Файл: Методы исследования памяти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Мир человека многообразен и универсален. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое знаем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем в памяти опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно долго и при соответствующих условиях возникает снова и становиться предметом сознания. Формы, в которых запоминание, сохранение и воспроизведение, являются образы и слова. Все представления, содержащиеся в памяти, существуют обычно не сами по себе, а группируются в определенные группы.

Весь воспитательный процесс в школе тесно связан с рациональным использованием психо-физических теорий памяти. Все психические процессы осуществляются при непосредственном участии памяти, т. е. каждая психическая функция имеет свой мнемонический аспект. Размышления по развитию памяти у детей начинается с родителей, учителей, чаще всего в связи с возникновением трудностей и неудач в школе. Память очень важна для ребенка не только в связи со школой. Она играет огромную роль во всем процессе развития ребенка. Память помогает ребенку освоить различные навыки, необходимые в жизни. Благодаря памяти, ребенок учится говорить, считать, петь, рисовать, играть, вести себя в различных ситуациях, накапливая жизненный опыт, который служит основой для дальнейшего развития. Качество памяти зависит от возраста ребенка. У маленьких детей, запоминание осуществляется непроизвольно, без сознательного и направленного усилия. Детям постарше, начиная с шести-семи лет, уже можно ставить цель что-то выучить или запомнить. Интенсивное развитие памяти происходит в школьные годы, в основном в средней школе и подростковом возрасте. Сильнее и быстрее ребенок усваивает то, что его интересует. Интерес для мобилизации внимания, вызывает активную жизненную позицию, желание вспомнить.

Взрослые должны помочь детям улучшить их память. Дети младшего школьного возраста обычно не понимают необходимость развивать их память, они даже не пытаются поставить перед собой такую задачу. Родители, учителя должны понимать свою роль в формировании и развитии памяти своих детей. Для этого необходимо систематически наблюдать за ребенком, изучать особенности его развития, в том числе ее памяти.

Актуальность темы обусловлена тем, что сегодня существует проблема памяти младших школьников, потому что память является важнейшей определяющей характеристикой психической жизни личности. Не одно текущее действие не может существовать вне процесса памяти, самый элементарный, психический акт предусматривает обязательное удержание каждого данного элемента для «сцепления» с следующими.


Цель: исследовать индивидуальные особенности памяти младшего школьника, их проявление и развитие в процессе обучения.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать психологическую и педагогическую литературу по заданной теме;

2. Дать общую характеристику памяти как психического процесса;

3. Дать общую характеристику основных процессов и механизмов памяти.

Объект исследования: память младших школьников.

Предмет исследования: особенности памяти младшего школьника.

Степень научной разработанности проблемы.

Что же касается конкретно проблемы индивидуальных различий памяти то большое внимание ей уделялось как советскими, так и зарубежными исследователями, такими как паллет (1909), Мак Элви (1933) и Мак Пич (1935), Леонтьев (1931), П. И. Зинченко (1961), Е.Д. Кажерадзе цель и методы исследования памяти которых были подробно будет описано далее.

Практическая значимость данной работы определяется возможностью использования полученных данных и выводов на практике: в общеобразовательных учреждениях для улучшения усвоения знаний детьми различного возраста и повышения продуктивности запоминания учебного материала.

Методы исследования:

  • Тест Аизика в котором активно используется образно логическое

мышление.

  • Наблюдение
  • Эксперимент
  • Практическая значимость материал данной курсовой работы: можно

использовать при подготовке к семинарским, практическим занятиям и для написания рефератов.

Обоснованность и достоверность: нами использована литература выше перечисленных авторов, так как она надежна и отвечает следующим требованиям:

  • информация обладает относительной достоверностью;
  • все теории имеют доказательную базу;
  • жизненная практика подтверждает теоретические умозаключения

авторов теории.

Информацию из учебников мы использовали в теоретической части курсовой работы.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников и приложений. Работа на 45 страницах.

ГЛАВА 1 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ ШКОЛЬНИКА И ИХ ПРОЯВЛЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ


1.1 Общая характеристика памяти

«Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы погибших в будущее. Теперь, так как ее поток, будет безвозвратно исчезать в прошлом». ( С. Л. Рубинштейн).

Память-это форма психического отражения, заключающийся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведением прошлого опыта, что делает возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Она связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является одним из ключевых когнитивных функций, что лежит в основе развития и обучения. Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы поведения, мышления, сознания, подсознания.[1]

Память играет большое место в образовании. При понимании учения как «двойного процесса» как накопления знаний и овладения методами работы с ними - значение памяти подчеркивается в обоих блоках. Видимо, память играет важную роль в накоплении знаний. Но вторая составляющая этого процесса является овладение способами обработки знаний, который неразрывно связан с мышлением, имеет определенное отношение к процессам памяти.

Изучение памяти было одним из первых разделов психологической науки, который был применен экспериментальный метод: были сделаны попытки измерить изучаемые процессы и описать законы, которым они подчиняются.

Особое место в исследованиях памяти занимает проблема изучения высших произвольных и сознательных форм памяти. Впервые систематическое изучение высших форм памяти у детей провел выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский. Он в 1920-х годах начали изучать вопрос о развитии высших форм памяти и вместе со своими учениками показал, что высшие формы памяти является сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению.

В теории Л.С. Выготский выделил этапы фило -и онтогенетического развития памяти, включая произвольную и непроизвольную, а также непосредственную и опосредованную память.

В 80 - х годах прошлого века, немецкий психолог Г. Эббингауз предложил метод, с помощью которого, как он считал, было возможно изучить законы чистой памяти, независимые от деятельности мышления- это заучивание бессмысленных слогов, в результате он вывел основные кривые заучивания материала. Классические исследования Г. Эббингауза сопровождались работами немецкого психиатра Э. Крепелина, который применял эти приемы к анализу того, как проникает запоминание у больных с психическими изменениями, и немецкого психолога Г.Э. Мюллер, чье фундаментальное исследование посвящено основным законам закрепления и воспроизведения следов памяти у человека.


В основном были исследованы процессы памяти у человека, и подробно изучались сознательная и мнемическая деятельности. С развитием объективного исследования поведения животных область изучения памяти значительно расширилась. В конце 19 и начале 20 вв. появились исследования известного американского психолога Торнайка, который впервые сделал предметом изучения навыки животных, проследил за тем, как животные обучались, чтобы найти свой путь в лабиринте и как они постепенно укрепили свои навыки. В первом десятилетии 20-го века исследования этих процессов приобрели новую научную форму. И. П. Павловым был предложен метод изучения условных рефлексов. Были описаны условия, при которых они возникают и проходят новые условные связи, и которые влияют на это удержание. Учение о высшей нервной деятельности и ее основных законах стало в дальнейшем основным источником наших знаний о физиологических механизмах памяти, и для развития и сохранения навыков и процессов «обучения» у животных составляет основное содержание американской науки о поведении. Все эти исследования ограничивались изучением наиболее элементарных процессов памяти.

Это исследование произвольных и сознательных форм памяти, позволяющих человеку применять известные приемы мнемической деятельности и произвольно открыть любой отрезок своего прошлого, описано только философами, которые противопоставляли их естественным формам памяти и считали проявлением высшей сознательной памяти. Но инструкции философов, идеалистов не подлежат особому и строгому научному исследованию, и психологи либо говорили о той роли в запоминании ассоциации, либо указывали на то, что законы запоминания мыслей существенно отличаются от элементарных законов памяти. Вопрос о происхождении и тем более о развитии высших форм памяти у человека почти не затрагивался.[2]

Исследования А. А. Смирнова и П. И. Зинченко, проведенных с позиций психологической теории деятельности, позволили раскрыть законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания на цели и выделили основные приемы запоминания сложного материала. П.С. Блонский сформулировал генетическую теорию развития памяти. По его мнению: «различные виды памяти у взрослого человека они разных этапах ее развития в филогенезе – физическая, эмоциональная, образная и словесно. В истории развития человечества эти виды памяти последовательно появлялись одна за другой».


Любое переживание, впечатление или движение оставляют в памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях возникает вновь и становится предметом сознания. Психическое развитие возможно потому, что человек способен накапливать информацию, не теряя старые знания и навыки.

Память - форма психического отражения, закрепления, сохранения и последующего воспроизведения следов прошлого опыта.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является одним из ключевых когнитивных функций, что лежит в основе развития и обучения.

Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Следует отметить, что память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.[3]

Память позволяет человеку правильно собирать и затем использовать личный опыт, в ней хранятся знания и навыки.

Физиологической основой памяти является пластичность нервной системы. Пластичность нервной системы выражается в том, что каждый нервно - мозговой процесс оставляет после себя след, изменяющий характер дальнейших процессов и способствует возможности их повторного возникновения, когда раздражитель, действующий на органы чувств, отсутствует.

Существует несколько основных подходов в классификации памяти. Отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

  1. по характеру психической активности, преобладающей в деятельности,

память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно - логическую;

  1. по способу активности - на непроизвольную и произвольную;
  2. по длительности закрепления и сохранения материала) – на

кратковременную, долговременную и оперативную.

  • Двигательная (или моторная) память-это запоминание, сохранение и

воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, а также навыков ходьбы, письма. Без памяти на движения человек должен был бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия.

  • Эмоциональная память-это память на чувства. Данный вид памяти

заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Воспоминания тех чувств - страдания, радости, что любовь может сопровождать человека на протяжении всей его жизни. Эмоциональное отношение к информации, эмоциональный фон существенно влияет на запоминание. Наиболее легко запоминающихся событий, имеющих положительную эмоциональную окраску, и наоборот, негативные события быстро забываются.