Файл: "Основные средства, формы и методы профилактики девиантного поведения детей и подростков в работе учителя начальных классов".pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретические основы проблемы профилактики девиантного поведения младших школьников
Понятие, причины и проблема девиантного поведения
2.2. Содержание профилактической работы с младшими школьниками и их родителями
3.1. Характеристика диагностических методов
Глава II. Содержание направлений социально-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников
2.1. Направления, формы, методы и средства профилактической работы по предупреждению девиантного поведения у младших школьников
Коррекционная работа, направленная на проблему девиантности, имеет два основных направления: борьба и профилактика. Однако так как речь идет о младшем школьном возрасте, в котором даже у детей, склонных к девиации еще устоялись девиантные формы поведения, профилактика является наиболее продуктивной формой коррекционной работы.
Н.И.Анчукова определяет профилактику следующим образом: «это совокупность мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию причин, вызывающих негативное отклонение в развитии и поведении» [4, 15]
Е.Н.Агупова отмечает, что «профилактика направлена на предотвращение развития определенных социально-психологических личностных образований» [1, 62].
Выделим основной методологический аппарат профилактической работы: формы, методы и средства.
Методами педагогической работы по профилактике девиантного поведения являются:
- диагностика (изучение документов и других источников; наблюдение; опрос; изучение результатов деятельности, а также различные методы социально-педагогического исследования;
- метод коррекционно-развивающей работы;
- психосоциальные технологии профилактики;
- психотерапевтические техники и пр.
Важно отметить, что методы работы используются в совокупности, в зависимости от специфики, этапа работы и пр.
Так диагностические методы предваряют любую профилактическую работу, однако они используются не только на начальном, но и на последующих этапах.
Обязательное социально-педагогическое исследование младших школьников обуславливается тем, что методы социально-педагогической работы во многом определяются типом потенциальной девиации ребенка. Так, в отношении детей с пограничным уровнем психического и интеллектуального развития на первое место выходят методы коррекционно-развивающего обучения, позволяющие восстановить дефекты их познавательной сферы.
При психосоциальной дезадаптации уместны адекватно подобранные психосоциальные технологии и психотерапевтические техники.
При социальной дезадаптации разрабатываются программы по включению ребенка в систему новых социальных отношений, по формированию позитивных жизненных планов и устремлений.
Формы профилактической работы.
Нами выделены следующие формы реализации профилактики девиантного поведения младших школьников:
- групповые формы (родительские собрания, групповые тренинги);
- индивидуальные формы (беседы, консультации);
- меры ситуативного характера по реализации социализации ребенка в процессе обучения (беседа, положительный пример, поддержка, одобрение и пр.) [4].
В групповые формы объединены виды взаимодействия, предполагающие общение с несколькими родителями, детьми (или родителями и детьми) одновременно. В групповых формах присутствие нескольких детей, родителей, - является важным условием работы. Как правило, такие формы выбираются в тех случаях, когда необходимо сплочение, ощущение, что ребенок или родитель не оказались один-на-один с проблемой.
Индивидуальные формы работы важны тогда, когда необходимо выявить и корректировать частные аспекты проблемы, без участия других. К индивидулаьным формам относятся: патронаж, индивидуальные беседы, консультации и пр.
Одной из основных форм взаимодействия с семьей младшего школьника, склонного к девиантному поведению, является патронаж семьи. В рамках патронажа педагог посещает семью, исследует на месте особенности жизни семьи, воспитательную модель, условия жизни ребенка и пр. Патронаж позволяет не только изучить социально-психологические особенности семьи и ребенка, но и проводить наблюдения за ходом профилактической работы [4].
Семья имеет свои специфические особенности и требует учета всех ее характеристик: проблемы отдельных членов семьи всегда являются общей проблемой для семьи как целого; семья - система гомеостатическая, т.е. сложившийся в ней устойчивый баланс отношений имеет тенденцию самовосстанавливаться после каких-либо нарушений; семья - система закрытая, не каждый социальный педагог может туда войти; семья автономна в своей жизнедеятельности.
Педагог не должен брать на себя функции воспитания, заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию членов семьи [12, 164]. Он педагог не может решить за семью все проблемы, он должен лишь активизировать ее на решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для ее успешного решения.
Под средствами педагогической деятельности понимается комплекс мер, с помощью которых осуществляется социально-педагогическое воздействие (Н.И.Анчукова) [4, 67]. Как средства социально-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников выделяют следующие:
- беседа с педагогами, родителями;
- собрания;
- социально-психологические тренинги;
- ролевые игры (с детьми и родителями);
- консультации (с родителями) [4].
Важное место в деятельности педагога, занимают консультационные беседы как одно из средств работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено, в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.
Педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини-тренинг и пр. При этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи - образовательные, психологические, психолого-педагогические [1, 148].
Если семья не является инициатором взаимодействия с педагогом, консультирование может проводиться в завуалированной форме. Конечная цель консультационной работы - с помощью специально организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку.
Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые средства работы с семьей (семьями) - тренинги [1, 150].
Социально-психологический тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.
Надо отметить, что в настоящее время цели проводимых тренинговых программ расширились, и тренинг перестал быть только областью практической психологии, заняв достойное место в социальной педагогике, системе образования. Тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и групповой работы и является одним из самых перспективных методов решения проблемы психолого-педагогического образования родителей. Эта проблема не теряет своей актуальности в течение последних десятилетий. Особенно остро она стоит в отношении родителей тех детей, которые имеют проблемы психического, физического, социального отклонения от нормы [1, 150].
Основные аспекты профилактической работы с младшими школьниками по предотвращению формирования девиантных моделей поведения таковы.
1. Повышение роли семьи.
а) Решение проблемы подготовки будущих родителей к семейной жизни. Эта работа включает большой комплекс направлений. В целом, подготовка молодых людей к семейной жизни включает изучение:
- основы взаимоотношений в семье;
- внутрисемейные конфликты, причины их возникновения, преодоление и предупреждение;
- основы ведения семейного хозяйства, экономика;
- основы семейного воспитания на различных этапах возрастного развития ребенка.
б) Создание благоприятной нравственной обстановки в семье и во внутрисемейных отношениях.
в) Предупреждение ошибок в семейном воспитании. Наиболее характерными ошибками являются следующие:
- антипедагогическое поведение родителей как пример для подражания («ложные авторитеты» подавления, чванства, педантства, резонерства, подкупа и т.д.):
- утрата связи между родителями и детьми;
- попустительско-снисходительный тон, позиция круговой обороны: «наш ребенок всегда прав», активное утверждение достоинства «чада» в его присутствии; педантичная подозрительность; жестко-авторитарный стиль, постоянное увещевание; равнодушие; непоследовательность, несогласованность и т.д..
г) Формирование у ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции. Воспитание с раннего детства волевых качеств, чувства собственного достоинства.
д) Недопущение насилия над ребенком, подавляющего волю, либо, наоборот, формирующего культ силы, стимулирующего воспитание агрессивности к слабым, немощным. Необходимо учитывать рекомендации психологов: не применять физическое наказание детей младше трех лет, так как это влияет на их проявление активности; воздержаться от наказания детей, особенно в присутствии сверстников; нельзя наказывать физически за любую вину девочек старше 10 лет и мальчиков старше 14 лет – это формирует отчуждение, наносит психические травмы; нельзя наказывать хладнокровно, безжалостно, устраивая экзекуцию.
е) Недопущение приобщения детей к алкоголю, курению, азартным играм (через разъяснение, личный пример и т.д.).
ж) Побуждение ребенка к самовоспитанию и обучение его методике работы над собой [12, 130].
2. Повышение воспитательной роли образовательных учреждений включает решение следующих задач:
повышение качества подготовки педагогов;
создание наиболее благоприятной обстановки для педагогической деятельности;
побуждение педагогов к самосовершенствованию;
создание при общеобразовательных учреждениях социальной службы, способствующей индивидуализации работы с детьми и родителями;
развитие системы внеучебной воспитательной работы в условиях школы.
3. Развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы, административных органов по месту жительства: организация методических семинаров для родителей; повышение роли родительских комитетов в связи родителей и учителей; создание попечительских родительских организаций; приобщение родителей к жизни класса, школы, посещение детей на дому и т.д.
4. Управление наиболее целесообразным влиянием на круг общения, взаимодействия ребенка – ограничение негатива, усиление позитива [4, 67-68].
2.2. Содержание профилактической работы с младшими школьниками и их родителями
Выделено три направления профилактической работы с младшими школьниками: работа с детьми; работа с семьей; работа с педагогами.
Содержание работы сформировано на основе исследований Е.Н.Агуповой, М.А.Исаевой.
Содержание социально-педагогической работы по первому направлению (с детьми, склонными к девиантной модели поведения).
В рамках этого направления осуществляется работа по развитию самосознания, формированию навыков общения, формированию свойств учебной деятельности, установлению адекватного социального статуса детей.
Содержание социально-педагогической работы по второму направлению (с родителями, семьей младших школьников) включает в себя информирование родителей о наиболее приемлемых и действенных педагогических приемах, педагогические, психологические, юридические консультации, оптимизацию отношений между детьми и родителями, минимизацию конфликтности, враждебности внутрисемейной ситуации, иными словами, - создание благоприятной психологической ситуации в семье.
Структура программы представлена двумя блоками, каждый из которых имеет свои цели и специфическое содержание.
Блок. 1. Работа с детьми, потенциально склонными к девиантному поведению.
Цель – выявить детей младшего школьного возраста, имеющих потенциальную склонность к девиантному поведению и осуществить их успешную социальную адаптацию и реабилитации в школе.