Файл: Методы исследования памяти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Экстракт женьшеня резко усиливает синтез РНК в организме. Выраженные адаптогенные свойства метилурацила. Большие надежды возлагают на гаммалон и ноотропил (пирацетам) оба активизируют метаболизм мозговых клеток и непосредственно участвуют в улучшении передачи нервных импульсов.

Ухудшают память: кокаин, метисергид, препараты резерпин и аминазин (хлорпромазин).

Второй подход к изучению и регулированию процессов памяти - физический. Заключается он в изучении влияния физических факторов на процессы запоминания и на фазы памяти вообще.

Важнейшим направлением в физическом подходе является электрическая стимуляция мозговых структур.

Существует еще одна возможность целенаправленного воздействия на функции памяти - с помощью сфокусированное воздействие ультразвука.

Эффект от курения. Первоначально в малых дозах, он расширяет кровеносные сосуды и действует возбуждающе. Курильщик ощущает прилив энергии, лучше себя чувствует, его мысли текут быстрее. Но все это длится недолго. В больших дозах и длительном употреблении никотин сужает сосуды. Под влиянием никотина и других составляющих табачного дыма (не безвредны) умственная деятельность постепенно ослабевает. Большинство курильщиков доходит до потери памяти. Результаты показали, что под влиянием курения табака, наступает ухудшение кровоснабжения мозга.[11]

Алкоголики часто жалуются на забывчивость. Под воздействием алкоголя главным образом попадает кратковременная память. Люди легко запомнить так давно события, но столь же легко забывают в момент. Кроме того, алкоголь приводит к замедлению мозговой деятельности.

Механизмы памяти должны быть всегда активны и всегда в «форме». Их нужно постоянно тренировать каждый день выделять час или хотя бы 20-25 минут. Лучше всего функционирует память между 8 и 12 часами дня, затем ее эффективность начинает постепенно падать. После 17 часов запоминание снова улучшается и, если человек не очень устал, 19 часам достигает высокого уровня.

Подбирая литературу, которая может дать ответы на Ваши вопросы, вы должны найти наиболее удобный способ восприятия. Почитайте с этой целью, один кусок текста «про себя», другой вслух, третий рекорд; а четвертый можете продиктовать в микрофон и прослушать в магнитофонной записи. Определить, какая часть вам больше всего запомнился и как вы узнаете какой способ восприятия информации вам больше подходит.[12]

Используйте все возможные способы восприятия информации, комбинируйте их и через некоторое время память ваша станет надежней, лучше. Очень важно при запоминании новой информации, не отправлять ее в дальние хранилища памяти, и попробовать соотнести ее с ранее полученными, развивая тем самым ассоциативную память.


В настоящее время существует много рекомендаций для улучшения памяти.

Группы слов могут быть сохранены в памяти, создавая в сознании соответствующие сцены. Чем они нелепее, тем лучше. Например, для запоминания название ресторана «под липами» представьте себе, как вы сидите под этими деревьями с их неповторимым ароматом. Если вы хотите запомнить название «Вулкан», «Молния», нужно пытаться запомнить слово как образ, а не как группу из нескольких букв. Так, запомнить перечень предметов, представьте себе знакомую улицу и расставьте все предметы перед подъездами в порядке, в котором они появляются. Затем мысленно перейти через улицу. Это будет легко вспомнить весь список. Запоминая группу букв или слогов, полезно связывать их в слова с определенным смыслом. Мозг человека лучше запоминает то, что имеет смысл. Чтобы запомнить имя нового знакомого, нужно связать ее с любой характеристикой.

Для тренировки памяти разработаны различные упражнения. Приведем в пример упражнениия по Ф. Лёзеру (Приложение 1).

Информация, поступающая в мозг человека, легче запомнить, если связь между событиями. Так, в упражнении на запоминание установите смысловые связи между двумя явлениями. Предварительное определение, какой может быть смысловая связь между этими явлениями, событиями или действиями, способствует более прочная память. Вот некоторые примеры:

Альберт Эйнштейн - один из величайших физиков. Смысл здесь в том, что он создал теорию относительности.

Ассоциативные связи, даже когда они совершенно невероятны по смыслу, они помнят очень долго. Например, Луна-масло. Вы можете представить себе невероятное - кусок масла на Луне.[13]

Структурные связи также может помочь запоминанию. Кожи приводит пример: если число 683429731 места распределились следующим образом 683 - 429 - 731, его будет легче запомнить. Для более легкого запоминания можно разделить на группы А, Б, В, Г и др. Можно рифмовать некоторые слова.

Так же отличный метод используется ассоциации.

Метод ассоциации удалось использовать Римский политический деятель Марк Туллий Цицерон при подготовке своих блестящих речей, которые говорил, не используя какие-либо заметки. Он был великолепным оратором. С помощью особых приемов он запоминал предварительно отрепетированные речи. Каждый раздел речи он связывал с определенной ситуацией в комнате и, расхаживая по комнате, провела ассоциации с различными объектами в ней, которые напоминали предметы в зале Римского Сената. Выступая в Сенате, он связывал разделы своей речи с соответствующими предметами и мог часами говорить без запинки.[14]


Есть простой способ создания собственных упражнений, которые помогают памяти с привлечением ассоциаций. С этой целью следует написать 20 чисел и произвольно связать их с определенными лицами или предметами (подобно описанной здесь, тренировка запоминания логически не связанного текста) по системе словесно - числового запоминания. Это упражнение должно следовать за другим же, таким образом будет возрастать мнемонические способности мозга. Этот метод может использоваться, чтобы развить феноменальную память.[15]

Запоминать лица.

Мы часто жалуемся, что трудно запомнить лица. Мы можем быть неудобен старым друзьям, что мы не можем вспомнить, где и когда с ними общался, и кто они.

Чтобы запомнить лицо, необходимо внимательно его рассмотреть, обращая внимание на форму, отличительные признаки (предметы), которые редко встречаются у других людей.

Запоминание имен.

Первое условие, чтобы вспомнить название - оно должно быть произнесено громко и отчетливо. Это следует повторять один или два раза, чтобы зафиксировать в памяти. Некоторые пользуются способом связывания имени с визуальным образом человека, которому оно принадлежит, с эго характерными признаками.[16]

Общие условия успешного запоминания:

1. Когда материал интересен для запоминающего.

2. Когда хранилище уже большой объем знаний в той сфере, которая является запомнить материал.

3. Когда образовался из установки хранения на Длительность, полноту и прочность запоминания.

4. Когда материал осмыслен, предельно ясно, подвергается классификации.

5. При заучивании материала до 1000 слов (от 3 до 4 страницы книги обычных размеров), внимательно прочитайте его один или два раза его на смысловые фрагменты и затем воспроизводится путем активных повторений и подглядывание.

6. Когда число таких повторений на 50% превышает количество, необходимое для первого безошибочного воспроизведения. (Из памяти в среднем человек может точно воспроизвести 7 - 9 слов сразу, 12 слов - после 17 повторений, 24 - после 40 повторений).

7. Когда между отдельными повторениями вводится пауза продолжительностью 24 часа.

8. Когда процесс обучения, разделены на разделы по 45-60 минут, прерывается перерывы на отдых 10-15 минут.

Так - же разработаны и широко применяются советы по развитию памяти (Приложение 2).

Выводы по главе 1:

Говоря о памяти, необходимо иметь в виду, что особенности процессов памяти (скорость, сила и так далее), зависит от того, кто и что запоминает, от конкретного отношения данной легкости к тому, что подлежит запоминанию.


Т. е. особенность памяти, которая является важной характеристикой памяти и, как правило, они являются не столько врожденные особенности, от которых во многом зависит от уровня их подготовки. Т. е. спортсмены или люди, которые занимаются танцами, спортом обладают хорошей слуховой и моторной памяти. И наоборот, художники, фотографы хорошая зрительная или слуховая память.

Что естественно откладывает свой отпечаток на развитие его общих и специальных способностей, поскольку использование предполагает активное использование образно-логического мышления от нее зависит и успех других

видов деятельности.

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ И СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКА

2.1 Методы исследования индивидуальных особенностей памяти

Познание мира было бы невозможно, если бы люди не обладают способностью захватывать и удерживать долгое время в памяти то, что они узнали о действительности в процессе восприятия и мышления.

Не менее важную роль играет память и в процессе формирования личности. Это происходит потому, что явление памяти, и то же самое относится к эмоциональной сфере восприятия, к закреплению двигательных процессов и интеллектуального опыта. Все закрепление знаний и навыков и возможность пользоваться ими – относится к разделу памяти.[17]

Многоаспектность памяти даже больше, чем другие виды познавательных процессов, поэтому одного или двух частных показателей удовлетворительно оценить ее практически невозможно.

Методика оценка оперативной зрительной памяти. Этот вид памяти характеризуется тем, сколько ученик может хранить и использовать в процессе решения задачи ту информацию, которая нужна, чтобы найти правильное решение. Время хранения информации в памяти, что служит ее основным показателем. В качестве дополнительной характеристики оперативной памяти можно использовать количество ошибок, допускаемых учащимся во время решения задачи (смысл таких недостатков, которые связаны с не хранится в памяти, необходимых для решения задачи информации).


Оперативную зрительную память и ее показатели можно определить с помощью процедуры. Ребенку последовательно по 15 минут каждая, предлагаются карточки-задания, они представлены в шести различных зрительных треугольников. После просмотра очередной карточки снимается и вместо нее предлагается матрица, включающая 24 разных треугольника, среди которых есть и те 6 треугольников, что тема только что видел, на отдельной карточке. Задача в том, чтобы отыскать и правильно указать в матрице все 6 треугольников.

Показатели развития зрительной памяти является частное отделение времени решения задачи в минуту на число ошибок, допущенных в процессе решения, плюс единица.[18]

Ошибками считается неправильно указанные в матрице треугольники или те, которые ребенок не смог по какой-либо причине найти.

Практически для получения показателя поступают следующим образом. Все четыре карты определяется количество правильно найденных на матрице треугольников и их общая сумма делится на 4. Это правильно число этих треугольников. Это число вычитается из 6. Результатом является среднее количество ошибок. Далее определяем среднее время путем деления общего времени работы ребенка над всеми 4 карточками на 4.

Момент окончания времени работы испытуемого над подсчетом треугольников в общей матрице определяется при помощи вопроса: «Вы уже нашли все то, что он увидел». После утвердительного ответа можно прекратить поиск треугольников в матрице. Деление среднего времени работы над поиском на матрице 6-и треугольников и количество ошибок позволяет получить желаемую фигуру.

Оценка результатов.

10 баллов – получает предмет, имеющие объем кратковременной памяти равный 8 и более единицам.

Аналогичные баллов-10 –получают дети от 6 до 9 лет, если объем их памяти составляет 7-8 единиц.

8 баллов – оценивается работа памяти ребенка в возрасте от 6 до 9 лет, если он фактически равен 5 или 6 единицам.

Одинаковое количество очков у ребенка в возрасте 12 лет и старше, имеющих краткосрочный объем памяти, равный 6-7 единицам.

4 балла – испытуемый получает большой объем кратковременной памяти, составляющий 4-5 единиц.

2 балла – ставится в том случае, если объем кратковременной памяти составляет 1-3 единицы.

0 баллов – объем кратковременной памяти равен 0-1 единиц.

Заключение уровня развития.

10 баллов – хорошее развитие объема кратковременной памяти.

8 баллов – средний объем кратковременной памяти.