Файл: Методы исследования памяти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. По возможности чаще применять мнемотехнические (то есть не связанные с содержанием запоминаемого) приемы. Например: «Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны». Здесь одно затруднение: рецепта, как самому сочинять такие присказки-подсказки, не существует, а готовых приемов на все случаи жизни не напасешься. Но их не трудно изобрести человеку, знакомому с индивидуальными особенностями своей памяти. Нужно запомнить и руководствоваться генеральным правилом всякой умственной работы - отдыхать через смену занятий, а не через безделье. И это относится к памяти в полной мере.

4. Разнообразие, избежание монотонности в работе памяти.

Известно, что эмоционально окрашенные события, прежде всего отрицательные, а также аффекты забываются плохо.

Информацию для запоминания лучше подавать на фоне цветового, зрительного и тонального слухового восприятия.

Необходимо стремиться, чтобы в запоминании и воспроизведении участвовали все чувства или хотя бы большая их часть. Нужно научиться создавать их сочетание (например, цифра 8 - представляется полной женщиной, 87 - полная женщина идет с усатым мужчиной, цифра 5 - пахнет ландышем).

Совмещать запоминание лучше в сочетании с другим механическим занятием (ходьба, вязание).

Если ввести себя в состояние самогипноза с помощью аутотренинга или медитации с мысленным перевоплощением в другую личность запоминание происходит быстрее и эффективнее.

Запоминание и воспроизведение в гипнозе происходит более быстро и качественно.

Сон после обучения (запоминания) уменьшает забывание примерно в 2 раза.

Приложение 2.

Несколько упражнений по Ф. Лёзеру.

Тренировка запоминания логически не связанного текста.

Ниже приведены 20 названий (каждое под соответствующим порядковым номером), которые следует запомнить. Для запоминания дается 40 секунд. Исследуемый должен написать все 20 слов с их номерами так, как он их запомнил. Ответ считается правильным, если одновременно с названием указывается и его порядковый номер.

1. Украинец 11. Масло

2. Экономка 12. Бумага

3. Каша 13. Сладости

4. Татуировка 14. Логика

5. Нейрон 15. Социализм

6. Любовь 16. Глагол

7. Ножницы 17. Прорыв

8. Совесть 18. Дезертир

9. Словарь 19. Свеча

10. Глина 20. Вишня

Эффективность запоминания вычисляется по формуле:

Число правильно воспроизведенных слов делим на 20 и умножаем на 100, получаем % эффективного запоминания.


Запоминание чисел.

За 40 секунд нужно запомнить 20 чисел с их порядковыми номерами. После этого написать все, что вы запомнили.

1. 43 11. 37

2. 57 12. 38

3. 12 13. 86

4. 33 14. 56

5. 81 15. 47

6. 72 16. 6

7. 15 17. 78

8. 44 18. 61

9. 96 19. 83

10. 7 20. 73

Эффективность запоминания в % вычисляется по формуле:

Количество правильно названных чисел делится на 20 и умножается на 100.

Запоминание лиц с именами и фамилиями.

Запомнить предлагается 0 фотографий с именами и фамилиями. На это дается 30 секунд. После этого те же фотографии, но в другом порядке, вновь предлагаются исследуемому, и он должен "опознать" их. Эффективность запоминания определяется по аналогичной формуле.

Запоминание логически связанного материала.

Предлагается запомнить 10 основных положений подчеркнутых в нижеследующем тексте (они приведены в определенном порядке). Испытуемый должен прочесть текст и через 1 минуту воспроизвести содержание основных положений и порядок предложений.

"Роботы, которым доступны определенные поведенческие реакции. РОБОТЫ МОГУТ АНАЛИЗИРОВАТЬ СОЗНАНИЕ (1), создавая программы для его развития. ОНИ ВЫРАБАТЫВАЮТ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ (2). ЭТО МИРАЖ (3) ИЛИ РЕАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ ПЕРСПЕКТИВА (4)? ДЕОНТОЛОГИЯ или логика норм поведения ПОЗВОЛЯЕТ ОТВЕТИТЬ НА ЭТОТ ВОПРОС (5). СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ ВСЕГДА РЕГУЛИРУЕТСЯ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ НОРМАМИ ПОВЕДЕНИЯ (6). ОБЩЕСТВО НЕ МОГЛО БЫ (7) существовать без подобных норм. ВОЗРАСТАЮЩАЯ СЛОЖНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (8) ДИКТУЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ ВЫРАБОТКИ НАУЧНЫХ ОСНОВ, ПРАВОВЫХ И МОРАЛЬНЫХ НОРМ (9). Это является АКТУАЛЬНОЙ СОВРЕМЕННОЙ ЗАДАЧЕЙ (10).

Эффективность запоминания в % выражается формулой:

Число правильно воспроизведенных основных положений разделить на 10 и умножить на 100.

Средняя продуктивность запоминания.

Средняя продуктивность запоминания вычисляется по результатам проведенных упражнений. Сумма результатов проведенных упражнений делится на их число (в данном случае 4).

Например: упр. № 1……..%

упр. № 2……..%

упр. № 3……..%

упр. № 4……..%

Сумма этих % делится на 4

В результате ряда исследований установлено, что при 90-100% эффективности запоминания память человека можно квалифицировать как отличную, при 70-90% - как очень хорошую, при 50-70% - как хорошую, при 30-50% - как удовлетворительную, при 10-30% - как плохую и при 0-10% - как очень плохую.

При систематической тренировке, если даже программа составлена самим тренирующимся, память постепенно улучшается.


Тренировка концентрации внимания.

Для тренировки концентрации внимания необходимо, чтобы человек сосредоточил его на избранном предмете и его основных свойствах, не отвлекался от мыслей об этом предмете. Запоминать следует существенную информацию о каком - либо событии, игнорируя несущественную.

Лёзер рекомендует с целью тренировки делать описание какой - либо картины, постоянно его детализируя. Упражнение можно повторить в условиях действия отвлекающих факторов (шум и пр.)

  1. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. — М., 2015. – С. 243.

  2. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. – М., 2009. – С. 283.

  3. Ильюченок Р.И. Память хорошая, память плохая. - Новосибирск: Наука, 2013. –С. 326.

  4. Лядиус А.Р. «Память в процессе развития». М., 2010. – С. 97.

  5. Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. М., 2011. – С. 134.

  6. «Механизмы управления памятью» под редакцией Бехтеревой. «Наука» Ленинградское отделение. 2013.- С. 85.

  7. Истомина З.М. Развитие памяти. - М.: Ось - 89, 2014.- С. 254.

  8. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии. 2013.- № 6.

  9. Лурия А.Р. «Маленькая книжка о большой памяти». М., 2012. – С. 291.

  10. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. - М.: Мир, 2015. – С. 35.

  11. Хванливин М.М. «Функциональная и структурная организация памяти в норме и патологии». М., 2011.- С. 83.

  12. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов /М. В. Матюхина, Т. С. Михальчнк, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В.Гамезо и др.- М.: Просвещение, 2012. – С. 56.

  13. Гарибян Школа памяти. – М.: Просвещение, 2014. –С. 45.

  14. Голубева Е.А. Индивидуальные особенности памяти человека. - М.: Просвещение, 2010. –С. 56.

  15. Житникова Л.М. Учите детей запоминать. М., 2011. – С. 215.

  16. Даниел Лапп «Улучшение памяти в любом возрасте» - М., 2015. – С. 24.

  17. Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. М., 2011. – С. 134.

  18. Теплов «Проблемы индивидуальных различий». С-П., 2008. –С. 67.

  19. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психологии. 2010. - № 6.

  20. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. М., 2010.- С. 321.

  21. Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. М., 2011. – С. 134.

  22. Богоявлинский Д.Н. Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. – М., 2010. – С. 129.

  23. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. / Под ред. А.А. Таланкина. - СПб.: Питер, 2002.Вопросы педагогической психодиагностики. Таллинн, 2013. – С. 82.

  24. Голубева Е.А. Индивидуальные особенности памяти человека. - М.: Просвещение, 2010. –С. 56.

  25. «Возрастные и индивидуальные различия памяти» (сборник статей) под редакцией Смирнова М., 2011.- С. 43.

  26. Каменская Б.И. и Венн А.М. «Память человека» М. «Наука». 2013. – С. 21.

  27. Артемов В.А. Курс лекций по психологии. – М., 2012. – С. 129.