Файл: Досуг современных младших школьников и их нравственное воспитание..pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие «нравственное воспитание»
1. 2. Основные психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания младших школьников
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ полученных результатов
ГЛАВА 3. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ
3.1. Программа нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
Фразы педагога, поступки обладают высоконравственной значимостью. Непосредственно преподаватель не только текстами, однако и абсолютно всем собственным действием, собственной персоной формирует устойчивые понятия ребят о правильности, человечности, нравственности, о взаимоотношениях среди народов.
Родители, равно как и преподаватель, подают ребёнку первый пример нравственности. Образец содержит колоссальную значимость в религиознонравственном развитии и воспитании ребёнка.
Наполнение уклада школьной существования высоконравственными образцами активно противодействует этим стандартам цинического, безнравственного, откровенно разрушительного действия, какие в крупном числе и привлекательной форме обрушивают в младенческое понимание компьютерные забавы, телевещание и другие список источников данных.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Ученик испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми.
Родители, так же как и педагог, подают ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании личности.
Следует гарантировать заполнение всего уклада жизни обучающегося множеством образцов нравственного поведения, которые обширно представлены в нашей мировой истории, события и культуре традиционных вероисповеданий, истории и духовно-нравственной культуре народов российской федерации, литературе и различных типах искусства, сказках, баснях и миф.
В содержании любого из основных течений духовно-нравственного развития и воспитания обязаны быть обширно презентованы примеры душевной, нравственной, сознательной жизни, как из минувшего, таким образом и с нынешнего, в том числе получаемые при общении обучающихся с людьми, в жизни которых есть роль внутреннему служению и нравственному поступку.
Заполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем стандартам цинического, безнравственного, откровенно разрушительного поведения, которые в большом числе и привлекательной форме обрушивают на детское понимание компьютерные игры, телевещание и другие информаторы данных.
Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребёнка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребёнок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке — совесть, его нравственное самосознание.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования
Исследование проводилось на базе Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 8 (МОУ СОШ № 1 рп Чунский). В исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста в количестве 36 человек.
Цель исследования: выявить и оптимизировать педагогические условия, формы и методы нравственного воспитания средствами арт- терапии.
Задачи:
- сформировать экспериментальные группы детей и их родителей;
- подобрать необходимые методики для исследования;
- провести исследование по выбранным методикам;
- - определить значимость полученных результатов;
- сформировать эффективные условия и техники для формирования нравственности в младшей школе.
Гипотеза исследования: комплексная работа с элементами арт –терапии по развитию нравственных качеств в младшей школе в процессе учебной и внеурочной деятельности в тесном сотрудничестве с родителями и педагогом имеет положительную динамику.
В ходе проведения эмпирического исследования для достижения поставленных задач мы использовали следующие методики:
- «Закончи историю» И. Б. Дерманова.
- «Неоконченные предложения»
- «Ранжирование понятий»
- Наблюдение в повседневной жизни.
Данная подборка методов на наш взгляд даст эффективный анализ уровня нравственной ситуации целевой группы.
Ход исследования:
В начале исследования мы выявили проблемы поведения детей во 2-х классах. Речь идёт об отношении к старшим, одноклассникам, присутствия у ребят, таких качеств как ложь, лень, зависть, злость и т.д.
Развитие нравственности как личностных качеств младшего школьника очень важно, так как оно во многом обуславливает поведение ребёнка.
Как уже говорилось в предыдущей главе определенный уровень развития нравственности это естественная и обязательная составляющая личности младшего школьника. Каждый человек имеет свой уровень развития нравственных качеств. Оценка этого уровня у детей - это существенный компонент мониторинга за их личностным развитием и возможности проведения своевременной коррекционной и развивающей работы.
С целью формирования целевой группы детей, предварительно было проведено обследование на определение у них уровня нравственного развития. Всего в обследовании приняли участие 36 детей младшего школьного возраста. 12 из этой группы мальчики, 24 –девочки. Для этого был использован тест «Ранжирование понятий», «Незаконченные предложения», а также диагностика нравственного развития И. Б. Добермана «Закончи историю» (Приложение № 1).
В начале исследования мы выявили уровень коммуникативных качеств, эмоциональной сферы и развития нравственности у детей целевой группы с помощью методики И. Б. Добермана «Закончи историю».
Задача диагностики: исследовать представление детьми младшего школьного возраста моральных общепризнанных норм (великодушие – жадность, усердность-неохота, правдивость-лицемерие, интерес к народам безразличие)
Также эта технология дает возможность установить способность ребенка соотносить эти общепризнанных мерок с действительными житейскими обстановками, предоставлять элементарную жизненную оценку.
Суть исследования по данной методике заключается в том, что детям предлагают в индивидуальном порядке в определённой последовательности 4 жизненные истории, которые ребятам необходимо было завершить. Выполняя эти задания, дети использовали свои знания о явлениях жизни, человеческих поступках и о нравственных нормах в обществе.
Данное тестирование проводилось в индивидуальном порядке, что позволило выслушать каждого ребёнка. Испытуемому предлагается продолжить историю, ответить на вопросы. Инструкция заключается в следующем: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». После этого ребёнку читают четыре истории (в произвольном порядке).
В ходе обследования наблюдалось, что многие дети затруднялись при выполнении предложенного задания, их ответы были односложными.
После того, как ребёнок рассказал все четыре истории, мы заносим их в протокол, а далее анализируем полученные результаты. (Приложение № 2)
В ходе обследования выявлено, что всего 7 детей имеют высокий уровень нравственности:
Даша А.- 9 б
Артём Х -10 б
Софья А. -9 б Диниил Д. -9 б
Варвара М. -10 б.
Татьяна Д. -9 б
Ульяна Ф.-10 б
Карина О.-9 б
Большая часть детей показала средний уровень, это 21 ребёнок.
Результаты низкого уровня показала следующая группа детей:
Стёпа С.- 4 б.
Мария С.-2 б
Родион П. -3 б София Б -2 б.
Дина Б.-4 б
Фёдор К. -2 б
Трое ребят из целевой группы не смогли дать ни какого ответа, кроме однозначного «ДА» , «Нет».
Важно -, чтобы во время обследования ребенку не задавалось никаких дополнительных вопросов. Все, что говорит ребёнок, его интерпретацию каждой ситуации записывают в протокол.
На основе полученных данных поводиться количественный и качественный анализ. В ходе количественного анализа вычисляется индекс уровня нравственности, который равен выраженному в процентах отношению числа низкого уровня нравствственности к общему числу историй:
Количество негативной истории нравственного выбора
ИН=-----------------* 100
Обработка и интерпретация результатов:
- высокий уровень нравственности –ИН более 50% (ИН 100% =900);
-средний уровень нравственности – ИН в 20-50% (ИН 100% =900);
-низкий уровень нравственности – ИН менее 20 %(ИН 100% =900); Полученные результаты представлены на рисунке 1:
0
20
40
60
Первичная
диагности
ка
Рисунок 1 - Уровень нравственности «Закончи историю»
Следующий диагностический материал, используемый в работе, это
«Неоконченные предложения».
Цель методики: выявить особенности представлений детей о добре, любви, зле, ненависти, чести, дружбе, хитрости, враждебности.
Суть методики в необходимости продолжить предложения. Данная методика позволяет выяснить уровень нравственности у целевой группы. Анализ результатов показал, что, например, что 58,3% детей (21 человек) расценивают добро как помощь людям; 27,8% детей (10 учащихся) дали ошибочное определение, не связанное с данным качеством, например, «добро - это когда человек не кричит на других», 19, 4% детей (7 детей) затруднились ответить на поставленный вопрос. Выяснилось, младшие школьники не вполне осознают смысл слова «дружба». Так, 47,2%, т.е. 17 учеников класса были не в состоянии его конкретизировать и отвечали: «дружба - это, когда все дружат». В результате исследования стало очевидным, что не вполне осознают понятия «враждебность» (55,5% - 20 учащихся) и «ненависть» (52,8% - 19 учащихся), что думается, соответствует возрастным особенностям детей данного возраста.
Результаты исследования представлены в таблице.
Как дополнение к диагностическому материалу в работе с целевой группой была использована методика «Ранжирование понятий».
Цель методики: определить нравственный выбор ребёнка.
При проведении данной методики ребятам было предложен перечень желаний:
Список желаний:
- Быть человеком, которого любят.
- Иметь много денег.
- Иметь самый современный компьютер.
- Иметь верного друга.
- Мне важно здоровье родителей.
- Иметь возможность многими командовать.
- Иметь много слуг и ими распоряжаться.
- Иметь доброе сердце.
- Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
- Иметь то, чего у других никогда не будет.
Интерпретация: Номера отрицательных ответов: № 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов - высокий уровень.
4-е, 3-и - средний уровень.
2-а - ниже среднего уровня.
0-1 - низкий уровень.
Дети целевой группы были разделены на подгруппы. Каждой подгруппе предложена чёткая инструкция: «Представьте, что у Вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только пять»
Результаты целевой группы получились следующие:
Высокий уровень-3 человека
Средний уровень -6 человек
Ниже среднего уровня-21 человек
Низкий уровень-6 человек
Данная методика обладает особым проективным значением. Присутствие в данных положительных эмоциональных выборов указывает на высокую степень развития нравственности у ребенка в младшей школе. Результаты мы видим в следующей диаграмме на рисунке 2:
0
50
100
Первичная
диагностика
Рисунок 2 - Результаты методики «Ранжирование понятий»
То есть, результат диагностики показал, что только 3 учащихся исследуемой группы, что составляет 8 % на первые места предпочли поставить нравственные желания, большая часть всей группы, это 58%, 21 ребёнок выбрали всего 2 желания, относящихся к нравственному выбору. 6 детей из группы, что составляет 18 % выбрали приоритетными желания, такие как «Много денег» и «компьютер». Это были те же дети, которые справились с заданием «Закончи историю» на 2-3 балла (Приложение № 3).
Данный результат говорит о искаженных нравственных желаний детей. Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что дети в начальной школе недооценивают значение человеческих отношений и поведения в своей жизни.