Файл: "Основные этапы формирования налогового учета в РФ".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы курсовой работы не вызывает сомнения, так как развитие налогового учёта в Российской Федерации не закончено и по сегодняшний день. Налоговый учёт необходим для формирования полной и достоверной информации о порядке учёта для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществляемых налогоплательщиком в течение определённого отчётного (налогового) периода, а также для контроля над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет.

Целью курсовой работы является изучение этапов формирования налогового учёта в России и оценка планируемых изменений в налоговом учёте в предстоящие три года.

Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:

  1. ознакомление с историей и предпосылками возникновения налогового учёта, как в мировой практике в целом, так и в Российской Федерации в частности;
  2. изучение процесса формирования и становления системы налогового учёта в России;
  3. анализ «Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2017 и 2018 годов», опубликованных на официальном сайте Минфина России.

В ходе написания курсовой работы будут использованы учебные пособия рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, а также Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебников для студентов высших учебных заведений, либо написанные на основе учебников и учебных пособий, рекомендованных Министерством образования РФ. Кроме того в качестве источников информации взят Налоговый Кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты и научные статьи, опубликованные на электронных сервисах Консультант Плюс и Гарант.

Возникновение и развитие налогообложения

Появление налогов уходит в глубокую древность, а сама история налогообложения насчитывает тысячелетия. С момента возникновения государства и разделения общества на классы в то время, когда нарождающиеся государственные механизмы первобытного общества потребовали финансирования, необходимым звеном выступил налог.[1]

Английский экономист С. Паркинсон писал: «Налогообложение старо, как мир, и его начальная форма возникла, когда какой-нибудь местный вождь перегораживал устье реки, место слияния двух рек или горный перевал и взимал плату за проход с купцов и путешественников».[2]


Древнейшая форма налогов – жертвоприношение богам. Но такими же налогами, по существу, были и участие членов общины в строительстве храмов, ирригационных и оборонительных сооружений, выделение из общинной территории больших пространств земли в пользу храмов и главных должностных лиц и т.п. При всём разнообразии перечисленных форм в них можно обнаружить некое общее начало: обобществление части созданного членами общества прибавочного продукта для использования в интересах общества в целом.[3]

Следовательно, возникновение налогов было обусловлено объективными общественными потребностями и являлось необходимым условием существования и дальнейшего развития человеческого общества.

Общественное предназначение налогов четко осознавал первый русский налоговед XIX в. Н.И. Тургенев (1789 – 1871): «Налоги суть средства к достижению цели общества или государства, то есть той цели, которую люди себе предполагают при соединении в обществе или при составлении государства». А требование «уничтожить налоги» он приравнивал к «уничтожению самого общества».[4]

В свете изложенного представляется некорректным расхожее утверждение, что налоги порождены государством. Тесная связь между налогами и государствам, которая прослеживается на протяжении всей истории цивилизованного общества и которую нельзя отрицать, заключается в другом: государство и налоги произрастают из одного корня – необходимости обеспечения общественных потребностей.[5]

Налоговые формы из разрозненных и случайных постепенно трансформируются в системообразующие элементы, адекватные потребностям той или иной власти. Государство порождает не налоги как таковые, а системное образование – налоговую систему. От характера государства зависит, насколько полно будет реализовано общественное предназначение налогов в конкретной налоговой системе.[6]

Взгляды на сущность налогов менялись в связи с экономическим прогрессом общества. Основоположником теоретического осмысления налогов является английский экономист Уильям Петти (1683 – 1687), который считал, что налоги должны быть пропорциональными, поскольку это обеспечивает «нейтральность» по отношению к разным по величине доходам. В XVII – XVIII вв. была разработана теория «общественного договора», согласно которой налог представляет собой договорную плату граждан государству за обеспечение их личной и имущественной безопасности. Позднее на базе аналогичных представлений о сущности налогов в период с XVIII по XIX вв. появилась «теория обмена», в соответствии с которой посредством налогов граждане покупают государственные услуги по военной и правовой защите.[7]


Представление о налоге как о юридической обязанности граждан перед государством сформировалось окончательно только к началу XIX в. Представители маржиналистской школы политэкономии рассматривали налоги как средство уравнивания доходов. В конце XIX в. А. Маршалл писал, что налог представляет собой регулятор экономических процессов. Согласно Дж. Кейнсу налогу в сущности – это встроенные стабилизаторы рыночной экономики.

Исходя из этих, и подобных теорий налогообложения на протяжении столетий формировалось определение самого понятия «налог». Теоретики финансовой науки, исследуя проблемы налогообложения, на одно из первых мест всегда, ставили определение налога.[8]

Эволюция налогообложения является результатом развития общества, государства как формы его организации, его институтов, морали, культуры, экономической жизни. Поэтому по праву можно сказать, что современные зрелые формы налогообложения являются продуктом становления правового государства, гражданского общества и современного рыночного хозяйства.[9]

Таким образом, можно сделать вывод, что возникновение государственной системы налогообложения неизбежно для любого цивилизованного общества и неразделимо с фактом существования самого государства.

Этапы становления и развития налогового учета в России

Предпосылки возникновения налогового учета

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса становления и развития налогового учета в России целесообразно рассмотреть предпосылки его возникновения.

В.Ф. Палий отмечал, что государственные органы начали активно регулировать бухгалтерский учет не только в России, но и во многих других странах только в фискальных интересах, когда объектами налогообложения стали обороты предприятий, их выручка, прибыль и другие показатели, информацию о которых можно получать в системе бухгалтерского учета.[10]

Основополагающей предпосылкой возникновения налогового учета, как в мировой практике, так и в России является фискальный интерес государства (пополнение государственной казны с полученной прибыли предприятий). Основная идея введения налогового учета заключается в выработке правил по учету расходов, направленных на увеличение размера прибыли, т.е. введения различного рода ограничений для непринятия всех расходов к учету либо их учета в определенном размере.[11]


Перестройка экономики России в соответствии с принципами рыночного хозяйствования неизбежно вызвала качественную реструктуризацию всей финансовой системы страны, отношений между государством и налогоплательщиками.[12]

Экономический рост в современной России привел не только к ускорению темпов общественной динамики, но и к экспоненциальному усложнению рыночной системы. Подобное положение дел сформировало в России наличие двух законодательно установленных и контролируемых государством систем учета деятельности организаций и предприятий, а именно бухгалтерского и налогового учета. Разделение учета на несколько видов отражает естественное стремление руководства предприятия наиболее удобным образом осуществлять контроль за поступлением и расходованием средств организации с целью достижения цели деятельности организации (которое выражается в бухгалтерском учете) и такое же естественное стремление государства по контролю правомерности финансовых операций организации и отсутствия сокрытия сведений о фактах хозяйственной деятельности (выражающееся в наличии налогового учета).[13]

Постоянно развивающиеся концепции организации финансовых потоков между организациями и бюджетной системой требуют стабильных и неизменных принципов формирования учетных данных отчетности. Поэтому их основа – правила получения, обработки и предоставления деловой информации её пользователям должна действовать постоянно.

В этой связи особую значимость приобретает проблема адекватного сочетания принципов и порядка сосуществования системы бухгалтерского и налогового учетов. Приоритетной становится необходимость идентификации элементов системы ведения учета и составления отчетности для целей налогообложения, планирования и прогнозирования деятельности организации.[14]

Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым кодексом Российской Федерации.[15]

Начало налоговой системы РФ как самостоятельного суверенного государства относится к 1991 г. В СССР в условиях жёстко централизованной системы управления налоговая система отсутствовала, хотя и существовали её отдельные элементы.[16]

В научной литературе встречаются различные точки зрения на выделение этапов становления налогового учета в России, но можно выделить три основных этапа:


I этап (начальный) продлился с 1992 по 2002 год;

II этап (становление) – с 2002 г. по настоящее время;

III этап (заключительный). На этом этапе налоговый учет по всем налогам полностью урегулирован на законодательном уровне. Налоговый учет полностью независим от бухгалтерского учета. Все системы налогового учета по всем налогам государства сформированы. Налоговый учет по всем налогам подчинен единым правилам. Системы налогового учета имеют четко выраженную трехуровневую структуру.[17]

Первый этап формирования налогового учета в России

В начале 1990-х годов была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа. В декабре 1991 г. принимаются законы РФ, ставшие фундаментом налоговой системы РФ; от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость"; от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц"; от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".[18]

Таким образом, в декабре 1991 г. была практически сформирована налоговая система России.

Однако созданная налоговая система обладала существенными недостатками, среди них: многочисленность нормативных правовых актов, регулирующих налоговые отношения, и связанное с этим частое несоответствие законов и подзаконных актов; нестабильность налогового законодательства; многочисленность налогов и сборов федерального, регионального и местного уровней.[19]

Сформированная и вступившая в действие с 1 января 1992 г. российская налоговая система была построена на отдельных, не увязанных в единое целое, принципах, важнейшими из которых были:

- равные права всех налогоплательщиков, включая предоставление налоговых льгот и защиту экономических интересов;

- разграничение прав по введению и взиманию налогов между различными уровнями власти;

- однократность налогообложения (один и тот же объект может быть обложен налогом одного вида только один раз за установленный период);

- приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательными и нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;