Файл: Изучение творческого мышления и способов его активизации.pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 455
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения творческого мышления в психологической науке
- ассоциаций (либо взаимосвязей) среди ними.
- выделено свойства знаменитого,
- выделены отношения между данным и искомым.
1.1 Творческое мышление в трудах отечественных и зарубежных психологов
1.2 Общая характеристика творческого мышления. Критерии и основные стадии.
1.3 Способы активизации творческого мышления у субъекта
Глава 2. Эмпирическое исследование творческого мышления подростков
2.1 Методы и методики. Организация эмпирического исследования
2.2 Первичная диагностика творческого мышления подростков
2.3 Активизация творческого мышления методом «мозгового штурма»
2.4 Контрольное исследование творческого мышления подростков
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «творческое мышление» охватывает мыслительные процессы, приводящие к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений, теорий, а также художественных форм.
Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.
Одной из основных проблем, стоящих сегодня перед системой образования и общества в целом, является проблема активизации творческого мышления школьников. Психологи утверждают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше, в противном случае оно может угаснуть. Следовательно, необходима целенаправленная работа по развитию творческого мышления школьников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современном обществе повысились требования к формированию творческой личности в процессе обучения. В связи с этим обостряется актуальность разработки и внедрения в учебный процесс новых подходов и методов, направленных на развитие творческого мышления учащихся.
Объект - творческое мышление
Предмет - творческое мышление подростков
Цель – изучение творческого мышления и способов его активизации
Задачи:
- Осуществление теоретического анализа зарубежных и отечественных концепции о творческом мышлении человека;
- Изучение основных методов и способов активизации творческого мышления;
- Проведение эмпирического исследования творческого мышления у подростков.
- Активизация творческого мышления подростков методом «мозгового штурма»
Методы исследования:
- Анализ психологической литературы по проблеме исследования;
- Психодиагностические методы - Тест вербальной креативности С. Медника в адаптации Л. Г. Алексеевой, Т. В. Галкиной (подростковый вариант)
- Методы активизации творческого мышления - метод «мозгового штурма».
Разработанность в науке:
Теоретико-методологическая база исследования: зарубежные концепции креативности Дж.Гилфорда и П.Торренса, отечественные теории творческого мышления - смысловая теория мышления (СТМ) О.К. Тихомирова, теория проблемных ситуаций А.М. Матюшкина и структурно-уровневая теория творческого мышления Я.А. Пономарева.
Эмпирическая база исследования: исследование проводилось среди группы подростков в возрасте от 14-16 лет. Всего в исследовании приняло участие 20 респондентов.
Практическая значимость исследования - результаты исследования могут использоваться учителями и родителями в учебно-воспитательном процессе.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.