Файл: Методы исследования памяти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • Образная память-это память на представление, картины природы и

жизни, а также звуки, запахи, вкусы. Суть образной памяти является то, что ранее воспринималось, а затем воспроизводится в форме представлений. Следует отметить, что многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую.

  • Словесно-логическая память выражается в запоминании и

воспроизведении наших мыслей. Это память на понятия, формулы, знаки, мысли. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, которые пришли к нам в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической

По способу запоминания память подразделяется на непроизвольное и произвольное.

  • Непроизвольное запоминание и воспроизведение осуществляется без

специальных волевых усилий, когда не для его цели, задачи запоминания или воспроизведения материала, оно осуществляется как бы само собой. Невольно вспоминается много чего, с чем сталкивается человек в жизни.

  • Произвольное запоминание сопровождается произвольным вниманием,

имеет цель, он выборочно. Запоминание включает в себя логические приемы организации материала, понимания заученного материала.

Эффективность произвольной памяти зависит от:

  • От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет

запомнить).

Если цель- выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация забывается.

  • С помощью методов обучения.

Методы обучения:

  • логический пересказ, который включает: логическое осмысление

материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами

  • приведенные в действие формы методы формы запоминания (перевод

информации в образы, графики, диаграммы, фотографии) памяти

  • мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для

облегчения запоминания).

Другой характеристикой процесса запоминания является степень осмысления запоминается материал. Поэтому принято выделять осмысленное и механическое запоминание.

  • Механическое запоминание-это запоминание без понимания

логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Примером такой памяти является заучивание статистических данных, исторических дат.


  • Напротив, осмысленное запоминание основано на понимании

внутренних логических связей между отдельными частями материала. Поэтому осмысленное запоминание всегда связано с процессами мышления.

Доказано, что эффективность интеллектуального запоминания в 20 раз больше механических.

Механическое запоминание неэкономно, требует многих повторений. Механически заученное человек не всегда может запомнить место и время. Осмысленное запоминание также требует значительно меньше усилий и времени, но является более эффективным.

На механическом запоминании в памяти через один час остается только 40% материала, а через несколько часов - всего 20 %, а в случае осмысленного помню 40 % материала сохраняется в памяти даже через 30 дней.[4]

Важнейшей характеристикой памяти является ее временная характеристика. В зависимости от продолжительности закрепления и сохранения информации выделяют следующие виды памяти:

  • Сенсорная (следовая), или непосредственная память обеспечивает

сохранение воспринимаемого изображения за доли секунды.

  • Кратковременная память - это рабочая память, которая характеризуется

очень кратким сохранением воспринимаемой информации (около 20 сек) после однократного краткого восприятия и немедленного воспроизведения. Кратковременная память играет важную роль в жизни человека. Благодаря ей обрабатывается значительный объем информации, сразу отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузки долговременной памяти. Работы индивидуальной памяти. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, на протяжении всей жизни. Рабочая память характеризует способность механически, без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию.

В целом же кратковременная память имеет огромное значение для организации мышления, и она очень похожа на оперативную память.

Понятием оперативная память обозначают мнемонические процессы, которые служат непосредственно осуществляли действия, операции. Это синтез долговременной и кратковременной памяти. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, осуществляем его по частям. Мы удерживаем в уме некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока бороться с ними. По мере продвижения к конечному результату конкретный «отработанный» материал может забываться.[5]


Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. Вторичный, или долговременная память - длительное сохранение информации (начиная от 20 секунд и простираясь на часы, месяцы, годы) после многократного повторения и воспроизведения. В долгосрочной перспективе, может проникнуть и надолго оседает только то, что был когда-то в кратковременной памяти, поэтому кратковременная память действует как своего рода фильтр, который пропускает лишь нужную, уже отобранную информацию в долговременную память. Переход информации из кратковременной в долговременную память связан с рядом особенностей. Так, в кратковременную память в основном попадают последние пять-шесть единиц информации, полученной через органы чувств. В долговременной памяти может быть передано гораздо больше информации, чем позволяет индивидуальный объем кратковременной памяти. Это достигается путем повторения материала, который нужно запомнить.

Память является одним из наиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти в наши дни опять сделало ее одной из ключевых проблем.

Высоких успехов в изучении памяти добились английские

Психологи XVIII-начала XIX вв. собран большой экспериментальный материал дал возможность сформулировать целый ряд теоретических положений. Хотя попытки подойти к пониманию памяти мы находим уже у Платона и Аристотеля, которые созерцают эти вопросы в основном с философской позиции.

1.2 Основные процессы и механизмы памяти

Память-это сложный психический процесс, который объединяет целый ряд психических процессов. Эти характеристики памяти в той или иной степени общих для всех процессов, которые объединяет понятие "память".

1. Запоминание-это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации.

Каждый процесс, происходящий в коре мозга вследствие воздействия внешнего раздражителя, оставляет после себя следы, хотя степень их прочности разный. Лучше помнить, что жизненно важно для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами своей деятельности.

2. Копирование, распознавание. Извлечение материала из памяти осуществляется с помощью двух процессов - воспроизведения и узнавания. Воспроизведение-это процесс воссоздания образа объекта, воспринимаемого ранее, но не воспринимаемого в данный момент. Физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений.[6]


Помимо воспроизведения существует процесс узнавания. Признание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что восприятие объекта, идеи, которые возникли у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения).

3. Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятой информации. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, что препятствует актуализации временных нервных связей. Чаще всего это так называемые постельное белье торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления.[7]

В настоящее время известны факторы, влияющие на скорость протекания процессов забывания. Поэтому, забыв происходит быстрее, если материал недостаточно понят человеком. Кроме того, забывание происходит быстрее, если материал неинтересен человеку, не связанных непосредственно с его практическими потребностями. Этим объясняется тот факт, что взрослые люди лучше помнят то, что относится к их профессии, что связано с их жизненными интересами, а школьники помнят материал, который их увлекает, и быстро забывают то, что им не интересно. Скорость забывания также зависит от объема материала и степени трудности его усвоения: чем больше объем материала или сложнее для понимания, тем быстрее происходит забывание. Еще одним фактором, который ускоряет процесс забывания является отрицательное влияние деятельности, следующей сразу после заучивания. Это явление называют ретроактивным торможением.[8]

Указанную закономерность необходимо иметь в виду, когда учебная работа. Особенно важно соблюдать перерывы в занятиях, чередовать предметы так, чтобы между ними были существенные отличия - элементы, трудно понять, ставить перед собой легкие.

Еще одним существенным фактором, влияющим на скорость забывания, является возраст. С возрастом отмечается ухудшение многих функций памяти. Запоминать материал становится труднее, а процессы забывания, наоборот, ускоряются.

В конце XIX в. Т. Рибо сформулировал закономерности (закон Рибо), согласно которой разрушения памяти при прогрессирующей амнезии, например в случаях заболеваний или в пожилом возрасте, имеют определенную последовательность. Сначала становятся недоступными воспоминания о недавних событиях, затем начинает нарушать психическую деятельность индивида. Это потеря памяти чувства и привычки. Наконец, распадается инстинктивная память. В случаях восстановления памяти прохождение одни и те же этапы в обратном порядке.[9]


Основными существенными причинами забывания, за рамки среднестатистических значений, являются различные болезни нервной системы, а также тяжелые психические и физические травмы (ушибы, связанные с потерей сознания, эмоциональные травмы). Забывание также наступает быстрее при умственном или физическом переутомлении. Причиной забывания может быть и действие посторонних раздражителей, мешающих сосредоточиться на нужном материале, например раздражающих звуков или в поле нашего видения объектов.

Исследователи выяснили, что при обычных условиях человек может запомнить 8 десятичных знаков, 7 букв не в алфавитном порядке, 4 - 5 цифр, 5 синонимов. И пробок не видел. По мнению специалистов, обычно бывает достаточно запомнить не более 4 - значный, 5 - 6 букв, 4 синонима и 6 десятичных цифр. Но объем памяти уменьшается, если альтернатива увеличивается. Например, объем памяти на различные предметы и цвета равен 3, а число баллов - 8 - 9 букв - 6 - 9 геометрических фигур - 3 - 8.

В принципе есть 2 основных подхода к регулированию процессов памяти путем воздействия на функциональное состояние мозга: химический и физический.

Химический подход включает использование фармакологических средств, известен с незапамятных времен. Эти средства; чай, кофе (кофеин), стрихнин, нивалин, пилокарпин, этимизол, вечный, пирацетам, ноотропил.

На благоприятные результаты от использования предоставленной психотропных средств, активизирующих мозговую деятельность, можно рассчитывать, только имея в виду людей со стабильной, уравновешенной психикой, а также людей с более или менее угнетенной психикой, инертных, без инициативы, не уверенных в себе.[10]

Вы можете принять и адаптогены. К ним относятся корень Жень-шеня, препараты из китайского лимонника и Элеутерококка. Действие адаптогенов является очень гибкой. Человек занимается физическим трудом, они помогают справиться с физическим напряжением, альпинисту - приспособиться к низким атмосферным давлением, литейщику - к высокой температуре и перегреванию организма, ткачихе - к шуму в цехе. Они помогают пациенту быстрее восстановиться после операции. Одним словом, они следят «следят» сохранение внутреннего равновесия в организме, а это очень важно для мозга, для эффективного обучения и запоминания. Сахароза - пищевой сахар, быстро восстанавливает силы, организм быстро усваивает дисахаридов, которая также существует в адаптогены. Кроме того, адаптогены обеспечивают более экономное использование энергии мышцами, улучшает синтез белков, которая имеет непосредственное отношение к биохимическому механизму памяти.