Файл: Изучение творческого мышления и способов его активизации.pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 451
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения творческого мышления в психологической науке
- ассоциаций (либо взаимосвязей) среди ними.
- выделено свойства знаменитого,
- выделены отношения между данным и искомым.
1.1 Творческое мышление в трудах отечественных и зарубежных психологов
1.2 Общая характеристика творческого мышления. Критерии и основные стадии.
1.3 Способы активизации творческого мышления у субъекта
Глава 2. Эмпирическое исследование творческого мышления подростков
2.1 Методы и методики. Организация эмпирического исследования
2.2 Первичная диагностика творческого мышления подростков
2.3 Активизация творческого мышления методом «мозгового штурма»
2.4 Контрольное исследование творческого мышления подростков
Использование «многослойных» задач. Испытуемому дается целая серия однотипных задач, имеющих достаточно простые решения. Не очень творческий человек будет просто решать такие задачи, каждый раз заново находя решения. Творческий человек проявит «интеллектуальную инициативу» и попытается открыть более общую закономерность, лежащую в основе каждого отдельного решения.
Методы экспертных оценок для определения творчески работающих людей в той или иной области науки, искусства или практической деятельности.
Анализ продуктов деятельности для определения степени новизны и оригинальности.
Некоторые шкалы личностных опросников и проективных тестов могут давать информацию о выраженности творческого начала в мышлении человека.
Специальные тесты креативности, основанные на решении задач так называемого открытого типа, т. е. таких, которые не имеют какого-то одного правильного решения и допускают неограниченное число решений.
1.3 Способы активизации творческого мышления у субъекта
Активизация мышления - это действие, которое влечёт за собой активизацию мыслительной деятельности и ускоряет мыслительный процесс.
Цель таких методов - устранение, так называемой инерции мышления, препятствующей всестороннему глубокому рассмотрению проблемы. Эти методы позволяют значительно увеличить число выдвигаемых идей и повышают производительность этого процесса.
На сегодняшний момент существует более тридцати методов активизации творческого мышления. Многие авторы эмпирически открывают новые творческие приемы и инструменты творчества, описывают их как самостоятельные методы активизации творчества, создают их новые модификации и улучшают уже существующие.
Методы активизации творческого мышления объединяют в две группы: эвристические методы (поисковые) и алгоритмические, то есть осуществляются с помощью алгоритмов.
К эвристическим относят следующие методы активизации творческого мышления – «мозговой штурм», синектика, метод конечных вопросов, метод записной книжки Хефеле.
Алгоритмические методы – теория решения изобретательных задач, метод морфологического ящика.
Рассмотрим подробнее основные методы.
Метод «мозгового штурма», брейнсторминг или «мозговая атака» предложил А.Осборн в 40-х годах, представляет собой способ организации групповой генерации идей, основанный на дифференциации механизмов интуиции и логики.
Цель данного метода – получить от группы лиц как можно больше идей за короткий срок.
Мозговой штурм основан на двух основополагающих принципах:
Первый принцип - количество порождает качество. И второй принцип - отсроченная оценка идей. Эти принципы регулируется четырьмя основными правилами для участников «мозговой атаки»:
1. Запрещается всякая критика;
2. Приветствуются самые необычные и фантастические идеи;
3. Количество идей важнее качества;
4. Идеи комбинируются и улучшаются.
Следующий метод, который разработал У.Гордон, (1952г.) называется «Синектика». Термин «синектика» обозначает совмещение в процессе поиска решения проблемы разнородных, порой даже несовместимых элементов[16].
Подход основан на следующих допущениях:
1) творческая эффективность людей может быть существенным образом повышена, если они поймут суть психологического процесса, которым оперируют;
2) в творческом процессе эмоциональный и иррациональный компонент более важен, чем интеллектуальный и рациональный.
Метод «синектика» основан на свойстве человеческого мозга устанавливать связи между словами, понятиями, чувствами, мыслями, впечатлениями, т. е. устанавливать ассоциативные связи. Это приводит к тому, что отдельное слово, наблюдение и т. п. могут вызвать в сознании воспроизведение раннее пережитых мыслей, восприятий, и "включить" богатую информацию прошлого опыта для решения поставленной задачи. Аналогия является хорошим возбудителем ассоциаций, которые в свою очередь стимулируют творческие возможности.
На начальном этапе "Синектики" аналогии используются для наиболее четкого выявления и усвоения участниками сути решаемой проблемы. Происходит отказ от очевидных решений. Затем в процессе специально организованного обсуждения определяются главные трудности и противоречия, препятствующие решению. Вырабатываются новые формулировки проблемы, определяются цели. В дальнейшем при помощи специальных вопросов, вызывающих аналогии, осуществляется поиск идей и решений. Полученные решения подвергаются оценке и проверке. При необходимости происходит возврат к проблеме для повторного ее обсуждения и развития полученных ранее идей.
Для успешного использования аналогий в решении творческих задач требуется специальная подготовка, а также способность человека к фантазии и образному мышлению.
Метод записной книжки Хефеле предполагает предварительное ознакомление всех участников поиска решения проблемы с задачей и выдачи им записных книжек. Все привлеченные специалисты записывают в эти записные книжки все идеи, которые им приходят в процессе работы над решением задачи. Одновременно им выдаются опросные листы со списком контрольных вопросов. Через некоторое время записные книжки собираются и проводится анализ полученных ответов[25].
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) разработана нашим ученым, писателем-фантастом Г. Альтшулером и его учениками. Эта теория включает большое количество инструментальных средств, каждое из которых в отдельности или в совокупности с другими решает задачи модернизации и усовершенствования объектов, а также их дизайна. Эти средства включают: законы развития технических систем, приемы устранения технических противоречий, банки данных физико-технических, химических, геометрических, биологических, психологических и других эффектов, вещественно-полевые ресурсы, стандарты и алгоритмы решения изобретательских задач. В общем случае ТРИЗ предполагает следующий алгоритм работы:
анализ исходной ситуации;
анализ задачи;
анализ модели задачи;
разрешение физического противоречия;
анализ возможности устранения физического противоречия;
развитие полученного решения;
анализ хода решения.
Метод морфологического ящика (морфологический анализ) предложил швейцарским астрономом Фрицем Цвики. Данный метод служит для выявления новых вариантов решения технической системы путем комбинирования разновидностей исполнения ее подсистем, частей и элементов.
Метод реализуется путем построения двумерной морфологической матрицы (таблицы) или ящика (многомерный пространственный элемент), строки и столбцы которых заполняются альтернативными вариантами исполнения составляющих системы. Затем последовательно выбираются варианты подсистемы и рассматриваются в сочетании с вариантом исполнения других составных частей системы. Из полученного массива решений выбирается лучшее, соответствующее требованиям технического задания.
Алгоритм решения проблемы посредством метода морфологического ящика следующий:
- Предельно точно сформулировать проблему
- Выявить и охарактеризовать все параметры возможных решений (определить классификационные признаки и их значения)
- Сконструировать морфологический ящик, который будет содержать все решения проблемы, оформив его в виде морфологической таблицы или каким-либо иным образом
- Проанализировать решения, содержащиеся в морфологическом ящике с точки зрения поставленных целей (целевой функции)
- Выбрать и реализовать наилучшее решение (наилучшие решения)
В данном параграфе мы изучили основные методы активизации творческого мышления, к которым относят следующие: метод мозгового штурма, синектика, метод конечных вопросов, метод записной книжки Хефеле и группа алгоритмических методов – теория решения изобретательных задач, метод морфологического ящика.
В главе 1 были рассмотрены теоретические аспекты творческого мышления, в результате чего мы пришли к следующим выводам.
Творческое мышление изучается в психологии очень давно и до сих пор эта проблема является одной из актуальных и спорных в науке. В зарубежной психологии творческое мышление отождествляют с понятием «креативность» - Дж. Гилфорд, П. Торренс.
В отечественной психологии проблема творческого мышления развивалась в русле трех концепций: смысловая теория мышления (СТМ) О.К. Тихомирова, теория проблемных ситуаций А.М. Матюшкина и структурно-уровневая теория творческого мышления Я.А. Пономарева.
Основной вклад в разработку данного вопроса внес Я.А. Пономарев. В рамках своей структурно-уровневой теории, говорил об уровневой структуре творческого мышления, где внешние границы это абстрактные пределы (асимптоты) мышления. Снизу таким пределом окажется интуитивное мышление и сверху — логическое.
Также были изучены базовые методы активизации творческого мышления. Данные методы принято делить на две группы: эвристические методы (поисковые) и алгоритмические, то есть осуществляются с помощью алгоритмов.
К эвристическим относят следующие методы активизации творческого мышления – «мозговой штурм», синектика, метод конечных вопросов, метод записной книжки Хефеле.
Алгоритмические методы – теория решения изобретательных задач, метод морфологического ящика.
Итак, творческое мышление — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию.