Файл: Досуг современных младших школьников и их нравственное воспитание..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Имеется научная позиция, в которой считается, что общая навязчивая пропаганда массовой культуры создаёт «общество тотального отчуждения», лишённого культурных ориентиров (А. С. Гордин, В. И. Петрова, Е. А. Ямбург и др.).

Такие исследователи как М.М.Гей, А.А.Калюжный, Т.Ф.Лысенко и др. освещают в своих работах также проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников, что для нас особенно важно.

Уматова А. У., А. Ю. Сметанина в своих работах описывает модель процесса интеграции средств артпедагогики и нравственного воспитания младших школьников.

1. 2. Основные психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания младших школьников

Воспитание — это процесс целенаправленного формирования и становления человека равно как личности. Душу каждого человека можно сравнить с зародышем прекрасного цветка, но расцветёт ли она, находится в зависимости с воспитанием, полученного в семье и школе.

Насколько тщательно структурировано и контролируемо воздействие педагогов на воспитанников, настолько эффективно и пройдет развитие нужного и значимого для общества человека. Непосредственно по этой причине развитие нравственности и морали определяют как комплексный процесс развития:

  • нравственного облика (развитие с младшего возраста терпеливости, гуманности, беззлобного и сострадания к близким);
  • нравственной позиции (это способность проявлять бесстрашие и силу воли в преодолении разных актуальных факторов, бескорыстие и благородство, и умение различать границу между плохим и хорошим);
  • нравственных чувств (к ним относят честь, чувство долга, умение нести возложенную ответственность, это и любовь к родине, и уважение к старшим); – нравственного поведения (это благовоспитанность, умение себя вести, проявления кротости и послушания).

Каждый из нас должен знать, что под нравственностью необходимо понимать внутреннюю потребность любого человека руководствоваться моральным принципам и этическим общепризнанным нoрмам, установленным в мире, на протяжении всей своей жизни и касательно всех своих действий. «Основой морали являются моральные ценности, которые в приоритете общечеловеческих ценностей включают: гуманизм, добро, дружба, милосердие, миролюбие, справедливость, совесть, счастье, терпимость, человечность, золотое правило нравственности и др.» [173, С.437].


Нравственность — это система моральных убеждений, принятых в обществе, и усвоенная каждым человеком «по- разному». И это «по-разному» зависит от тех родителей и педагогов, которые будут находиться рядом с ребёнком.

Л. А. Григорович установил нравственность ровно как: «Нравственность — это личнoстная характериcтика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» [1, с. 104].

«Работа» любого человека обусловливается действием к окружающим— нас определяют именно по этим поступкам. В процессе собственного взросления, ребята познает об установленных в обществе нравственных нормах и «законах», и усваивает устойчивую стопку ценностей, убеждений и основ. Чем раньше возникнет воздействие отца с матерью и близких людей на духовно-нравственный образ ребенка, тем основательнее моральные общепризнанные нормы укоренятся в растущем поколении.

Человека можно рассматривать истинно нравственным, когда все его действия, стремления и воздействия подчинены нормам морали, установленным в мире, и обозначают его личные взгляды и убеждения, далекиe от слепого повиновения. Поистине нравственный человек будет осуществлять себя в одинаковой мере в любом условии и в любом окружении.

Мишенью нравственного обучения считается формирование стойкой системы нравственных взглядов и моральных норм.

Исходя из всего вышеприведенного, можно сделать вывод, что нравственное воспитание — это процесс взаимодействия, направленный на формирование у детей понятий совести и морали, правил и принципов жизни в обществе, а также развитие благородства, чуткости и уважения.

«Опираясь на экспериментальные данные психологических исследований, мы выделили ряд путей приобретения учащимися личностных смыслов духовно –нравственных ценностей:

  • Обучение – «при обучении некоторой предметной области преподаватель транслирует не только (а иногда и не столько) объективную структуру учебного предмета, но и свою субъективную трансформацию ее»
  • Активное их преобразование в реальной значимой для учащихся деятельности;
  • Вовлечение школьников в деятельность, «требующую более активного «общения» с соответствующими объектами, рассмотрение неожиданных ракурсов их «поведения»
  • Участие детей в шкалировании объектов и ситуаций учебного материала…»

Высоконравственное развитие способно осуществляться только лишь в качестве комплексной организации целой жизнедеятельности ребенка — их отношений с другими людьми, их беспрепятственного времяпровождения.


Однако нравственное поведение характеризуется не только поступком , но и системой нравственных привычек. Нравственная привычка – это способность и умение произвести действие в силу выработанной потребности. «Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно - чувственное переживание –нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений - волевой стимул – поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты» [15, c.265].

Развитие человека, объединяющей в себе этику, нравственность, чувство долга и ответственность, а кроме — и есть результат верно с поддерживающей общественные ценности преподавательского хода развития нравственности.

Духовно-нравственное формирование и развитие обучающихся начальной школы должны быть актуализированы установленные эталоны, хранящиеся в истории нашей государства, в цивилизациях люди Российской федерации, в этом количестве в религиозных культурах, в цивилизованных обыкновениях люди общества.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся начальной школы обязаны быть актуализированы установленные эталоны, хранящиеся в истории нашей государства, в цивилизациях народов Российской федерации, в этом числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира. Воспитательские идеалы поддерживают целостность уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, гарантируют вероятность согласования деятельности различных субъектов обучения и социализации.

Каждый из нас должен понимать важную задачу нравственности. Н. П. Шитякова в своих научных трудах «Духовно-нравственное воспитание личности: проблемы, теории, технологии» писала: «Такое понимание позволило нам сформулировать одну из важнейших задач духовно-нравственного воспитания-осознание школьниками духовных ценностей как через освоение их значения для конкретной общности людей (социальной, этнической, религиозной и др.), так и через извлечение личностного смысла этих ценностей. Эта задача обусловлена той ролью, которую, по мнению психологов, смыслы играют в жизни человека…» [2, стр. 64].

Нравственное воспитание основывается на определённых принципах. Предлагаю рассмотреть некоторые из них:

Ценности устанавливают главное содержимое духовно-нравственного развития и обучения личности младшего школьника. Каждое содержание обучения, общения, работы может быть вхождением воспитания, если оно причислено к определённой ценности.


Преподавательская организация нравственного уклада школьной жизни наступает с высчитывания той системы ценностей, которая находится в источнике воспитательского дела, обнаруживается в его содержании и осознанное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного формирования.

Соблюдение образцу — главный метод нравственного воспитания. Пример — это допустимая модификация выстраивания взаимоотношений ребёнка с другими людьми и с самим собою, пример ценностного избрания, совершённого значимым другим. Сущность учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности обязано быть заполнено образцами нравственного поведения.

Образец как способ воспитания дает возможность увеличить нравственный опыт ребёнка, подтолкнуть его к внутреннему разговору, вызвать в нём нравственную рефлексию, предоставить право выбора при концепции собственной системы ценностных взаимоотношений, показать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

В образцах демонстрируется устремлённость людей к зенитам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особую роль для духовно-нравственного формирования обучающегося располагает пример учителя.

Идентификация — стойкое сравнение себя со значимым другим, стремление быть схожим с ним. В младшем школьном возрасте преобладает образно-чувственное понимание реальности, сформированы механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

В этом возрасте выражена ориентация в персонифицированные эталоны — красочные, эмоционально привлекательные фигуры людей (а кроме того естественных явлений, живых и неживых существ в роли человека), неразделимо сопряженные с этой ситуацией, в которой они себя выразили. Персонифицированные эталоны считаются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

В развитии ценностных отношений значительную роль играет диалогическое взаимодействие младшего школьника с ровесниками, родителями (законными представителями), учителем и иными значимыми взрослыми.

Наличие значимого другого в воспитательском деле совершает допустимым его организацию в диалогической базе. Разговор истекает из признания и абсолютного почтения полномочия воспитанника легко подбирать и преднамеренно приписывать ту ценность, которую он считает равно как настоящую.

Диалог не дозволяет сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, однако учитывает его организацию средствами свободного, равного межсубъектного общения.


Формирование личностью собственной концепции ценностей, поиск смысла жизни неосуществимы вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым

В нынешних условиях процедура формирования и обучения персоны имеет полисубъектный, трехмерно-деятельный характер. Младший школьник включён в разнообразные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых содержатся различные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации присутствие основной значимости образовательного учреждения должна быть по возможности согласована в базе миссии, вопросов и ценностей программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального всеобщего образования.

Основа системно-деятельностной организации. Воспитание, направленное в духовно-нравственное формирование обучающихся и поддерживаемое абсолютно всем укладом школьной жизни, содержит в себе организацию учебной, внеучебной, социально важной работы младших школьников.

Интегрирование нахождения разных типов деятельности обучающихся в рамках проекта их духовно-нравственного формирования и воспитания исполняется в основании общевоспитательных идеалов и ценностей. Каждая из ценностей, педагогически характеризуемая как проблема, преобразуется в воспитательную задачу.

Таким образом, содержание разных видов учебной, семейной, общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопроса-задачи ценности. В свою очередь, ценности последовательно раскрываются в содержании образовательного процесса и всего уклада школьной жизни.

Ценности не локализованы в содержании единичного учебного предмета, фигуры либо типа образовательной деятельности. Они пронизывают всё содержимое образования, весь порядок школьной жизни, целую многоплановую деятельность обучающегося как человека, личности, гражданина.

Система идеалов и ценностей формирует коннотационную основу пространства духовно- нравственного формирования личности. В данном пространстве сбиваются барьеры между раздельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью.

Приведенные основы устанавливают мировозренческую базу уклада школьного существования. Непосредственно согласно для себя данный порядок формален. Придаёт ему житейскую, социальную, цивилизованную, высоконравственную мощь учитель. Ученик ощущает огромное взаимодоверие к педагогу.