Файл: Методы исследования памяти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4 балла – не вполне адекватный уровень кратковременной памяти.

2 балла – низкий уровень кратковременной памяти.

0 баллов – очень низкое напряжение памяти.

Таблица 1. Полное наименование Возраст (лет) время (мин) количество ошибок, индикатор требуется

Ф.И.О

Возраст (лет)

Время

(мин)

Количество ошибок

Искомый показатель

1\1

2\2

3\3

4\4

5\5

6\6

7\7

8\8

9\9

10\10

16

17

17

18

15

14

15

17

16

15

5

7

5,5

6,5

6

5

6,5

5,5

8

9

7

8

5

7

12

7

5

4

9

8

9

7

8

6

5

9

8

9

9

9

Методика. Оценить способность слуховой памяти. Этот вид памяти определяется по следующей методике. Тему с интервалом в 1 сек. Поочередно зачитывает следующие слова.

Таблица 2. Набор слов по группам.

I

Месяц

Дерево

Прыгать

Жёлтый

Кукла

сумка

II

Ковёр

Стакан

Плыть

Тяжёлый

Книга

яблоко

III

Вилка

Диван

Шутить

Смелый

Пальто

телефон

IV

Школа

Человек

Спать

Красный

Тетрадь

Цветок

После прослушивания каждого ряда слов в теме о 5 секунд после набора начать читать неторопливо читать следующий набор из 36 слов с интервалом в 5 секунд между отдельными словами.

Стакан, школа, вилка, пуговица, ковер, месяц, стул, человек, диван, корова, телевизор, дерево, птица, спать, смелый, шутить, красный, лебедь, картина, тяжелый, плыть, мяч, теплый, дом, прыгать, тетрадь, пальто, книга, цветок, телефон, яблоко, кукла, сумка, конь, летать, слон.

В этом наборе из 36 слов в случайном порядке воспринимаются на слух слова из всех 4 новых набора упомянутых выше римскими цифрами.


Для лучшей идентификации они подчеркнуты различными способами, и каждому набору из 6 слов соответствует их способы подчеркивания. Итак, первый небольшой набор простых твердых подчеркнул, ниже, слова второго набора – сплошной двойной чертой, слова из третьего набора – одной пунктирной линией, и, наконец, слова из четвертого набора – двойной пунктирной линии.[19]

Испытуемый должен на слух обнаружить в данном наборе те слова, которые ему только что были представлены в соответствующем небольшом наборе, подтверждая идентификацию найденного слова «да» а его отсутствие – сказать «нет». В поиск каждого слова дается 5 секунд. Если и в этот раз он не смог определить его, то экспериментатор зачитывает следующее слово и так далее.

Оценка результатов. Показатель оперативной слуховой памяти определяется как частное от деления среднего времени, затраченного на выявление 6 слов в большом наборе (Общее время работы ребенка над заданием делится на 4), на среднее количество допущенных ошибок плюс единица. Ошибки все слова, которые написаны неправильно, или слова, которые ребенок не смог за отведенное время найти, т. е. пропустил.

Замечание. Этот метод не стандартизирован, поэтому выводы об уровне развития памяти на ее основе, а также на основе аналогичной методики для зрительной памяти. Цены для этих методов возможно только для сравнения разных испытуемых при их повторном обследовании, делая относительные выводы в памяти один предмет отличается от другого, или какие изменения произошли с течением времени в памяти.[20]

Таблица 3. Возраст, время, ошибки.

возраст

время

ошибки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

16

17

17

18

15

14

15

17

16

15

4

5

3,9

3,5

3

3,8

3

5

6

5

0

2

1

0

3

0

0

2

0

1

Вывод: анализ данных показывает, что память школьников принципиально отличается, эти отличия и являются теми же индивидуальными характеристиками, как описано выше. Изучение зрительной и слуховой памяти испытуемых показывает, что некоторые люди помнят материал на основе визуальных образов. У других преобладает слуховое восприятие и акустические образы их лучше раз услышать, чем несколько раз увидеть. Более конкретно, что касается исследования в данной группе показатели в методике на оперативное слуховое запоминание более высокие, чем на оперативное визуальное запоминание.


В целом, оперативная слуховая память данной экспериментальной группы можно оценить как высоко развитая слуховая память, потому что у большинства испытуемых не вызвало затруднения поиск слов на слух во всех четырех наборах подряд слова. То, что он говорит о преимуществах слуховой памяти. Хотя среди них были и те (в сумме два), в котором, однако, визуально доминирует слуховое запоминание, это преимущество не является ярким, поскольку рабочие параметры их слухового и зрительного запоминания приблизительно равны. И еще, их зрительная память оценивается как хорошее и продвинутых в своей области.[21]

Чтобы развивать зрительную память ребенка, ее нужно тренировать, выполняя специальные упражнения, к примеру, такие:

Рисунок 1. Упражнение «Ромб».

Вы печатаете на листе бумаги или пишете на доске слова в виде ромба – вверху слова из 3 букв, с каждой строчкой добавляется одна буква, а затем все идет на убывание. Внешне столбик слов напоминает ромб, поэтому так и называется.

Предлагаете ребенку запомнить слово, сфотографировать его глазками, а потом записать в тетради. Показываете по одному слову, начиная сверху. Открываете слово на столько времени, чтобы ребенок не успел дочитать его до конца. Первоклассник, скорее всего, будет читать слово вслух, поэтому вы легко сориентируетесь по времени. Детям постарше показываете столько времени, сколько требуется Вам для чтения молча. Конечно, если ребенок совсем не успел прочитать, можно продлить время показа.

Для того, чтобы привлечь внимание ребенка, надо перед показом давать какой-то условный сигнал. Это может быть слово «Внимание» или «Пуск», а может быть просто хлопок. Но слово, конечно, лучше.

Показали ребенку слово и дали время записать его на бумаге. Затем показываете следующее слово. И так, пока не закончатся все слова. Когда дописано последнее слова, предлагаете проверить, как сработал «фотоаппарат». Открываете все слова и даете ребенку время проверить и исправить ошибки.[22]

Первое время и трехбуквенные слова будут с ошибками, а затем ребенок научится писать и большие слова правильно.

Для этой игры лучше подбирать знакомые ребенку слова – имена существительные. Со временем можно усложнять это упражнение. Если вы подбираете слова, похожие по написанию, но другую часть речи или однокоренные слова, слова с большой буквы – это очень усложняет работу.


Упражнение «Ромб» занимает совсем немного времени, не требует большой подготовки, но очень хорошо развивает и память, и внимание, и расширяет угол зрения.

2.2 Методика «исследования опосредованного запоминания»

Цель: исследование уровня доступной смысловой организации памяти, потеря производительности прямого и косвенного запоминания пиктограмм.

Материалы и оборудование: 40 абстрактных понятий.

Метод: учебные модификации Ю.В. Вотлетовой и А.Р. Луриа методы исследования уровня доступной смысловой организации памяти, разработанных И.С. Выгодским и А.Н. Леонтьевым.

  Методика «диагностика опосредованной памяти». Материалы, необходимые для проведения методики лист бумаги и ручку. До экзамена экзаменуемому предлагается следующие слова.

«Сейчас я буду называть тебе разные слова и предложения и затем пауза. Во время этой паузы вы должны на листе бумаги нарисовать или написать то, что позволит тебе запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые я произнес. Постарайтесь рисунки или записи делать как можно быстрее, иначе мы не успеем выполнить все задания. Слова и выражения нужно запомнить, довольно много».

Субъект последовательно один за другим зачитывает следующие слова и выражения.

Дом, палка, прыгать высоко, солнце светит, веселый человек, дети играют в мяч, часы стоят, лодка плывет по реке, кошка ест рыбу.

Прочитывается тема, каждое слово или фразу с паузой 20 секунд. В это время ребенок должен успеть нарисовать на этом листе бумаги, что-то, что позволит вам вспомнить нужные слова и выражения. Если за отведенное время ребенок не успел сделать запись или рисунок, то экспериментатор зачитывает следующее слово или фразу.

Оценка результатов. За каждое правильно воспроизведенное по собственному рисунку или записи слова или словосочетание испытуемый получает 1 балл.

Чтобы считаться корректно воспроизводятся не только слова и словосочетания, которые восстановлены в памяти буквально но и те, которые даются другими словами, но точно по смыслу. Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла, неправильный 0 баллов.

Максимальный общий балл, который ребенок должен или может получить в этом методе равна 10 баллов. Эту оценку получает если правильно помню, все, без исключения, и выражение минимально возможная Оценка 0 баллов. Это соответствует случаю, если ребенок не мог вспомнить по рисункам и записям ни единого слова или не сделал, чтобы любое слово, рисунок или письменной форме.[23]


Для тестирования детей старшего возраста используются более сложные слова которые нельзя изобразить наглядно, поэтому тема будет необходимо использовать какой-либо условный рисунок, взглянув на который он должен был бы помнить, помеченные словом.

Например: Биолог. Закон. Черепаха. Пшеницы. Девушка холодно. Сочинение. Невежество. Признание. Жара на улице. Красивый цветок

Выводы об уровне развития.

10 баллов – высоко развитая косвенная память.

8-9 – опосредованной сильно развитая память.

4-7 баллов – средне-опосредованная память.

2-3 балла – низко развитая опосредованной памяти.

0-1 очко – слабо развитая опосредованная память.

Таблица 4. Выводы об уровне развития.

Испытуемые

Возраст

Общая оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

16

17

17

18

15

14

15

17

16

15

0

1

0

2

0

1

3

0

0

0

Вывод: данные показывают, что процесс осмысленного, логического, запоминания своей психологической структуре является совершенно иным, чем процесс, механического запоминания, об этом же свидетельствуют такие высокие показатели, т. е. легче запоминать материал через посредники, в том числе дополнительные минуты, чтобы облегчить копирование материала. Поэтому посредственная память у многих людей и в этом случае, субъекты Федерации достаточно хорошо, потому что она наиболее приближена к процессу логического мышления с той только растущей, что приемы этого мышления направлены не только выучить необходимые и при соотношении элементов, но также, чтобы сделать эти элементы доступными для сохранения в памяти на определенный период времени.

Анализ результатов 

Дети с нормальным умственным развитием проявляют интерес к непривычному заданию. Им доступен смысл инструкции. Обнаруживается мыслительная активность при установлении связи с картинкой. При припоминании слов у некоторых детей могут возникнуть трудности, но не бывает неадекватного выполнения (называния изображенного на картинке вместо заданного слова).

Дети умственно отсталые проявляют интерес лишь к картинкам, а не к заданию, так как не понимают его смысла. Даже при большой мере помощи (экспериментатор сам подбирает к слову картинку, разъясняет связь между словом и картинкой) ребенок не понимает задания. Картинки мешают запоминанию слов. При предъявлении отобранных картинок ребенок и не пытается вспомнить слово, а просто называет, что изображено на картинке.