Файл: Изучение творческого мышления и способов его активизации.pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 465
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения творческого мышления в психологической науке
- ассоциаций (либо взаимосвязей) среди ними.
- выделено свойства знаменитого,
- выделены отношения между данным и искомым.
1.1 Творческое мышление в трудах отечественных и зарубежных психологов
1.2 Общая характеристика творческого мышления. Критерии и основные стадии.
1.3 Способы активизации творческого мышления у субъекта
Глава 2. Эмпирическое исследование творческого мышления подростков
2.1 Методы и методики. Организация эмпирического исследования
2.2 Первичная диагностика творческого мышления подростков
2.3 Активизация творческого мышления методом «мозгового штурма»
2.4 Контрольное исследование творческого мышления подростков
Перейдем к более подробному сравнительному анализу индексов творческого мышления первичного и вторичного тестирования.
Индекс оригинальности, что в первой и во второй диагностики оказался стабильным (0,63). Ответы испытуемых были не стандартными и необычными. Данный индекс свидетельствует, о способности респондентов создавать и предлагать уникальные, не похожие на другие идеи. Однако данный показатель остался неизменным, после проведения «мозгового штурма» [26].
Индекс уникальности при повторном тестировании стал выше. На первом этапе исследования лишь пять человек выдвигали уникальные ответы, которые не нашли совпадений с ключом методики. При повторной диагностики, таких подростков стало восемь.
Количество ответов также возросло.
Таким образом, после проведения «мозгового штурма» уровень творческого мышления респондентов стал выше среднего. Работа в подгруппах помогла некоторым подросткам снять зажатость и стеснение, это наблюдалось при повторном обследовании вербальной креативности. У данных респондентов улучшились результаты, они предложили больше ответов, чем в первый раз. Их ответы были оригинальными, нестандартными. Таким образом, можно утверждать, что проведение «мозгового штурма» оказало положительное влияние на уровень развития творческого мышления подростков.
Выводы по главе 2
Во второй части курсовой работы, нами было проведено эмпирическое исследование. Само исследование состояло из трех этапов: первичная диагностика, проведение «мозгового штурма», вторичное обследование респондентов.
В результате первичной диагностики, мы выявили, что уровень творческого мышления подростков средний и ниже среднего. Это говорит о нежелании или неумении подростков излагать собственные мысли. Возможно, это спровоцировано стеснением выразить мысли, отличающиеся от остальных. Этот показатель говорит о способности генерировать новые оригинальные идеи, однако придумывать что-то полностью отличающееся от других идей, проявлять креативность в высшей степени, может меньшее количество респондентов всего 5 подростков.
На втором этапе исследования, мы провели «мозговой штурм», с целью активизации вербальной креативности. Респондентов поделили на две подгруппы и раздали задания. В целом тренинг прошел результативно, участники проявили активность и заинтересованность.
И на последнем этапе, осуществили повторное обследование творческого мышления респондентов. В результате, которого была выявлена положительная динамика уровня вербальной креативности (уровень выше среднего). То есть проведение «мозгового штурма» оказало положительное влияние на результаты испытуемых. Многие испытуемые улучшили свои показатели. Предлагали неординарные и интересные идеи, количество ответов также возросло. Все индексы вербальной креативности улучшились, однако индекс оригинальности ответов остался неизменным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная курсовая работа была посвящена изучению творческого мышления и методов его активизации. В результате, которой был осуществлен теоретический анализ психологической литературы по данной теме, а так же проведено эмпирическое исследование.
В результате теоретического анализа мы получили следующие выводы:
- творческое мышление изучается в психологии очень давно и до сих пор эта проблема является одной из актуальных и спорных в науке. В зарубежной психологии творческое мышление отождествляют с понятием «креативность» - Дж. Гилфорд, П. Торренс.
- в отечественной психологии проблема творческого мышления развивалась в русле трех концепций: смысловая теория мышления (СТМ) О.К. Тихомирова, теория проблемных ситуаций А.М. Матюшкина и структурно-уровневая теория творческого мышления Я.А. Пономарева.
- основной вклад в разработку данного вопроса внес Я.А. Пономарев. В рамках своей структурно-уровневой теории, говорил об уровневой структуре творческого мышления, где внешние границы это абстрактные пределы (асимптоты) мышления. Снизу таким пределом окажется интуитивное мышление и сверху — логическое[25].
- базовые методы активизации творческого мышления принято делить на две группы: эвристические методы (поисковые) и алгоритмические, то есть осуществляются с помощью алгоритмов. К эвристическим относят следующие методы активизации творческого мышления – «мозговой штурм», синектика, метод конечных вопросов, метод записной книжки Хефеле. Алгоритмические методы – теория решения изобретательных задач, метод морфологического ящика.
Во второй части курсовой работы, нами было проведено эмпирическое исследование. Само исследование состояло из трех этапов: первичная диагностика, проведение «мозгового штурма», вторичное обследование респондентов. В результате которго получили следующие результаты:
- первичная диагностика: уровень творческого мышления подростков средний и ниже среднего. Это говорит о нежелании или неумении подростков излагать собственные мысли. Возможно, это спровоцировано стеснением выразить мысли, отличающиеся от остальных. Этот показатель говорит о способности генерировать новые оригинальные идеи, однако придумывать что-то полностью отличающееся от других идей, проявлять креативность в высшей степени, может меньшее количество респондентов всего 5 подростков.
- на втором этапе исследования, мы провели «мозговой штурм», с целью активизации вербальной креативности. Респондентов поделили на две подгруппы и раздали задания. В целом тренинг прошел результативно, участники проявили активность и заинтересованность.
- на последнем этапе, осуществили повторное обследование творческого мышления респондентов. В результате, которого была выявлена положительная динамика уровня вербальной креативности (уровень выше среднего). То есть проведение «мозгового штурма» оказало положительное влияние на результаты испытуемых. Многие испытуемые улучшили свои показатели. Предлагали неординарные и интересные идеи, количество ответов также возросло. Все индексы вербальной креативности улучшились, однако индекс оригинальности ответов остался неизменным.
Итак, творческое мышление — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Активизация мышления - это действие, которое влечёт за собой активизацию мыслительной деятельности и ускоряет мыслительный процесс.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. — М., 1980.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростов. ун-та, 1983. - 173 с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. - М.: Наука, 1983. С. 182 - 195.
- Брушлинский А.В., Тихомиров О.К. О тенденциях развития современной психологии мышления // Национальный психологический журнал. -2013. - №2 (10). - С. 9-17.
- Выготский Л.C. Мышление и речь. -М.: Просвещение, 1996.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М, Просвещение, 1991г.-123с.
- Гальперин П.Я. Котик Н.Р. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии 1982. №5. С. 80-84.
- Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта//Психология мышления, М, Прогресс, 1965г.
- Голицын Г.А. Информационный подход в психологии творчества // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. - М.: Наука, 1983. С. 210 - 231.
- Грецов А.Г. Лучшие упражнения для развития креативности: учебно-методическое пособие./А.Г.Грецов - СПБ.: СПбНИИ физической культуры,2006. - 44 с.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - С. - П. “Питер”,1999
- Дышлевый П.С., Яценко Л.В. Регуляция творческой деятельности /Философско-методические проблемы/. - Воронеж: Изд-во Ворон. ун-та , 1986. - 211с.
- Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности./Е.П.Ильин - СПб.: Питер, 2009. - 390 с.
- Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - Спб.: Питер, 2005. - 583 с.: ил.-(Серия «Учебник нового века»).
- Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 1972.
- Меерович М, Шрагина Л. Технология творческого мышления.М, Альпина Бокс, 2008, 494с.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 688 с.
- Никитин Б. П. Ступеньки творчества. - 3 - е изд., доп.- М.: Просвещение, 1990. - 160 с.: ил.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. - М.: Издательство "Наука", 1976. - 302 с.
- Пономарев Я.А. Перспективы развития психологии творчества.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб.: "Питер", 1999. - 720 с.: (Серия "Мастера психологии")
- Симановский А.Э. развитие творческого мышления.- Ярославль: «Академия развития», 1996. - 192 с., ил.
- Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.: МГУ, 1984. - 270 с.
- Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Методическое руководство, 1998г, 170с.
- Хекахаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т.2. М.: Педагогика, 1986. С.234-248.
- Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии./М.Г.Ярошевский.//Вопросы психологии. - 1985. - № 6. - С. 23-29.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Стимульный материал:
1. |
случайная |
гора |
долгожданная |
2. |
вечерняя |
бумага |
стенная |
3. |
обратно |
родина |
путь |
4. |
далеко |
слепой |
будущее |
5. |
народная |
страх |
мировая |
6. |
деньги |
билет |
свободное |
7. |
человек |
погоны |
завод |
8. |
дверь |
доверие |
быстро |
9. |
друг |
город |
круг |
10. |
поезд |
купить |
бумажный |
11. |
цвет |
заяц |
сахар |
12. |
ласковая |
морщины |
сказка |
13. |
певец |
Америка |
тонкий |
14. |
тяжелый |
рождение |
урожайный |
15. |
много |
чепуха |
прямо |
16. |
кривой |
очки |
острый |
17. |
садовая |
мозг |
пустая |
18. |
гость |
случайно |
вокзал |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица №1
Результаты первичной диагностики творческого мышления подростков
Номер респондента |
Значение индекса оригинальности |
Значение индекса уникальности |
Количество ответов |
1 |
0,78 |
39 |
30 |
2 |
0,76 |
35 |
28 |
3 |
0,77 |
33 |
27 |
4 |
0,75 |
22 |
27 |
5 |
0,74 |
22 |
21 |
6 |
0, 72 |
20 |
20 |
7 |
0,69 |
15 |
20 |
8 |
0,67 |
15 |
18 |
9 |
0,67 |
14 |
19 |
10 |
0,64 |
10 |
15 |
11 |
0,60 |
10 |
14 |
12 |
0, 63 |
9 |
13 |
13 |
0,60 |
8 |
13 |
14 |
0,51 |
7 |
10 |
15 |
0,50 |
8 |
11 |
16 |
0,50 |
7 |
10 |
17 |
0,89 |
47 |
44 |
18 |
0,86 |
45 |
41 |
19 |
0,84 |
44 |
42 |
20 |
0,81 |
39 |
40 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Таблица №3
Процентильная шкала
Процент людей, результаты которых превышают указанный уровень |
0% |
20% |
40% |
60% |
80% |
100% |
Индекс оригинальности |
1,00 |
0,94 |
0,91 |
0,86 |
0,81 |
0,61 |
Индекс уникальности |
19 |
6 |
4 |
3 |
2 |
0 |
Индекс продуктивности |
49 |
20 |
15 |
12 |
10 |
1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Таблица №4
Результаты повторной диагностики творческого мышления подростков
Номер респондента |
Значение индекса оригинальности |
Значение индекса уникальности |
Количество ответов |
1 |
0,78 |
35 |
37 |
2 |
0, 76 |
32 |
37 |
3 |
0,74 |
30 |
30 |
4 |
0,74 |
29 |
30 |
5 |
0,70 |
26 |
25 |
6 |
0,58 |
20 |
16 |
7 |
0,54 |
15 |
16 |
8 |
0, 58 |
20 |
20 |
9 |
0,52 |
12 |
15 |
10 |
0,51 |
7 |
13 |
11 |
0,49 |
6 |
10 |
12 |
0,89 |
47 |
44 |
13 |
0,86 |
45 |
41 |
14 |
0,78 |
39 |
30 |
15 |
0,76 |
35 |
28 |
16 |
0,61 |
33 |
25 |
17 |
0,84 |
44 |
42 |
18 |
0,81 |
39 |
40 |
19 |
0,77 |
33 |
27 |
20 |
0,75 |
22 |
27 |