Файл: Досуг современных младших школьников и их нравственное воспитание..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Страна вежливости»

1 ч

Путешествие

изотерапия

«Добро и зло рядом с нами»

1 ч

Просмотр мультфильма

Изотерапия

«Добро в твоём сердце»

1 ч

Беседа

изотерапия

«Дружба»

1 ч

Беседа

Изготовление открытки

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

1 ч

Беседа

Изготовление кормушек

«Что такое «хорошо», и что такое «плохо»

1 ч

0.5 ч рассказ

0.5 дискуссия

Проект

«Уважение к окружающим»

1 ч

0. 5 ч рассказ

0.5 дискуссия

Практическое занятие

«Правда и ложь»

1 ч

0. 5 ч рассказ

0. 5 дискуссия

Проект

«Моя семья-моё богатство»

1 ч

дискуссия

изотерапия

Моя родословная

1 ч

Проект

Составление семейного древа

«Уважение к старшим»

1 ч

Примеры из жизни

Утренник Чаепитие с бабушкой и дедушкой.

«В мире мудрых мыслей»

1 ч

Дискуссия

проект

«Хорошее в тебе»

1 ч

Вопрос – ответ

Занятие тренинг

« Чему тебя научили сказки?»

1 ч

Дискуссия

проект

«Мир без улыбки?»

1 ч

Дискуссия

Выставка рисунков

Работа с родителями

«Развиваем нравственность у младших школьников»

1 ч

0. 5 ч

Информационный блок

Дискуссия

«Сказки в жизни

Ваших детей»

1 ч

1. 5 ч

Информационный блок

Дискуссия

«Нравственность во взрослом мире»

2 ч

Занятие-

тренинг

Блок оценки динамических изменений

«Мир на песке»

2 ч

Песочная терапия (подгруппы)

«Ранжирование понятий»

1 ч

игра

Существенным критерием оценки на данном этапе является мнение родителей и педагогов по поводу изменений в поведении ребенка и его отношении к окружающим.


3.2. Анализ результатов апробации программы

После внедрения экспериментального варианта комплексной программы по развитию нравственности у детей в младшей школе были достигнуты определённые результаты, которые определяли путём сопоставления исследуемых показателей у детей целевой группы до эксперимента и после него.

Для этого использовался комплекс подобранных методик, который был применен на диагностическом этапе исследования в целях обеспечения объективной оценки результатов после проведения коррекционной работы и возможности отслеживания динамики развития детей.

На контрольной стадии диагностики мы и заметили, то, что уровень нравственного формирования ребенка старшего дошкольного года увеличился. На контрольном этапе дети более уверенно возобновляли события и имели возможность объяснить что плохо, а что хорошо.

Их ответы были детальные и были схожи с рассуждениями, в некоторых случаях дети никак не могли выразить собственную идею, я им помогала, и их размышления продолжались. В процессе деятельности, качества, которые мы формировали (трудолюбие, забота, добросердечность, внимательность к людям, искренность) были выражены ребенком в обыденной жизни.

Ребята проявляли заботу к сверстникам, педагогам, к своим родителям, к вещам. Сравнив результаты 1 и 3 этапа (54.1% и 72.0% соответственно) разница составила в среднем 17.9%, что является показателем результата нашей работы. Анализ полученных данных представлен в диаграмме на рисунке 5.

Рисунок - 5 Анализ нравственных качеств целевой группы

В данной таблице представлены результативность понимания нравственных критериев детьми, возможность осознать, как ребёнок это понимает, а также применение критерия в жизненных ситуациях. Анализ эффективности программы на данный момент можно оценить настолько, насколько можно оценить результат сразу по окончанию программы (следует учитывать момент отложенности результативности по реабилитации данной проблемы).

Индивидуальная диагностика И. Б. Дерманова при повторном проведении контрольного этапа показала, что уровень нравственного развития детей целевой группы повысился. На этапе динамических изменений дети увереннее продолжали истории и 29 человек из группы, что составляет 80, 5. Могли объяснить, какие поступки в жизни являются плохими, а какие хорошими. Их ответы были развернутыми и похоже на рассуждения.


В повседневной жизни класса неоднократно при похожих ситуациях, мы возвращались к этим историям, тем самым закрепляя осознанное в практической деятельности.

В данной работе при наблюдении за детьми. Можно было отметить физиологические изменения в ребёнке. Это связано с теми моментами, которые его волновали в данный момент жизни. В такие моменты расширялись зрачки, выступала краснота на лице. Метод наблюдения позволил нам отобрать детей, имеющих психологические проблемы.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что сказка играет важную роль в становлении нравственной сферы личности. После осуществления нами запланированной работы произошли видимые изменения - у детей произошли изменения в нравственной сфере.

Цикл занятий «нравственные ценности» повысил у ребят эмоциональный фон и познавательный компонент.

Поэтому, результаты эксперимента анализировались по динамике

изменений в познавательном, эмоциональном и поведенческих компонентах нравственного воспитания учащихся. Сравнений изменений динамики познавательного компонента нравственного сознания до и после коррекционной работы показано в диаграмме на рисунке 6:

0

5

10

15

20

25

30

35

40

45

50

Высокий

Средний

Низкий

до эксперимента

после эксперимента

Рисунок 6 - Динамика поведенческого компонента нравственного сознания учащихся

Данная диаграмма показывает, что здесь наблюдается увеличение количества детей с высоким уровнем поведения нравственным нормам. После проведения коррекционной работы на 18% поднялось значение по высокому показателю, и на 11% снизился низкий показатель.

Данное процентное соотношение указывает на значимость проведённой работы.

Сравнение динамики развития эмоционального компонента нравственного развития нравственного развития показало значимые различия в диаграмме на рисунке 7.

0

10

20

30

40

50

60

высокий

средний

низкий

до эксперимента

после эксперимента

Рисунок 7 - Динамика поведенческого компонента нравственного сознания учащихся

Сравнение данных на этих рисунках показывает, что на низком уровне эмоциональные реакции на нравственные взаимоотношения осталось всего 13% учащихся, в то время как до начала эксперимента их было 32 %.

Обобщение материалов наблюдений в ходе эксперимента показало, что реализация процесса нравственного воспитания младшими школьниками более эффективно с привлечением средств арт–терапии, при использовании развивающихся технологий, что даёт детям возможность свободы мыслей и действий и осознание нравственных норм в обществе.


С целью проверки гипотезы исследований были обобщены и автоматически обработаны результаты контрольного и установочного исследования с помощью Т – Вилкоксона. Настоящий статистический метод был предложен американским статистиком и химиком Френком Уилкоксоном в 1945 году.

Для этого необходимо все абсолютные величины выраженности сдвигов ранжируются, а потом суммируются ранги. Критерий предназначен для оценки различий между связной выборки, то есть данных одних и тех же испытуемых до и после обследования по уровню признака.

Данный критерий позволяет проверить эффект от коррекционной работы на малой целевой группы от 12-60 испытуемых.

Таблица 2

Результаты коррекционной работы

№ испытуемого

До коррекционной

работы

После коррекционной работы

Сдвиг (значение разности с учётом знака)

Абсолютные величины разностей

Ранги

1

9

10

1

1

7.5

2

10

10

0

0

0

3

9

10

1

1

7.5

4

9

10

1

1

7.5

5

10

10

0

0

0

6

9

10

1

1

7.5

7

10

10

0

0

0

8

9

10

1

1

7.5

9

6

8

2

2

18

10

6

7

1

1

7.5

11

6

8

2

2

18

12

7

6

-1

1

7.5

13

7

8

1

1

7.5

14

7

7

0

0

0

15

5

6

1

1

7.5

16

6

5

-1

1

7.5

17

5

9

4

4

27

18

5

10

5

5

30

19

5

7

2

2

18

20

5

8

3

3

23

21

6

8

2

2

18

22

7

8

1

1

7.5

23

6

5

-1

1

7.5

24

6

8

2

2

18

25

5

9

4

4

27

26

7

7

0

0

0

27

5

6

1

1

7.5

28

6

6

0

0

0

29

5

6

1

1

7.5

30

5

8

3

3

23

31

4

7

3

3

23

32

2

6

4

4

27

33

3

5

2

2

18

34

2

4

2

2

18

35

4

8

4

4

27

36

2

6

4

4

27


Таким образом, мы занесли результаты диагностических методик до и после коррекционной работы, разности этих значений и их ранговые номера в сводную таблицу № 2

Данные были сосчитаны с помощью «Автоматический расчет Т- критерия Вилкоксона», что мы видим в таблице на рисунке 8:

n

T

Кр

0.01

0.05

30

120

151

Рис

89

Критические значения

Соответственно данные мы можем представить с помощью оси значимости, представленной на рисунке 9:

120 151

Рисунок 9 - Ось значимости

Полученное значение находится в зоне значимости, следовательно, гипотеза исследования подтверждена.

Разработка и апробирование программы по нашим наблюдениям привело к формированию особой жизни целевой группы. Это превратило их в сообщество, с общими интересами, взаимопониманием и нравственными ценностями. Поэтому очень важно со стороны педагогов обращаться к таким формам работы.

Обобщение итогов эксперимента демонстрирует, что вовлечение средств арт –терапии дает возможность сформировать в начальной школе атмосферу открытости, доверия, взаимопонимания. В подобной доверительной обстановке нравственные ценности создаются в неназойливой форме, в отсутствии принуждения и свободно осознаются детьми в процессе взаимодействия с другими детьми.

По данным предварительной и заключительной диагностики с помощью статистического анализа, путем анализа песочных картин, общения во время совместной работы, а также по данным обратной связи и наблюдением за поведением ребёнка в обыденной жизни можно сделать вывод, что данная работа имеет высокую эффективность.

В заключение отметим, что в данной главе нами представлено описание педагогического эксперимента, направленного на установление условий нравственного воспитания младших школьников.

На основе теоретических позиций эксперимента, результатов констатирующего этапа в разработанной нами реабилитационной программе реализовывались следующие задачи:

Общие задачи:

- анализ литературы по теме нравственного воспитания в младшей школе;

  • раскрыть воспитательный потенциал средств арт –терапии в работе с детьми младшей школы;
  • определить диагностические формы работы с целью выявления уровня нравственности целевой группы;
  • разработать и апробировать комплексную программу нравственного воспитания в младшей школе.
  • выявить и обосновать значимость педагогических условий использования предложенных технологий в процессе нравственного воспитания.