: "Я тоже хочу поиграть с этой куклой". Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История третья. Дети строили город. Оля стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: "Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам". Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

История четвертая. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: "Кто сломал игрушку?" Тогда Петя ответил... Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.

Обработка результатов

  1. баллов - Ребенок не может продолжить историю, или дает односложный ответ, не может оценить поступки детей.
  2. балл - Ребенок по-разному продолжает истории, оценивает поведение детей как правильное или неправильное, хорошее или плохое, но оценку не мотивирует и нравственную нормы не выделяет.
  3. балла - Ребенок продолжает истории с позиции нравственных норм, называет нравственную нормы, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
  4. балла - Ребенок раскрывает особенности разрешения проблемной ситуации с позиции нравственной нормы, называет нравственную норму, понимает ее значение для взаимоотношений людей и может обосновать свое мнение, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.