Файл: "Основные этапы формирования налогового учета в РФ".pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
Этот документ не является нормативным, при этом он дает возможность понять вектор движения в данной области. Заявлен главный вектор развития налоговой политики Российской Федерации: в течение очередного трехлетнего периода приоритетом Правительства РФ останется недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику.[54]
Основополагающими целями при разработке основных направлений налоговой политики являлись обеспечение стабильного развития российской экономики, а также неухудшение финансового положения граждан России.
Предполагается, что в плановом периоде общие контуры сформированной к настоящему моменту налоговой системы останутся без изменений, однако с учетом складывающей экономической ситуации и состояния бюджетной системы налоговые инициативы, намеченные к реализации в 2017 – 2019 годах, равно как и иные параметры налоговой системы (включая страховые взносы на обязательное государственное социальное страхования), могут быть скорректированы в 2018 году при определении налоговой политики на 2019 и последующие годы.[55]
Правительство Российской Федерации не планирует выходить с предложениями о повышении налоговой нагрузки и осуществлении каких-либо масштабных изменений в налоговой системе в ближайшие три года, а также не будет поддерживать такие инициативы других субъектов права законодательной инициативы, при проведении налоговой политики основное внимание будет уделяться проведению антикризисных мер, а также реализации тех основных изменений, планы по проведению которых уже определены в нескольких стратегических документах. Это – Основные направления налоговой политики на очередной год и плановый период, утвержденные в предыдущие годы, послания и поручения Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, а также утвержденные к настоящему времени "дорожные карты" в различных отраслях.[56]
В условиях сложной экономической ситуации Минфином РФ предлагается ряд антикризисных мер со стороны государства (Приложение 1).
Предполагается уточнение порядка освобождения отдельных видов доходов от обложения налогом на доходы физических лиц, в том числе при увольнении гражданских служащих, военнослужащих и судей, при получении доходов в иностранной валюте, уточнение отдельных положений по налогообложению выигрышей в лотереи.[57]
Основные направления налоговой политики предполагают сохранение тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на уровне 2015 г. в отношении большинства плательщиков - 30% и неперсонифицированного тарифа - 10% сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Также в соответствии с уже принятыми решениями о сроках действия льготных ставок тарифа будет происходить постепенный выход отдельных категорий плательщиков из льготного обложения страховыми взносами на общеустановленный тариф.
При этом в случае необходимости поддержки отдельных секторов экономики могут быть предоставлены иные меры государственной поддержки, не затрагивающие систему обязательного социального страхования.[58]
НДС является одним из самых сложных налогов, его совершенствование происходит постоянно, не будут исключением и предстоящие три года. (Приложение 2).
Акцизное налогообложение предполагается совершенствовать в двух направлениях:
- индексация ставок акцизов;
- уточнение порядка исчисления и уплаты акцизов.
На 2016 и 2017 гг. предусматривается сохранение размеров ставок акцизов, установленных действующим законодательством о налогах и сборах. На 2018 г. предполагается индексация ставок акцизов с учетом индекса потребительских цен.[59]
В рамках совершенствования налогообложения добычи полезных ископаемых планируются следующие мероприятия:
- анализ практики применения НДПИ в отношении драгоценных и полудрагоценных камней и камнесамоцветного сырья с целью изменения существующих в настоящее время подходов к определению основных элементов налогообложения НДПИ при добыче драгоценных камней и камнесамоцветного сырья;
- подготовка предложений о приведении положений главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации в соответствие с нормативной правовой базой в части классификации запасов углеводородного сырья;
- проработка возможности определения объектом налогообложения НДПИ при добыче руд черных, цветных, драгоценных и радиоактивных металлов химически чистого металла, содержащегося в добытой руде или в конечной продукции разработки соответствующего месторождения полезных ископаемых;
- рассмотрение целесообразности передачи региональным органам власти полномочий по установлению ставок НДПИ и оценке налоговой базы по видам полезных ископаемых, относящимся к общераспространенным полезным ископаемым.[60]
Таким образом, мы наблюдаем постоянно изменяющуюся и совершенствующуюся систему налогообложения и налогового учета в стране. Из этого можно сделать вывод, что, не смотря на то, что глава 25 НК РФ претерпела множество изменений и поправок, процесс преобразования налогового учета происходит и в настоящее время.
В настоящее время налоговый учет в системе налогообложения предприятий и организаций достиг такого качественного уровня, когда бессистемное и эпизодическое его правовое регулирование является недопустимым. Положение, в результате которого те или иные нормы о налоговом учете разрознены и не имеют общих методологических принципов, неизбежно приводит к запутанности организации финансового учета на предприятиях, создает условия для налоговых правонарушений, совершаемых неумышленно, а также выступает источником постоянных правовых конфликтов между налоговыми органами и налогоплательщиками.
Только принятие унифицированного нормативного документа, посвященного налоговому учету, может исправить сложившееся положение и придать новый толчок в развитии и совершенствовании всей системы финансовых отношений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе была рассмотрена тема «Этапы формирования налогового учёта в России», которая не теряет своей актуальности.
На основании проделанной работы можно сделать вывод, что система налогового учёта в России до конца еще не сформирована, но к настоящему времени уже создана основа для завершения формирования налоговой системы страны.
Наиболее важной и сложной проблемой предстоящей на завершающем этапе формирования налогового учёта в России является создание на основе Налогового Кодекса РФ унифицированного документа, исключающего необходимость издания дополнительных нормативных документов.
В ходе проведения курсовой работы были решены следующие задачи:
1) автор ознакомился с историей и предпосылками возникновения налогового учёта, как в мировой практике в целом, так и в Российской Федерации в частности;
2) был изучен процесс формирования и становления системы налогового учёта в России;
3) проанализированы «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2017 и 2018 годов», опубликованные на официальном сайте Минфина России.
Данная тема слишком обширна и не была полностью раскрыта в рамках курсовой работы. Автор считает целесообразным взять данную тему для ее дальнейшей более детальной проработки в своем дипломном проекте.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бондарева Н.А. Налоговый учет и отчетность / Н.А. Бондарева. – М.: - Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2012. - 72с.
2. Васильев Ю.А. Заглянем в налоговое будущее / Ю.А. Васильев // Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение, 2016. - №12. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PBI;n=157372#0 (Дата обращения: 07.10.2017).
3. Зобова Е.П. Налоговая политика до 2018 года / Е.П. Зобова // Налоговая проверка, 2015. - №5. URL: http://отрасли-права.рф/article/13512 (Дата обращения: 09.10.2017).
4. Клейменова М.О. Налоговое право: Учебное пособие / Под ред. Ю.Б. Рубина. – М.: Московский Финансово-промышленный университет «Университет», 2013. – 178 с.
5. Коровкин В.В. Основы теории налогообложения: Учеб. пособие. М.: Экономистъ, 2006. – 575 с.
6. Королева Л.П., Власова Т.А. Становление и перспективы развития налогового учета в системе бухгалтерского учета. URL: http://sisupr.mrsu.ru/2010-4-analiz/PDF/Vlasova.pdf (Дата обращения: 03.10.2017).
7. Куликов Н.И. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Н.И. Куликов, М.А. Куликова, Н.П. Назарчук. – Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2013. – 388 с.
8. Лермонтов Ю.М. Комментарий к Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов / Ю.М. Лермонтов // Все о налогах, 2015. - №9. URL: http://base.garant.ru/57348186/ (Дата обращения: 07.10.2017).
9. Лешина Е.А. Налоговый учет: учебное пособие / Е.А. Лешина, М.А. Суркова, Н.А. Богданова. – Ульяновск: УлГТУ, 2009. – 143 с.
10. Лупикова Е.В. Взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета: ПБУ 18/02: методическое пособие / Е.В. Лупикова. – Тюмень, 2016. – 21 с.
11. Майбуров И.А. Теория и история налогообложения. / И.А. Майбуров, Н.В. Ушак, М.Е. Косов. – 2-е изд. – М.: Юнити, 2011. – 422 с.
12. Майбуров И.А., Теория Налогообложения. Продвинутый курс: учебник для магистрантов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / И.А. Майбуров, А.М. Соколовская. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 591 с.
13. Налоги и налогообложение: Учебник [Электронный ресурс]; Региональный финансово-экономический инс-т. – Курск, 2010. – 356 с.
14. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017) // Государственная дума – 2000 г. – 820 с.
15. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов / Минфин России, 2015. URL: http://economy.midural.ru/sites/default/files/files/osnovnye_napravleniya_nalogovoy_politiki_rossiyskoy_federaci.pdf (Дата обращения: 07.10.2017).
16. Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов / Минфин России, 2016. URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=116206 (Дата обращения: 07.10.2017).
17. Палий В.Ф. О государственном суверенитете в области регулирования бухгалтерского учета // Бухгалтерский учет. – 2006. - № 1. - С.48.
18. Паркинсон С. Закон и доходы. / С. Паркинсон. М.: Интерконтакт, 1992. - 100 с.
19. Пешкова Т.В. Молодой учёный // Ежемесячный научный журнал. – 2015. - №3(83). – С.489-491.
20. Разуваева К.З. Содержание этапов становления и развития налогового учета в российской федерации // Вестник Пермского университета. Экономика. – 2013. - №4(19). – С.100-107.
21. Тургенев Н.И. Опыт теории налогов // У истоков финансового права. Серия «Золотые страницы российского финансового права». Т. 1. М.: Статут, 1998. – 432 с.
22. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2001 – 464 с.
Приложения
Приложение 1.
Таблица 1
Антикризисные меры
Антикризисная мера |
Практическая реализация |
Льготы по налогу на прибыль организаций для новых производств ("гринфилды" и специальные инвестиционные контракты) |
|
Расширение прав субъектов РФ посредством предоставления всех необходимых инструментов для проведения политики экономического развития на своей территории |
Разработан проект федерального закона, направленный на предоставление по решению субъектов РФ налоговых льгот вновь создаваемым предприятиям промышленности ("гринфилдам") в пределах общего объема осуществляемых ими капитальных затрат по аналогии со льготами для Дальнего Востока: - снижение до 10% ставки налога на прибыль организаций в части, поступающей в бюджет субъекта РФ; - 0% - в части, поступающей в федеральный бюджет; |
Увеличение первоначальной стоимости амортизируемого имущества для целей налогообложения |
|
Повышение порогового значения стоимости амортизируемого имущества вплоть до 80 - 100 тыс. руб. |
Стоимость амортизируемого имущества увеличена до 100 тыс. руб. для объектов, введенных в эксплуатацию начиная с 1 января 2016 г. (Федеральный закон N 150-ФЗ) |
Налоговое стимулирование развития малого предпринимательства через специальные налоговые режимы |
|
Расширение перечня видов деятельности, в отношении которых может применяться ПСН |
С 1 января 2016 г. увеличено количество видов предпринимательской деятельности, в отношении которых можно применять ПСН, с 47 до 63 (Федеральный закон от 13.07.2015 N 232-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 232-ФЗ)) |