Файл: Изучение творческого мышления и способов его активизации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 466

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические аспекты изучения творческого мышления в психологической науке

Каждая работа потребует конкретных посылов психологической действительности. В случае творчества такого рода посылом считается созидательное понимание.

Истоки исследования задачи креативного мышления выявляются в работах древних философов (Философ, Философ, Философ), какие выставляли крайне современные с целью этого периода мысли. Увлекательна, к примеру, концепция Платона, в нежели-в таком случае предвосхитившая мысль З.Фрейда, описанная в учении о эросе. Философ предполагает, то что духовно творческий процесс, результатом коего считается вселенная, имеется период духовного созерцания. Подобно данному и людское, творческий процесс имеется только лишь период в набирании высочайшего, легкодоступного люду "умного" созерцания. Желание к данному высочайшему каприз, вид одержимости и имеется "Эрос", какой представляется и равно как эротическое увлечение, желание к появлению на свет, и равно как эротическое увлечение желание к образному творчеству, и, в конечном итоге, равно как увлечение атмосферы - пламенная влечение к безупречному созерцанию великолепного[20].

Существенное воздействие в последующие изучения креативного мышления в психологии проявили мысли Аристотеля, какие пали в базу соединяющей психологии. Ассоцианистский аспект приобрел обширное продвижение в XVII - XVIII столетиях. Некто разъяснял все без исключения интеллектуальные (когнитивные) движения в определениях 2-ух главных элемент:

- мыслей (либо компонентов)

- ассоциаций (либо взаимосвязей) среди ними.

Отличительной особенностью считалось принятие ассоциации в свойстве главной скелетной считанные единицы психологического, организация применялась и равно как пояснительный правило. Разумное объединялось к эмоциональному, недоставал исследование субъекта, его работы, ориентированности, инициативности[22].

Ассоциативная этнопсихология очутилась никак не в пребывании пояснить закономерности хода осмысленного мышления и, в частности креативного мышления. Начальные основы классической экспериментальной соединяющей психологии никак не выдавали ей вероятность исследовать непростые психологические действа, в частности проницательность. Возлюбленная допускала только лишь "осознанное мышление" (умозаключение, умозаключение, умение сопоставления, взаимоотношения), покоряющееся соединяющим законам.

Тем никак не меньше, следует выделить вложение специалистов по психологии-ассоцианистов в изучение психологии креативного мышления. Определенные выделиться законы ассоциаций считается наикрупнейшим достижением эмоциональной урока XIX столетия. Они могут помочь осознать, к примеру, отчего старый навык нередко способен заблокировать креативный аспект к заключению проблемы (задачи), а кроме того пояснить известный обстоятельство эффективной созидательной деятельность юных экспертов, ещё никак не владеющих энциклопедичными познаниями[21].В основе данных законов был изобретен, к примеру, способ гирлянд совпадений и ассоциаций, используемый в настоящее время в эвристике в свойстве способа активизации креативного мышления.

Раздел "этнопсихология мышления" в первый раз акцентируется специалистами по психологии, касающимися к Вюрцбургской школе. В сопоставление ассоцианистам, агенты данной средние учебные заведения (О. Кюльпе, К. Марбе, Н. Ахти) оценивали понимание равно как внутреннюю работа согласно заключению вопросов . Непосредственно в Вюрцбургской школе с целью изучения мышления в первый раз был использован способ опытной интроспекции. Изучения повергли к изобретению парадокса "неприглядного мышления", а кроме того выявили, то что любая организация обусловливается никак не предыдущей ассоциацией, а посылается проблемой - проявление, получившее наименование детерминирующей направленности. Подчеркнув понимание в независимую работа, Вюрцбургская учебное заведение по сути противоположила и отхватила её с фактической работы, мышления, стиля и эмоциональных фигур. Совместно с этим был в существенной грани предрешен область задач, какие позже начали главными в рамках психологии мышления: соответствие наружной и внутренней работы, мышления и стиля, мышления и эмоциональных фигур, детерминирование мышления и его селективность, цель и ресурсы её постановления[23].

Сформулированное Вюрцбургской школой установление мышления равно как хода постановления трудностей положило собственный след в целую дальнейшую эпопею опытной психологии мышления, какую в конкретном значении возможно расценивать равно как эпопею исследования и использования в эмоциональных изучениях мышления разных альтернатив способа трудных обстановок.

Близок к Вюрцбургской школе был и О. Студень, воспринимавший понимание равно как деятельность умственных действий. Формируя собственные взгляды о самый-самом постановлении вопросов, О. Кушанье максимальное роль дает наиболее основной фазе - формированию "единой задачи", что создается в следствии обрабатывания начального использованного материала. Основным её звеном некто представлял акцентирование "настоящих отношений" среди компонентами. Итогом подобного отделения О. Кушанье считал формирование проблематичного ансамбля, в коем:

- выделено свойства знаменитого,

- выделена роль незнакомого,

- выделены отношения между данным и искомым.

Психологи-гуманисты (Г. Олпорт, А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества - мотив личностного роста. По Маслоу -это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей. А. Маслоу разделяет первичную и вторичную креативность. "Первичная креативность соответствует фазе вдохновения, а вторичная — фазе разработки. Последняя требует не только творческой способности как таковой, но во многом опирается также на простую тяжелую работу, на дисциплину художника, тратящего порой полжизни на овладение инструментами, умениями, материалами, пока он, наконец, не сумеет полно выразить то, что видит". При этом, А. Маслоу не выделяет конкретных детерминант креативности, он считает, что их может быть больше тысячи. " Все, что помогает личности двигаться в направлении большего психологического здоровья или более полной человечности, ведет к изменениям личности в целом." [18].

Творческое мышление изучалось также в рамках психометрического подхода. Здесь можно выделить концепцию креативности Дж. Гилфорда и Э.П. Торренса, представляющую креативность как универсальную познавательную творческую способность. Гилфорд выделил два типа мышления: конвергентное и дивергентное. В рамках своей концепции Гилфорд считал операцию дивергенции наряду с операциями преобразования и импликации, основой креативности как общей творческой способности.

Исследованиями уровня креативности и зависимости степени проявления креативности от воздействующих факторов занимался Р. Стернберг. Согласно его концепции интеллектуальное поведение по отношению к внешнему миру может выражаться в адаптации, выборе типа внешней среды или ее преобразовании. Если человек реализует третий тип отношений, то при этом он проявит творческое поведение.

Свершившееся в середине XX в. изобретение ЭВМ, способных решать задачи, которые ранее были доступны только человеческому интеллекту, оказало большое влияние на развитие психологии мышления. Впервые зазвучала идея "искусственного интеллекта", которая нашла отражение в исследованиях А. Ньюэлла и Г. Саймона, М. Минского и Дж. Маккарти. Таким образом, в связи с зарождением информационных технологий исследования творческого мышления стали развиваться также в новом направлении: появился так называемый информационный, или когнитивный, подход.

Когнитивная психология сформировалась на стыке необихевиоризма и гештальт-психологии, объединенных компьютерной метафорой: человек стал рассматриваться как средство переработки информации. Один из основоположников когнитивной психологии, Г. Линдсей, так разъясняют эту позицию: "Мы рассматриваем организм человека как активный преобразователь информации, всегда стремящийся к обобщению и истолкованию поступающих сенсорных данных и к интерпретации и восстановлению информации, хранящейся в его памяти, с помощью разного рода алгоритмов и стратегий"

Таким образом, первоначально в качестве основной задачи в когнитивной психологии выступало изучение преобразования информации, происходящее с момента поступления сигнала до получения ответа. При этом специалисты исходили из уподобления процессов переработки информации человеком и вычислительным устройством. Исследования в этой области связаны также с именем У. Найссера. В 1967 г. вышла его книга "Cognitive Psychology", которая стала в определенном смысле программной. В настоящее же время все больше подчеркивается ограниченность подобного рода аналогий. Тем не менее, нельзя не признать, что методы смежных отраслей знания дали психологам новые способы видения старых проблем

Это направление продолжает развиваться и сейчас. Проводимые в рамках когнитивного подхода исследования объединены тематикой, которую в самом общем виде можно охарактеризовать как анализ различных аспектов мыслительной деятельности индивида, широким использованием экспериментальных данных, а также достаточно общим представлением о значимости, для анализа мыслительной активности методов, разрабатываемых в теории информации и структурной лингвистике[7].

Когнитивный подход унаследовал от бихевиоризма уверенность в значимости контролируемых лабораторных исследований, а также отношение к проблематике научения и памяти как принципиально важной для понимания мышления и поведения.

Суть проблемности он видел в незавершенности этого комплекса. О.Зельцем введено также важное понятие "антиципация", при этом он подчеркивает, что антиципации подлежит только искомое, т.е. неизвестное получает как бы косвенное определение через отношение к известному. Выявление отношений между известным и искомым с последующей антиципацией искомого представляет собой процесс образования общей задачи. Таким образом, О. Зельц процесс мышления считал процессом заполнения разрывов или восстановления недостающих звеньев в этом комплексе, а не цепочкой ассоциаций, как считали представители ассоцианистского подхода.

Нельзя обойти вниманием и психоаналитический подход к исследованию творческого мышления. В рамках этого подхода впервые была предпринята попытка выделения фактора, лежащего в основе мыслительной активности.

Основатель психоанализа и приверженец энергетической теории человека З.Фрейд считал, что творческий продукт является результатом косвенного выражения сексуальной и агрессивной энергии, которой не дали выразить себя более прямым путем. А. Адлер смещает акценты с сексуальной сферы на социальную, а творчество трактовал как специфический способ компенсации комплекса неполноценности. К. Юнг рассматривал стремление к творчеству как часть базовой энергии либидо. В самом же феномене творчества он видел проявление архетипов коллективного бессознательного, пропущенных сквозь призму индивидуального опыта и восприятия творца.

1.1 Творческое мышление в трудах отечественных и зарубежных психологов

1.2 Общая характеристика творческого мышления. Критерии и основные стадии.

1.3 Способы активизации творческого мышления у субъекта

Глава 2. Эмпирическое исследование творческого мышления подростков

Способностью к творческому мышлению в какой-то мере обладает, наверное, каждый. В детстве, когда преобладает образное мышление, эта способность часто проявляется в рисунках, лепках, построениях из подручных материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи, а в зрелом она, как правило, помогает решать прикладные задачи разного уровня (от повседневных до научно- технических и т.д.). Тем не менее, не каждого человека мы можем назвать личностью творческой.

Творческим обычно называют человека, совершившего научное открытие, гениальное изобретение или создавшего произведение искусства, т.е. совершившего творческий акт, который был высоко оценен большинством, а также человека неординарного в своем восприятии действительности и реакции на нее.

Последняя формулировка достаточно "скользкая", ибо под это определение попадают люди с психическими отклонениями. Впрочем, наличие душевной болезни не исключает возможности проявления высоких творческих способностей, что подтверждается примерами Наполеона, Гоголя и других. Следует оговориться, что в свое время даже выдвигалась гипотеза о наличии прямой зависимости гениальности и безумия (Ч. Ломброзо, Д. Карлсон), однако позднейшие исследования (например, Т. Саймонтона) ее не подтвердили .

Долгое время способности к интеллектуальному творчеству исследовались так, как подсказывал здравый смысл: чем выше уровень умственных способностей, тем больше творческая отдача человека.

Основоположником эмпирического подхода к исследованию индивидуальных качеств ворческой личности является Ф. Гальтон, который совместно с Ч. Пирсоном заложил основы психометрики и психодиагностики. А впервые применили психометрический метод для исследования креативности Дж. Гилфорд и Э.П.

Торренс. Они провели ряд исследований взаимосвязи интеллекта и креативности с применением тестов, где под креативностью понималась прежде всего способность к дивергентному мышлению. В результате эмпирических исследований Гилфорд и Торренс сделали вывод о наличии положительной корреляции между уровнями IQ и креативности. При этом они утверждали, что более высокий уровень интеллекта, обуславливает большую вероятность того, что у испытуемого будут высокие показатели по тестам креативности, хотя у лиц, продемонстрировавших высокоразвитый интеллект, могут встречаться низкие показатели креативности.

В то же время их исследования показали, что при низком IQ высокая дивергентная продуктивность никогда не обнаруживалась. Торренс даже предложил теорию интеллектуального порога, которая состоит в том, что при IQ ниже 115 -120 баллов интеллект и креативность неразличимы и образуют единый фактор, а при IQ выше 120 – творческие способности и интеллект становятся независимыми факторами. Однако опубликованные вскоре результаты исследований Гетцельса и Джексона представляют данные, свидетельствующие об отсутствии корреляции между показателями интеллекта и креативности.

Более поздние исследования М. Воллаха и Н. Когана, которые также применяли тестовый метод, но при этом модифицировали его в соответствии со своим пониманием условий, благоприятных для проявления креативности: они сняли лимиты времени, вели к минимуму соревновательность участников в ходе выполнения тестов и сняли ограничение единственного критерия правильности ответа.

В результате они пришли к выводу, что при соблюдении в ходе исследования условий, наиболее приближенных к обычным жизненным ситуациям, корреляция креативности и тестового интеллекта будет близка к нулю.

Действительно, человек может быть интеллектуалом и не быть креативом, и наоборот. Так, например, Левинсон-Лессинг разделял творчески мало продуктивных ученых-эрудитов, называя их "ходячими библиотеками", и творчески продуктивных ученых, не отягощенных переизбытком оперативных знаний, обладающих мощно развитой фантазией и блестяще реагирующих на всякого рода намеки.

2.1 Методы и методики. Организация эмпирического исследования

2.2 Первичная диагностика творческого мышления подростков

2.3 Активизация творческого мышления методом «мозгового штурма»

2.4 Контрольное исследование творческого мышления подростков

Выводы по главе 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Суть проблемности он видел в незавершенности этого комплекса. О.Зельцем введено также важное понятие "антиципация", при этом он подчеркивает, что антиципации подлежит только искомое, т.е. неизвестное получает как бы косвенное определение через отношение к известному. Выявление отношений между известным и искомым с последующей антиципацией искомого представляет собой процесс образования общей задачи. Таким образом, О. Зельц процесс мышления считал процессом заполнения разрывов или восстановления недостающих звеньев в этом комплексе, а не цепочкой ассоциаций, как считали представители ассоцианистского подхода.

Нельзя обойти вниманием и психоаналитический подход к исследованию творческого мышления. В рамках этого подхода впервые была предпринята попытка выделения фактора, лежащего в основе мыслительной активности.

Основатель психоанализа и приверженец энергетической теории человека З.Фрейд считал, что творческий продукт является результатом косвенного выражения сексуальной и агрессивной энергии, которой не дали выразить себя более прямым путем. А. Адлер смещает акценты с сексуальной сферы на социальную, а творчество трактовал как специфический способ компенсации комплекса неполноценности. К. Юнг рассматривал стремление к творчеству как часть базовой энергии либидо. В самом же феномене творчества он видел проявление архетипов коллективного бессознательного, пропущенных сквозь призму индивидуального опыта и восприятия творца.

1.1 Творческое мышление в трудах отечественных и зарубежных психологов

Творческое мышление как самостоятельный объект научных исследований появился в рамках психологии мышления. Данную проблему исследовали как отечественные психологи, так и зарубежные.

В зарубежной психологии одним из первых, кто наиболее полно предпринял попытку дать ответ на вопрос о том, что такое творческое мышление, был Дж. Гилфорд. В работах посвященных креативности (творческому мышлению), он изложил свою концепцию, согласно которой уровень развития креативности определяется доминированием в мышлении четырех особенностей.

Во - первых, это оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне. Человек, способный к творчеству, почти всегда и везде стремится найти свое собственное решение.


Во - вторых, творческого человека отличает семантическая гибкость, то есть способность видеть объект под новым углом зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объекта.

В - третьих, в творческом мышлении всегда присутствует такая черта, как образная адаптивная гибкость, то есть способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые стороны.

В - четвертых, человек с творческим мышлением отличается от других людей способностью продуцировать разные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит предпосылок к формированию новых идей. Такая способность творческого мышления была названа Дж. Гилфордом семантической спонтанной гибкостью.

Еще одна ключевая фигура зарубежной психологии творческого мышления - П. Торренс. Он провел изучение креативного мышления и получил следующие результаты: креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также возрастает в первые три года обучения в школе, уменьшается в последующие несколько лет и затем получает толчок к развитию. Креативность неоднозначно зависит от образования. Большинство детей теряют свое спонтанное бесстрашие, eсли они становятся «окультуренными».

В отечественной психологии проблема понимания и изучения творческого мышления, его структуры и механизмов находится в фокусе внимания трех теорий мышления: смысловой теории мышления (СТМ) О.К. Тихомирова (1969, 1984; Традиции..., 1999), теории проблемных ситуаций А.М. Матюшкина (2003), структурно-уровневой теории творческого мышления Я.А. Пономарева (1960, 1976; Психология., 2006). Авторы данных подходов разделяли разные теоретико-психологические позиции [21].

Теоретическим основанием СТМ Тихомирова послужила деятельностная концепция А.Н. Леонтьева (1964, 1975). По мнению О.К. Тихомирова, создание нового продукта в процессе творческого мышления сопрягается с появлением новообразований в самой познавательной деятельности, направленной на его создание. Данные новообразования касаются мотивации, целей и содержаний этой работы.

Фундаментом «Теории проблемных ситуации» А.М. Матюшкина
выступили идеи С.Л. Рубинштейна (1989) о мышлении как субъектном процессе. Проблемная ситуация характеризует психическое состояние субъекта (ученика), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе действия с предметом или об условиях выполнения действия. Основным условием принятия проблемной ситуации является наличие у субъекта потребности в раскрываемом новом отношении, свойстве или способе действия. 


Данная теория опирается на следующие положения:

  1. процесс мышления имеет своим источником проблемную ситуацию;
  2. проблемное мышление осуществляется, прежде всего, как процесс решения проблемы;
  3. условиями развития мышления является приобретение новых знаний путем решения проблемы;
  4. закономерности мышления и закономерности усвоения новых знаний в значительной степени совпадают

Проблемная ситуация включает три главных компонента:

  • необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действия;
  • неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации;
  • возможности учащихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного. Ни слишком трудное, ни слишком легкое задание не вызовет проблемной ситуации

Структурно-уровневая теория творческого мышления Я.А. Пономарева опирается на принципы системного подхода.

Он утверждал следующее: «Единство взаимодействия и развития представляет творчество – механизм движения». Творчество, по мнению ученого, полиформно, многоаспектно. Именно поэтому существует такое большое количество различных определений творчества, которые должны быть научно классифицированы, что будет способствовать переходу психологии творчества от второго – эмпирического – типа знания к третьему – действенно–преобразующему[5].

Понамарев Я.А разработал структурно-уровневую модель центрального звена психологического механизма творчества. Изучая умственное развитие детей и решение задач взрослыми, ученый пришел к выводу, что результаты опытов дают право схематически изобразить центральное звено психологического интеллекта в виде двух проникающих одна в другую сфер. Внешние границы этих сфер можно представить как абстрактные пределы (асимпто­ты) мышления. Снизу таким пределом окажется интуитивное мышление (за ним про­стирается сфера строго интуитивного мышления животных). Сверху — логическое (за ним простирается сфера строго логического мышления компьютеров).

Критерием творческого акта, по Пономареву, является уровневый переход: по­требность в новом знании складывается на высшем структурном уровне организации творческой деятельности; средства удовлетворения этой потребности складываются на низких структурных уровнях. Эти средства включаются в процесс, происходящий на высшем уровне, что приводит к возникновению нового способа взаимодействия субъекта с объектом и возникновению нового знания[13]. Тем самым творческий продукт предполагает включение интуиции и не может быть получен на основе логического вывода.


Пономарев рассматривает творческий акт как включенный в контекст интеллек­туальной деятельности по следующей схеме: на начальном этапе постановки пробле­мы активно сознание, затем, на этапе решения, активно бессознательное, а отбором и проверкой правильности решения (на третьем этапе) вновь занимается сознание.

Итак, творческое мышление - это вид мышления, связанный с открытием или созданием чего - либо нового. Для проявления творческого мышления необходимо соблюдать определенные условия, непосредственно влияющие на полное раскрытие творческих способностей человека.

1.2 Общая характеристика творческого мышления. Критерии и основные стадии.

« Творческое мышление — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением » - О.К. Тихомиров.

Творческое мышление проходит несколько фаз. Я. А. Пономарев выделяет четыре фазы творческого процесса:

1) сознательная работа (подготовка); особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи;

2) бессознательная работа; созревание, инкубация направляющей идеи (работа на уровне подсознания);

3) переход бессознательного в сознание; этап вдохновения; в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения; первоначально в виде гипотезы, в виде принципа или замысла;

4) сознательная работа; развитие идеи, окончательное оформление идеи.

В основу выделения фаз Пономарев закладывает:

- переход от сознательного поиска к интуитивному решению;

- эволюция интуитивного решения в логически завершенное.

Жариков Е.С. приводит следующие характеристические черты творческого мышления:

1) эвристичность - способность решать задачи, требующие открытия закономерностей, свойств, отношений;

2) креативность - умение создавать новые вещи и новые методы;

3) мобильность - способность переходить в смежные сферы науки, решать комплексные проблемы;

4) независимость - способность противостоять сложившимся в науке традициям и взглядам, мешающим получению принципиально нового знания;


5) экспрезентность - умение видеть перспективу изучаемого объекта на основе ограниченной информации о предмете рассмотрения, предсказывать его будущее состояние, строить гипотезы о его прошлых состояниях;

6) системность - способность охватывать объект как целое;

7) разумность - способность диалектически отрицать старые системы знаний, мешающие качественному изменению науки;

8) открытость - способность принимать и преломлять любые идеи;

9) антиномичность - видеть единство противоположенностей или исключающих друг друга определений предмета;

10) способность к обобщению материала, позволяющая подниматься от эмпирической конкретности к выводам об общих свойствах[11].

Существуют следующие критерии творческого мышления:

1. Творческой называется такая деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта.

2. К критерию новизны продукта обычно добавляют критерий новизны процесса, с помощью которого этот продукт был получен (новый метод, прием, способ действия).

3. Процесс или результат мыслительного акта называют творческим только в том случае, если он не мог быть получен в результате простого логического вывода или действия по алгоритму. В случае подлинного творческого акта преодолевается логический разрыв на пути от условий задачи к ее решению. Преодоление этого разрыва возможно за счет иррационального начала, интуиции.

4. Творческое мышление связывают обычно не столько с решением уже поставленной кем-то задачи, сколько со способностью самостоятельно увидеть и сформулировать проблему.

5. Важным психологическим критерием творческого мышления является наличие ярко выраженного эмоционального переживания, предшествующего моменту нахождения решения.

6. Творческий мыслительный акт обычно требует устойчивой и длительной или более кратковременной, но очень сильной мотивации.

Эмпирическое изучение творческого мышления в современной психологии проводится с использованием следующих методов:

Анализ процесса решения так называемых малых творческих задач, или задач на смекалку, требующих, как правило, переформулирования задачи или выхода за пределы тех ограничений, которые субъект сам на себя накладывает.

Использование наводящих задач. В этом случае изучается чувствительность человека к подсказке, содержащейся в наводящей задаче, которая решается легче, чем основная, но построена по тому же принципу и поэтому может помочь в решении основной[11].