Файл: Досуг современных младших школьников и их нравственное воспитание..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Фразы педагога, поступки обладают высоконравственной значимостью. Непосредственно преподаватель не только текстами, однако и абсолютно всем собственным действием, собственной персоной формирует устойчивые понятия ребят о правильности, человечности, нравственности, о взаимоотношениях среди народов.

Родители, равно как и преподаватель, подают ребёнку первый пример нравственности. Образец содержит колоссальную значимость в религиознонравственном развитии и воспитании ребёнка.

Наполнение уклада школьной существования высоконравственными образцами активно противодействует этим стандартам цинического, безнравственного, откровенно разрушительного действия, какие в крупном числе и привлекательной форме обрушивают в младенческое понимание компьютерные забавы, телевещание и другие список источников данных.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Ученик испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми.

Родители, так же как и педагог, подают ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании личности.

Следует гарантировать заполнение всего уклада жизни обучающегося множеством образцов нравственного поведения, которые обширно представлены в нашей мировой истории, события и культуре традиционных вероисповеданий, истории и духовно-нравственной культуре народов российской федерации, литературе и различных типах искусства, сказках, баснях и миф.

В содержании любого из основных течений духовно-нравственного развития и воспитания обязаны быть обширно презентованы примеры душевной, нравственной, сознательной жизни, как из минувшего, таким образом и с нынешнего, в том числе получаемые при общении обучающихся с людьми, в жизни которых есть роль внутреннему служению и нравственному поступку.

Заполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем стандартам цинического, безнравственного, откровенно разрушительного поведения, которые в большом числе и привлекательной форме обрушивают на детское понимание компьютерные игры, телевещание и другие информаторы данных.


Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребёнка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребёнок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке — совесть, его нравственное самосознание.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Организация и методы исследования

Исследование проводилось на базе Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 8 (МОУ СОШ № 1 рп Чунский). В исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста в количестве 36 человек.

Цель исследования: выявить и оптимизировать педагогические условия, формы и методы нравственного воспитания средствами арт- терапии.

Задачи:

  • сформировать экспериментальные группы детей и их родителей;
  • подобрать необходимые методики для исследования;
  • провести исследование по выбранным методикам;
  • - определить значимость полученных результатов;
  • сформировать эффективные условия и техники для формирования нравственности в младшей школе.

Гипотеза исследования: комплексная работа с элементами арт –терапии по развитию нравственных качеств в младшей школе в процессе учебной и внеурочной деятельности в тесном сотрудничестве с родителями и педагогом имеет положительную динамику.

В ходе проведения эмпирического исследования для достижения поставленных задач мы использовали следующие методики:

  1. «Закончи историю» И. Б. Дерманова.
  2. «Неоконченные предложения»
  3. «Ранжирование понятий»
  4. Наблюдение в повседневной жизни.

Данная подборка методов на наш взгляд даст эффективный анализ уровня нравственной ситуации целевой группы.


Ход исследования:

В начале исследования мы выявили проблемы поведения детей во 2-х классах. Речь идёт об отношении к старшим, одноклассникам, присутствия у ребят, таких качеств как ложь, лень, зависть, злость и т.д.

Развитие нравственности как личностных качеств младшего школьника очень важно, так как оно во многом обуславливает поведение ребёнка.

Как уже говорилось в предыдущей главе определенный уровень развития нравственности это естественная и обязательная составляющая личности младшего школьника. Каждый человек имеет свой уровень развития нравственных качеств. Оценка этого уровня у детей - это существенный компонент мониторинга за их личностным развитием и возможности проведения своевременной коррекционной и развивающей работы.

С целью формирования целевой группы детей, предварительно было проведено обследование на определение у них уровня нравственного развития. Всего в обследовании приняли участие 36 детей младшего школьного возраста. 12 из этой группы мальчики, 24 –девочки. Для этого был использован тест «Ранжирование понятий», «Незаконченные предложения», а также диагностика нравственного развития И. Б. Добермана «Закончи историю» (Приложение № 1).

В начале исследования мы выявили уровень коммуникативных качеств, эмоциональной сферы и развития нравственности у детей целевой группы с помощью методики И. Б. Добермана «Закончи историю».

Задача диагностики: исследовать представление детьми младшего школьного возраста моральных общепризнанных норм (великодушие – жадность, усердность-неохота, правдивость-лицемерие, интерес к народам безразличие)

Также эта технология дает возможность установить способность ребенка соотносить эти общепризнанных мерок с действительными житейскими обстановками, предоставлять элементарную жизненную оценку.

Суть исследования по данной методике заключается в том, что детям предлагают в индивидуальном порядке в определённой последовательности 4 жизненные истории, которые ребятам необходимо было завершить. Выполняя эти задания, дети использовали свои знания о явлениях жизни, человеческих поступках и о нравственных нормах в обществе.

Данное тестирование проводилось в индивидуальном порядке, что позволило выслушать каждого ребёнка. Испытуемому предлагается продолжить историю, ответить на вопросы. Инструкция заключается в следующем: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». После этого ребёнку читают четыре истории (в произвольном порядке).


В ходе обследования наблюдалось, что многие дети затруднялись при выполнении предложенного задания, их ответы были односложными.

После того, как ребёнок рассказал все четыре истории, мы заносим их в протокол, а далее анализируем полученные результаты. (Приложение № 2)

В ходе обследования выявлено, что всего 7 детей имеют высокий уровень нравственности:

Даша А.- 9 б

Артём Х -10 б

Софья А. -9 б Диниил Д. -9 б

Варвара М. -10 б.

Татьяна Д. -9 б

Ульяна Ф.-10 б

Карина О.-9 б

Большая часть детей показала средний уровень, это 21 ребёнок.

Результаты низкого уровня показала следующая группа детей:

Стёпа С.- 4 б.

Мария С.-2 б

Родион П. -3 б София Б -2 б.

Дина Б.-4 б

Фёдор К. -2 б

Трое ребят из целевой группы не смогли дать ни какого ответа, кроме однозначного «ДА» , «Нет».

Важно -, чтобы во время обследования ребенку не задавалось никаких дополнительных вопросов. Все, что говорит ребёнок, его интерпретацию каждой ситуации записывают в протокол.

На основе полученных данных поводиться количественный и качественный анализ. В ходе количественного анализа вычисляется индекс уровня нравственности, который равен выраженному в процентах отношению числа низкого уровня нравствственности к общему числу историй:

Количество негативной истории нравственного выбора

ИН=-----------------* 100

Обработка и интерпретация результатов:

- высокий уровень нравственности –ИН более 50% (ИН 100% =900);

-средний уровень нравственности – ИН в 20-50% (ИН 100% =900);

-низкий уровень нравственности – ИН менее 20 %(ИН 100% =900); Полученные результаты представлены на рисунке 1:

0

20

40

60

Первичная

диагности

ка

Рисунок 1 - Уровень нравственности «Закончи историю»

Следующий диагностический материал, используемый в работе, это

«Неоконченные предложения».

Цель методики: выявить особенности представлений детей о добре, любви, зле, ненависти, чести, дружбе, хитрости, враждебности.

Суть методики в необходимости продолжить предложения. Данная методика позволяет выяснить уровень нравственности у целевой группы. Анализ результатов показал, что, например, что 58,3% детей (21 человек) расценивают добро как помощь людям; 27,8% детей (10 учащихся) дали ошибочное определение, не связанное с данным качеством, например, «добро - это когда человек не кричит на других», 19, 4% детей (7 детей) затруднились ответить на поставленный вопрос. Выяснилось, младшие школьники не вполне осознают смысл слова «дружба». Так, 47,2%, т.е. 17 учеников класса были не в состоянии его конкретизировать и отвечали: «дружба - это, когда все дружат». В результате исследования стало очевидным, что не вполне осознают понятия «враждебность» (55,5% - 20 учащихся) и «ненависть» (52,8% - 19 учащихся), что думается, соответствует возрастным особенностям детей данного возраста.


Результаты исследования представлены в таблице.

Как дополнение к диагностическому материалу в работе с целевой группой была использована методика «Ранжирование понятий».

Цель методики: определить нравственный выбор ребёнка.

При проведении данной методики ребятам было предложен перечень желаний:

Список желаний:

  1. Быть человеком, которого любят.
  2. Иметь много денег.
  3. Иметь самый современный компьютер.
  4. Иметь верного друга.
  5. Мне важно здоровье родителей.
  6. Иметь возможность многими командовать.
  7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
  8. Иметь доброе сердце.
  9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
  10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация: Номера отрицательных ответов: № 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов - высокий уровень.

4-е, 3-и - средний уровень.

2-а - ниже среднего уровня.

0-1 - низкий уровень.

Дети целевой группы были разделены на подгруппы. Каждой подгруппе предложена чёткая инструкция: «Представьте, что у Вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только пять»

Результаты целевой группы получились следующие:

Высокий уровень-3 человека

Средний уровень -6 человек

Ниже среднего уровня-21 человек

Низкий уровень-6 человек

Данная методика обладает особым проективным значением. Присутствие в данных положительных эмоциональных выборов указывает на высокую степень развития нравственности у ребенка в младшей школе. Результаты мы видим в следующей диаграмме на рисунке 2:

0

50

100

Первичная

диагностика

Рисунок 2 - Результаты методики «Ранжирование понятий»

То есть, результат диагностики показал, что только 3 учащихся исследуемой группы, что составляет 8 % на первые места предпочли поставить нравственные желания, большая часть всей группы, это 58%, 21 ребёнок выбрали всего 2 желания, относящихся к нравственному выбору. 6 детей из группы, что составляет 18 % выбрали приоритетными желания, такие как «Много денег» и «компьютер». Это были те же дети, которые справились с заданием «Закончи историю» на 2-3 балла (Приложение № 3).

Данный результат говорит о искаженных нравственных желаний детей. Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что дети в начальной школе недооценивают значение человеческих отношений и поведения в своей жизни.