Файл: "Основные средства, формы и методы профилактики девиантного поведения детей и подростков в работе учителя начальных классов".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Теоретические основы проблемы профилактики девиантного поведения младших школьников

Понятие, причины и проблема девиантного поведения

Выводы по первой главе:

Глава II. Содержание направлений социально-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников

2.1. Направления, формы, методы и средства профилактической работы по предупреждению девиантного поведения у младших школьников

2.2. Содержание профилактической работы с младшими школьниками и их родителями

Выводы по второй главе:

Глава III. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности разработанных методов и средств профилактики девинатного поведения младших школьников

3.1. Характеристика диагностических методов

3.2. Особенности проявления девиантности в контрольной и экспериментальной группе на констатирующем этапе

3.3. Анализ результатов на этапе контрольного эксперимента

Выводы по третьей главе:

Заключение

Список литературы

Глава II. Содержание направлений социально-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников

2.1. Направления, формы, методы и средства профилактической работы по предупреждению девиантного поведения у младших школьников

Коррекционная работа, направленная на проблему девиантности, имеет два основных направления: борьба и профилактика. Однако так как речь идет о младшем школьном возрасте, в котором даже у детей, склонных к девиации еще устоялись девиантные формы поведения, профилактика является наиболее продуктивной формой коррекционной работы.

Н.И.Анчукова определяет профилактику следующим образом: «это совокупность мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию причин, вызывающих негативное отклонение в развитии и поведении» [4, 15]

Е.Н.Агупова отмечает, что «профилактика направлена на предотвращение развития определенных социально-психологических личностных образований» [1, 62].

Выделим основной методологический аппарат профилактической работы: формы, методы и средства.

Методами педагогической работы по профилактике девиантного поведения являются:

- диагностика (изучение документов и других источников; наблюдение; опрос; изучение результатов деятельности, а также различные методы социально-педагогического исследования;

- метод коррекционно-развивающей работы;

- психосоциальные технологии профилактики;

- психотерапевтические техники и пр.

Важно отметить, что методы работы используются в совокупности, в зависимости от специфики, этапа работы и пр.

Так диагностические методы предваряют любую профилактическую работу, однако они используются не только на начальном, но и на последующих этапах.


Обязательное социально-педагогическое исследование младших школьников обуславливается тем, что методы социально-педагогической работы во многом определяются типом потенциальной девиации ребенка. Так, в отношении детей с пограничным уровнем психического и интеллектуального развития на первое место выходят методы коррекционно-развивающего обучения, позволяющие восстановить дефекты их познавательной сферы.

При психосоциальной дезадаптации уместны адекватно подобранные психосоциальные технологии и психотерапевтические техники.

При социальной дезадаптации разрабатываются программы по включению ребенка в систему новых социальных отношений, по формированию позитивных жизненных планов и устремлений.

Формы профилактической работы.

Нами выделены следующие формы реализации профилактики девиантного поведения младших школьников:

- групповые формы (родительские собрания, групповые тренинги);

- индивидуальные формы (беседы, консультации);

- меры ситуативного характера по реализации социализации ребенка в процессе обучения (беседа, положительный пример, поддержка, одобрение и пр.) [4].

В групповые формы объединены виды взаимодействия, предполагающие общение с несколькими родителями, детьми (или родителями и детьми) одновременно. В групповых формах присутствие нескольких детей, родителей, - является важным условием работы. Как правило, такие формы выбираются в тех случаях, когда необходимо сплочение, ощущение, что ребенок или родитель не оказались один-на-один с проблемой.

Индивидуальные формы работы важны тогда, когда необходимо выявить и корректировать частные аспекты проблемы, без участия других. К индивидулаьным формам относятся: патронаж, индивидуальные беседы, консультации и пр.

Одной из основных форм взаимодействия с семьей младшего школьника, склонного к девиантному поведению, является патронаж семьи. В рамках патронажа педагог посещает семью, исследует на месте особенности жизни семьи, воспитательную модель, условия жизни ребенка и пр. Патронаж позволяет не только изучить социально-психологические особенности семьи и ребенка, но и проводить наблюдения за ходом профилактической работы [4].

Семья имеет свои специфические особенности и требует уче­та всех ее характеристик: проблемы отдельных членов семьи всегда являются общей проблемой для семьи как целого; семья - система гомеостатическая, т.е. сложившийся в ней устойчи­вый баланс отношений имеет тенденцию самовосстанавливать­ся после каких-либо нарушений; семья - система закрытая, не каждый социальный педагог может туда войти; семья автономна в своей жизнедеятельности.


Педагог не должен брать на себя функции воспитания, заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию членов семьи [12, 164]. Он педагог не может решить за семью все проблемы, он должен лишь активизировать ее на решение семейных про­блем, добиться осознания возникшей проблемы, создать усло­вия для ее успешного решения.

Под средствами педагогической деятельности понимается комплекс мер, с помощью которых осуществляется социально-педагогическое воздействие (Н.И.Анчукова) [4, 67]. Как средства социально-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников выделяют следующие:

- беседа с педагогами, родителями;

- собрания;

- социально-психологические тренинги;

- ролевые игры (с детьми и родителями);

- консультации (с родителями) [4].

Важное место в деятель­ности педагога, занимают консультацион­ные беседы как одно из средств работы с семьей. Консультирова­ние, по определению, предназначено, в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.

Педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоци­ональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини-тренинг и пр. При этом консультационная бе­седа может быть наполнена различным содержанием и выпол­нять различные задачи - образовательные, психологические, психолого-педагогические [1, 148].

Если семья не является инициатором взаимодействия с педагогом, консультирование может проводиться в за­вуалированной форме. Конечная цель консультационной рабо­ты - с помощью специально организованного процесса обще­ния актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку.

Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые средства работы с семьей (семья­ми) - тренинги [1, 150].

Социально-психологический тренинг определяется как об­ласть практической психологии, ориентированная на исполь­зование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

Надо отметить, что в настоящее время цели проводимых тренинговых программ расширились, и тренинг перестал быть только областью практической психологии, заняв достойное место в социальной педагогике, системе образования. Тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и групповой работы и является одним из самых перспективных методов решения проблемы психолого-педагогического образо­вания родителей. Эта проблема не теряет своей актуальности в течение последних десятилетий. Особенно остро она стоит в от­ношении родителей тех детей, которые имеют проблемы психи­ческого, физического, социального отклонения от нормы [1, 150].


Основные аспекты профилактической работы с младшими школьниками по предотвращению формирования девиантных моделей поведения таковы.

1. Повышение роли семьи.

а) Решение проблемы подготовки будущих родителей к семейной жизни. Эта работа включает большой комплекс направлений. В целом, подготовка молодых людей к семейной жизни включает изучение:

- основы взаимоотношений в семье;

- внутрисемейные конфликты, причины их возникновения, преодоление и предупреждение;

- основы ведения семейного хозяйства, экономика;

- основы семейного воспитания на различных этапах возрастного развития ребенка.

б) Создание благоприятной нравственной обстановки в семье и во внутрисемейных отношениях.

в) Предупреждение ошибок в семейном воспитании. Наиболее характерными ошибками являются следующие:

- антипедагогическое поведение родителей как пример для подражания («ложные авторитеты» подавления, чванства, педантства, резонерства, подкупа и т.д.):

- утрата связи между родителями и детьми;

- попустительско-снисходительный тон, позиция круговой обороны: «наш ребенок всегда прав», активное утверждение достоинства «чада» в его присутствии; педантичная подозрительность; жестко-авторитарный стиль, постоянное увещевание; равнодушие; непоследовательность, несогласованность и т.д..

г) Формирование у ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции. Воспитание с раннего детства волевых качеств, чувства собственного достоинства.

д) Недопущение насилия над ребенком, подавляющего волю, либо, наоборот, формирующего культ силы, стимулирующего воспитание агрессивности к слабым, немощным. Необходимо учитывать рекомендации психологов: не применять физическое наказание детей младше трех лет, так как это влияет на их проявление активности; воздержаться от наказания детей, особенно в присутствии сверстников; нельзя наказывать физически за любую вину девочек старше 10 лет и мальчиков старше 14 лет – это формирует отчуждение, наносит психические травмы; нельзя наказывать хладнокровно, безжалостно, устраивая экзекуцию.

е) Недопущение приобщения детей к алкоголю, курению, азартным играм (через разъяснение, личный пример и т.д.).

ж) Побуждение ребенка к самовоспитанию и обучение его методике работы над собой [12, 130].

2. Повышение воспитательной роли образовательных учреждений включает решение следующих задач:

повышение качества подготовки педагогов;

создание наиболее благоприятной обстановки для педагогической деятельности;


побуждение педагогов к самосовершенствованию;

создание при общеобразовательных учреждениях социальной службы, способствующей индивидуализации работы с детьми и родителями;

развитие системы внеучебной воспитательной работы в условиях школы.

3. Развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы, административных органов по месту жительства: организация методических семинаров для родителей; повышение роли родительских комитетов в связи родителей и учителей; создание попечительских родительских организаций; приобщение родителей к жизни класса, школы, посещение детей на дому и т.д.

4. Управление наиболее целесообразным влиянием на круг общения, взаимодействия ребенка – ограничение негатива, усиление позитива [4, 67-68].

2.2. Содержание профилактической работы с младшими школьниками и их родителями

Выделено три направления профилактической работы с младшими школьниками: работа с детьми; работа с семьей; работа с педагогами.

Содержание работы сформировано на основе исследований Е.Н.Агуповой, М.А.Исаевой.

Содержание социально-педагогической работы по первому направлению (с детьми, склонными к девиантной модели поведения).

В рамках этого направления осуществляется работа по развитию самосознания, формированию навыков общения, формированию свойств учебной деятельности, установлению адекватного социального статуса детей.

Содержание социально-педагогической работы по второму направлению (с родителями, семьей младших школьников) включает в себя информирование родителей о наиболее приемлемых и действенных педагогических приемах, педагогические, психологические, юридические консультации, оптимизацию отношений между детьми и родителями, минимизацию конфликтности, враждебности внутрисемейной ситуации, иными словами, - создание благоприятной психологической ситуации в семье.

Структура программы представлена двумя блоками, каждый из которых имеет свои цели и специфическое содержание.

Блок. 1. Работа с детьми, потенциально склонными к девиантному поведению.

Цель – выявить детей младшего школьного возраста, имеющих потенциальную склонность к девиантному поведению и осуществить их успешную социальную адаптацию и реабилитации в школе.