Файл: Изучение творческого мышления и способов его активизации.pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 459
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения творческого мышления в психологической науке
- ассоциаций (либо взаимосвязей) среди ними.
- выделено свойства знаменитого,
- выделены отношения между данным и искомым.
1.1 Творческое мышление в трудах отечественных и зарубежных психологов
1.2 Общая характеристика творческого мышления. Критерии и основные стадии.
1.3 Способы активизации творческого мышления у субъекта
Глава 2. Эмпирическое исследование творческого мышления подростков
2.1 Методы и методики. Организация эмпирического исследования
2.2 Первичная диагностика творческого мышления подростков
2.3 Активизация творческого мышления методом «мозгового штурма»
2.4 Контрольное исследование творческого мышления подростков
Более поздние исследования М. Воллаха и Н. Когана, которые также применяли тестовый метод, но при этом модифицировали его в соответствии со своим пониманием условий, благоприятных для проявления креативности: они сняли лимиты времени, вели к минимуму соревновательность участников в ходе выполнения тестов и сняли ограничение единственного критерия правильности ответа.
В результате они пришли к выводу, что при соблюдении в ходе исследования условий, наиболее приближенных к обычным жизненным ситуациям, корреляция креативности и тестового интеллекта будет близка к нулю.
Действительно, человек может быть интеллектуалом и не быть креативом, и наоборот. Так, например, Левинсон-Лессинг разделял творчески мало продуктивных ученых-эрудитов, называя их "ходячими библиотеками", и творчески продуктивных ученых, не отягощенных переизбытком оперативных знаний, обладающих мощно развитой фантазией и блестяще реагирующих на всякого рода намеки.
2.1 Методы и методики. Организация эмпирического исследования
В подростковом возрасте творческое мышление учащихся развивается неравномерно. От 6 к 7 классу имеет место положительная динамика, а от 7 к 8 классу происходит спад в развитии, выраженный в снижении значений показателей гибкости, беглости и оригинальности. Для того, что бы динамика творческого мышления была положительной, необходимо в процессе обучения проводить активизацию мышления.
Цель эмпирического исследования - диагностика творческого мышления подростков, до и после его активизации.
Характеристика испытуемых: группа из 20 подростков в возрасте от 14-16 лет.
Методы исследования: для проведения эмпирического исследования мы выбрали методику «Тест вербальной креативности С. Медника» в адаптации Л. Г. Алексеевой, Т. В. Галкиной (подростковый вариант), а способом активизации творческого мышления стал метод «мозгового штурма».
Наше исследование мы состояло из трех этапов:
1 этап: Первичная диагностика творческого мышления подростков. На данном этапе испытуемым предъявлялся бланк из серий №1 (см. Приложение 1) методики «Тест вербальной креативности С. Медника» и вслух зачитывалась инструкция: «Вам предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов (составляю некоторое словосочетание).
Например, для тройки слов громкая, правда, медленно словом-ответом будет служить слово говорить (громко говорить, говорить правду, медленно говорить). Вы можете также изменять слова грамматически и использовать предлоги, например, для слов часы, скрипка, единство ответом может быть слово мастер (мастер по часам, скрипичный мастер, единственный мастер).
Постарайтесь, чтобы те образы и ассоциации, которые приходят вам в голову в ответ на предложенные слова, были как можно оригинальнее и ярче. Постарайтесь преодолеть стереотипы и придумать нечто новое и оригинальное. Попробуйте дать максимальное количество ответов на каждую тройку слов».
2 этап: «Мозговой штурм». Цель этапа – активизация вербального творческого мышления методом «Мозгового штурма». Была составлена мини программа занятия.
3 этап: Вторичная диагностика творческого мышления. Группе подростков предъявляется тот стимульный материал (см. Приложение 1), что и на первом этапе. И также зачитывалась инструкция: « Условия те же, что и на первом этапе: вы можете менять грамматическую основу слов, использовать предлоги. Свои ответы пишите на карточках.
Еще раз напоминаю вам о цели сегодняшней работы: постарайтесь продемонстрировать в своих ответах оригинальность и самобытность своего мышления. Пусть ваши словосочетания будут яркими и необычными, быть может, даже иногда странными. Новое и оригинальное всегда звучит непривычно и кажется лишенным смысла. Пусть это не пугает вас – сейчас вы творите!!! Дайте волю собственной фантазии. Позвольте себе забыть о речевых нормах, о нормах бытового языка каждого дня. И заговорите новым оригинальным красивым языком.
Постарайтесь на каждое задание дать как можно больше ответов, оригинальных и необычных».
Перейдем, непосредственно, к описанию этапов эмпирического исследования, а также к интерпретации полученных результатов.
2.2 Первичная диагностика творческого мышления подростков
На данном этапе нашего исследования, мы провели первичную диагностику вербального творческого мышления подростков. Как уже упоминалось выше, был использован «Тест креативности» С. Медника.
Все ответы респондентов сопоставлялись с имеющимися типичными ответами и при нахождении схожего присваивали данному ответу оригинальность, указанную в списке. Если в списке нет такого слова, то оригинальность данного ответа считается равной 1,00.
Все полученные результаты мы отобразили в таблице №1 (см. Приложение 2).
Используя процентильную шкалу, построенную для этих индексов, можно определить место данного человека относительно повторной выборки и, соответственно, сделать вывод о степени развития у него вербальной креативности и продуктивности (см. таблица 3).
Среднее значение индекса оригинальности по всей выборке равен 0,63, а среднее значение индекса уникальности-22,5. По результатам проведения, из опрошенных 20 подростков, из расчета индекса оригинальности обладают уровнем вербальной креативности выше среднего 4. Однако лишь 5 человек из 20 имеют выраженный индекс уникальности, это значит, что только они могут создать и предложить новые оригинальные идеи
Среднее количество ответов – 23,2. Этот показатель в данной методике показывает, прежде всего, степень вербальной продуктивности и свидетельствует об уровне понятийного мышления. Кроме того, этот индекс в значительной мере коррелирует с мотивацией достижения, т.е. чем больше количество ответов дает исследуемый, тем выше личная мотивация достижения испытуемого. Продуктивность и работоспособность испытуемых высокая.
Итак, если интерпретировать результаты в целом, то необходимо отметить, что респонденты испытывали видимые затруднения при даче ответов. Однако, некоторые (9 подростков) из них намного быстрее справились с заданием, это свидетельствует о таком критерии вербального творческого мышления - беглость. Таким образом, из результатов исследования видно, что у тех респондентов, у которых выражена оригинальность вербального мышления не всегда выражен индекс уникальности вербального мышления. У пяти человек были обнаружены ответы, которые не совпали с ключом, то есть эти ответы были уникальными. Такие подростки могут создавать и предлагать новые оригинальные идеи.
В целом, уровень развития творческого мышления подростков, по результатам первичной диагностики – средний и ниже среднего. Это говорит о нежелании или неумении подростков излагать собственные мысли[24]. Возможно, это спровоцировано стеснением выразить мысли, отличающиеся от остальных. Этот показатель говорит о способности генерировать новые оригинальные идеи, однако придумывать что-то полностью отличающееся от других идей, проявлять креативность в высшей степени, может меньшее количество респондентов всего 5 подростков.
2.3 Активизация творческого мышления методом «мозгового штурма»
В результате первичной диагностики творческого мышления подростков, было выявлено, что их уровень вербальной креативности недостаточно развит. Поэтому с целью повышения и активизации творческого мышления, мы решили провести в группе подростков «мозговой штурм».
Для реализации этой цели на данном этапе исследования мы разработали мини программу «Мозгового штурма».
Тема программы: «Вселенная эмоций и чувств»
Продолжительность – 1 урок (45 минут)
Цель тренинга – развитие вербальной креативности, как способности к продуцированию (созданию) новых слов в специально смоделированной экспериментальной ситуации и способность к порождению текста с заданным игровым вектором.
Материалы и оборудование – листы бумаги, ватман, цветные карандаши и фломастеры, ручки, карточки с заданием.
Группу подростков разделили на 2 подгруппы. Всем участникам тренинга огласили правила «мозгового штурма».
Правила работы в группе:
- Каждый участник должен высказать как можно больше различных идей. В случае мозгового штурма важным является не качество излагаемых мыслей, а их количество. Идеи формулируются при помощи коротких фраз.
- В течение штурмового сеанса категорически запрещена всякая критика, иронические замечания или неодобрительные реплики.
- Во время мозговой атаки принимаются все идеи, даже самые абсурдные и непрактичные. Здесь не место логике, и всячески приветствуется полет фантазии в любом направлении.
- Юмор – отличный спутник мозгового штурма. Удачная шутка не только разряжает обстановку, но и способствует результативному мышлению.
- У идеи нет авторского права, каждый из участников может «ухватить» высказанную мысль, скомбинировать ее со своей собственной, дополнить или улучшить – и подать как новую идею.
- Все идеи, возникающие по ходу сеанса мозговой атаки, обязательно записываются.
Обеим группам раздали необходимый материал, для выполнения задания.
После чего объявили задания:
«Уважаемые, участники сегодняшнего тренинга! Сегодня Вам необходимо, проявить себя в роли писателей-фантастов. А именно придумать, то чего не существует. Ваши идеи должны быть оригинальными и интересными. Тема нашего тренинга «Вселенная эмоций и чувств». Каждой группе будет предложена одна эмоция либо одно чувство. Участникам будет необходимо придумать рассказ (сказку) про данную эмоцию. В данном рассказе (сказке) важно указать следующее:
- название места «обитания/нахождения» эмоции (планета, материк, остров, страна, город, село, деревня, улица, гора, река и т.д.).
- название жителей соответствующего места «обитания»эмоции,
- названия единиц «измерения» эмоции (ср. единицы измерения тока, света, веса, длины и т.п.,
- названия средств избавления от эмоции и средств для его вызывания (лекарство);
- названия приборов для производства или «ликвидации» эмоции;
- другие (произвольные) номинации, актуальные для респондентов.
И последнее задание для Вас – изобразить придуманную страну на листе ватмана. После выполнения презентовать свою идею аудитории».
Первой группе была предложена эмоция – гнев, второй радость.
2.4 Контрольное исследование творческого мышления подростков
Эффективность тренинга «Мозгового штурма» проверялась при повторной диагностики вербальной креативности подростков.
Цель данного этапа исследования – вторичное обследование творческого мышления подростков после проведения «мозгового штурма».
Задачи данного этапа исследования:
- Проведение повторного обследования вербальной креативности испытуемых.
- Сравнение результатов первичной диагностики (т.е, до «мозгового штурма») и данные повторной диагностики (т.е, после проведения «мозгового штурма»).
- Написание общих выводов.
Для проведения повторной диагностики вербальной креативности респондентов, мы использовали ту же методику («Тест вербальной креативности С. Медника» в адаптации Л. Г. Алексеевой, Т. В. Галкиной), что и на первом этапе. Инструкция зачитывалась та же, без изменений.
По результатам повторной диагностики, была составлена сводная таблица полученных ответов (см. Приложение 4), в результате которой получили следующие средние значения по основным индексам:
- Среднее значение индекса оригинальности – 0,63
- Среднее значение индекса уникальности – 28,5
- Среднее количество ответов – 27,7
Далее мы сравнили средние результаты первичной и повторной диагностики вербальной креативности подростков. Эти данные мы отобразили в виде графика №1 (см. Приложение 5).
Анализируя график в целом, можно сказать, что проведение «мозгового штурма» в группе подростков оказало положительное влияние на развитие вербальной креативности. Абсолютно все показатели выросли. Большинство респондентов улучшили свои результаты. Ответы на тест были оригинальными, интересными и не стандартными, а также возросло количество идей.