Файл: Досуг современных младших школьников и их нравственное воспитание..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, с помощью сформированной выработки и данных методик нам необходимо определить сформированность целевой группы.

В результате обследования выяснилось, что высоким уровнем нравственного развития обладают 21 ребёнок, большая часть детей обладает средним уровнем развития, что влечет за собой развитие всех качеств, но дети не могут дать объяснение. 8 детей из группы не имеют представления, как можно поступать в группе сверстников, а как нельзя.

В зависимости от уровня развития нравственных качеств детей данной целевой группы можно подразделить на 3 группы:

а) высокий уровень развития нравственности ( выше 50%);

б) средний уровень развития нравственности (30 -50%)

б) низкий уровень развития нравственности (ниже 20 %)

Немаловажным в дополнение диагностической работы использование метода наблюдения в повседневной жизни ребят.

Таким образом, отсортированные нами выборки и методики помогут нам выявить уровень нравственности у детей младшего школьного возраста.

С помощью вторичных методов статистической обработки экспериментальных данных возможно либо доказать, либо опровергнуть выдвинутую нами гипотезу.

За основу данной работы мы взяли критерий Т - Вилкоксона, который применяется для связных выборок. Данный критерий работает на выборке, как в нашем случае 36 человек. Для использования этого критерия (его называют также знаково-ранговым) следует проранжировать, сначала не обращая внимания на знаки, весь перечень разностей между рядами «до» и «после». Если разность у отдельных испытуемых в отдельных случаях нулевая, то эта разность из ранжирования исключается и не входит в суммирование рангов.

Статистической обработке подлежат попарные сравнения — показания одного и того же испытуемого до и после воздействия. Ниже приводится таблица с результатами показаний школьников.

Критерий позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. С его помощью мы определяем, является ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом.

Этот критерий применим в тех случаях, когда признаки измерены по крайней мере по шкале порядка, и сдвиги между вторым и первым замерами тоже могут быть упорядочены. Для этого они должны варьировать в достаточно широком диапазоне. Вот если сдвиги изменяются, скажем, от -30 до +45, тогда имеет смысл их ранжировать и потом суммировать ранги.

Первоначально мы исходим из предположения о том, что типичным сдвигом будет сдвиг в более часто встречающемся направлении, а нетипичным, или редким, сдвигом - сдвиг в более редко встречающемся направлении.


H0: Интенсивность сдвигов в типичном направлении не превосходит интенсивности сдвигов в нетипичном направлении (то есть сдвиг случаен).

H1: Интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении (то есть сдвиг не случаен).

Результаты проведенной работы показаны в данной таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования

№ испытуемого

До коррекционной работы

1

9

2

10

3

9

4

9

5

10

6

9

7

10

8

9

9

6

10

6

11

6

12

7

13

7

14

7

15

5

16

6

17

5

18

5

19

5

20

5

21

6

22

7

23

6

24

6

25

5

26

7

27

5

28

6

29

5

30

5

31

4

32

2

33

3

34

2

35

4

36

2

Таким образом, мы занесли результаты диагностических методик до проведения коррекционной работы в сводную таблицу.

2.2 Анализ полученных результатов

С целью подтверждения исследования выдвинутой гипотезы была сформирована целевая группа, состоящая из 36 детей, обучающихся во 2-х классе.


Для обследования уровня сформированности нравственных качеств у детей младшей школы целевой группы подобраны диагностические методики: тест «Ранжирование понятий», «Незаконченные предложения», а также диагностика нравственного развития И. Б. Добермана «Закончи историю». Наблюдение за детьми в повседневной жизни, как дополнение к результатам обследования. Полученные результаты отражены в диаграмме на рисунке 3:

Рисунок 3 - Проявление нравственных качеств

В результате исследования были получены данные о том, что большинство детей в младшей школе целевой группы имеют искажение в формировании нравственных ценностей в соответствии с возрастной нормой. Что отчётливо прослеживается в результатах диагностического исследования

Затем из всех обследованных детей были выделены только те, у кого диагностировалась низкий уровень сформированности нравственных качеств, их выделилось 21 ребёнок. Это необходимо мне, как педагогу, для более целенаправленной работы с этими детьми.

В ходе своей деятельности мы постарались применить индивидуальный, групповой подход с целью повышения уровня нравственности у выделенной группы ребят.

При качественном анализе уделялось большое значение высказываниям детей. Так, например у многих ребят моральные качества сформированы, но дети не могут пояснить, вследствие чего, таким образом действовать невозможно, и необходимо действовать непосредственно, а не по другому. Дети говорили "Так поступать плохо". Это говорит о понимании своих поступков и поступков людей.

Понимание есть у следующих ребят: Даша А., Артём Х ., Софья А., Диниил Д. , Варвара М. , Татьяна Д. , Ульяна Ф., Карина О., Диана А, Маша С., Юра М. Почти для всех детей с низким уровнем развития нравственных качеств, ответы односложные, следует на этапе формирования обратить внимание на такие качества личности как забота, трудолюбие, внимательность и особенно правдивость.

Хочется отметить, что методика «Закончи историю» принесла ребятам много положительных эмоций и одновременно позволила ребятам задуматься над жизненными ситуациями и выбором своего поведения.

Цель диагностики: изучить понимание детьми младшего школьного возраста нравственных норм (щедрость–жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость, внимание к людям-равнодушие)

Также данная методика позволяет определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, давать элементарную жизненную оценку.


Были в группе дети, кто совсем не понял задания и нервно грыз карандаш. Любое поведение детей было зафиксировано и после этого проведена коррекционная беседа на тему: «Что вызывало трудности? Где было страшно? И т.д.».

Результаты представлены в следующей диаграмме на рисунке 4:

Рисунок 4 - Уровень нравственности «Закончи историю»

Итоги сведений методик дали возможность раскрыть, которые нравственные нормы освоены ребенком этой категории, как он осознает характерные черты чувств других людей и подразумевает акцентирование различных степеней изучения детьми нравственных общепризнанных мерок и законов, согласно каким возможно станет рассуждать об особенностях освоения ребенком категории этого нахождения.

У большинства детей с низким уровнем нравственности прослеживается недостаточность накопленного жизненного опыта, имеются особенности развития эмоциональной и нравственной сферы, а также проблемы детско–родительских отношений

В заключение второй главы отметим, что с целью доказать гипотезу, были подобраны необходимые диагностики, позволяющие выявить уровень нравственного развития среди детей младшей школы, с помощью чего мы впоследствие сможем говорить о результативности или её отсутствия коррекционной работы, направленной на доказательство или опровержение выдвинутой гипотезы.

Далее были выделены две группы: группа детей с высоким уровнем сформированности нравственности и группа с выявленными нарушениями в нравственном воспитании детей. С детьми целевой группы было проведено исследование.

Данный этап педагогического эксперимента, описанный во второй главе, включил в себя ряд психодиагностических методик: тест «Ранжирование понятий», «Незаконченные предложения», а также диагностика нравственного развития И. Б. Добермана «Закончи историю» и традиционный метод наблюдения. Данная работа позволила определить уровень развития нравственности целевой группы.

На основании полученных данных было установлено, что большая часть ребят имеет недостаточный уровень развития нравственных качеств, что связано с влиянием семейной среды, то есть отсутствием работы со стороны родителей и школьный среды на формирование этих качеств у детей в младшей школе.

Далее был проведён анализ полученных результатов, что позволило в дальнейшем спланировать работу с помощью необходимых технологий для эффективного развития нравственных качеств у детей в младшей школе.


ГЛАВА 3. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ

3.1. Программа нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

Для профилактики и повышения благоприятного уровня нравственности учащихся в младшей школе была разработана и апробирована коррекционно-профилактическая программа.

Любой преподаватель обязан устанавливать перед собою проблемы согласно воспитанию нравственных ценностей: предоставление поддержки и помощи в нравственном саморазвитии и самоопределении, формирование гуманистической атмосферы в классе.

Формирование целевой группы проводилось с учётом проблем, имеющихся у детей среди 2 –х классов.

Параллельно проводимых занятий с детьми поводились занятия и с родителями детей целевой группы в виде консультаций, лекций, дискуссий.

Цель программы: повысить уровень нравственных качеств посредствами арт –терапии у младших школьников.

Задачи:

  1. Создание условий для исследования этой проблемы;
  2. Формирование положительной Я – концепции;
  3. Создание условий для повышения уровня нравственности;
  4. Повышение представлений о нравственности, собственной значимости, ценности.

Целевая аудитория: 36 учащихся 2- х классов.

Сама программа состоит из 3 блоков:

Первый блок посвящен диагностическому исследованию и его результатам, второй и третий блок направлен на коррекционно-профилактическую работу с детьми и их родителями, включающий в себя цикл занятий, непрерывно связанных друг с другом.

Место проведения тренинга: учебный класс.

Время проведения: вторник, четверг (еженедельно).

Исполнитель: педагог, приглашённый психолог.

Таблица 2

Учебно–тематическое планирование программы нравственного развития в младшей школе

«Воспитание нравственности средствами арт –терапии»

Задачи воспитания нравственности в младшей школе

  1. Содействовать формированию нравственной позиции школьника;
  2. Способствовать формированию основ межличностного общения;
  3. Создать условия для творческой индивидуальности ученика

Этап 1 Диагностика уровня тревожности

Тема занятия

Кол-во часов

Теория

Практика

Формы работы

Методика «Закончи историю» И. Б. Дерманова.

6 ч

6 ч

Сказкотерапия (диагностика)

«Неоконченные предложения»

1 ч

Опрос

Беседа

«Ранжирование понятий»

1 ч

Игра

Этап 2 Коррекционная работа со сказкой «Сказочная страна»

Л. П. Стрелкова «Знакомство»

Дискуссия

Сказкотерапия

Л. П. Стрелкова «Печальная история о том, как мишке лапу оторвали»

1 ч

Дискуссия

Сказкотерапия

Л. П. Стрелкова «Друг детства»

1 ч

Дискуссия

сказкотерапия

Л. П. Стрелкова «История о том, что такое хорошо, а что такое плохо»»

1 ч

Дискуссия

сказкотерапия

В. Катаев«Цветик семицветик»

дискуссия

сказкотерапия

В. Осеева«Сыновья»

1 ч

Дискуссия

Сказкотерапия

РНС «Гуси-лебеди»

1 ч

Дискуссия

Сказкотерапия

Оскар Уайльд

«Мальчик -звезда»

1 ч

Дискуссия

Сказкотерапия

А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

1 ч

дискуссия

Сказкотерапия

Татьяна Рик «Обидчивое облачко»

1 ч

Дискуссия

Сказкотерапия

Цикл занятий «Нравственные ценности»