Файл: Обеспечение сбалансированности федерального бюджета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особое значение для величины нефтегазовых доходов имела динамика второй компоненты – вывозных таможенных пошлин на углеводороды (около 6,5% ВВП в 2017 г. против 6,1% в 2016 г.). При этом рост поступлений обеспечили экспорт сырой нефти и нефтепродуктов (таблица 17).

Таблица 17

Поступления таможенных пошлин в 2015-2017 гг., % ВВП

Наименование показателя

2015

2016

2017

Вывозные пошлины на энергоносители

6,6

6,1

6,5

на нефть сырую

4,0

3,5

3,7

на газ природный

0,7

0,7

0,7

на товары, выработанные из нефти

1,8

1,8

2,1

Таможенные пошлины и сборы, всего

8,0

7,6

7,7

Резкое ослабление курса рубля здесь не только перекрыло эффект от падения цен на нефть, но и сокращение экспорта сырой нефти на 5,6% в натуральном выражении (по данным Росстата).

Налог на добавленную стоимость – единственная из значимых компонент бюджетных поступлений, которая практически не изменилась в реальном выражении (–0,1%), а в долях ВВП даже несколько выросла (таблица). Рост поступлений НДС пришелся на товары, реализуемые на территории РФ («внутренний НДС»), в то время как по товарам, ввозимым на территорию России, в долях ВВП заметных изменений не наблюдалось.

Таблица 18

Динамика конечного потребления, импорта и поступлений НДС в бюджетную систему РФ в 2015-2017 гг., % ВВП

Наименование показателя

2015

2016

2017

НДС, всего

5,7

5,3

5,6

НДС на товары, реализуемые на территории РФ

3,0

2,8

3,1

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ

2,7

2,5

2,5

Эффективная ставка НДС, %

8,3

7,4

7,5

Эффективная ставка НДС товары, реализуемые на территории РФ

6,4

5,7

6,1

Эффективная ставка НДС на товары, ввозимые на территорию РФ

12,1

11,1

10,7

Импорт

22,4

22,7

23,0


Стоит отметить, что для России уже традиционно отмечается большая собираемость НДС по импорту, чем по произведенной внутри страны продукции. Однако в последние годы наметилась тенденция к уменьшению эффективной ставки НДС по ввозимым товарам.

В 2017 г. выросли поступления акцизов на табачную продукцию и нефтепродукты: с 0,38% и 0,44% ВВП в 2016 г. до 0,44% и 0,52% ВВП в 2017 г. соответственно. В 2017 г. акцизы на нефтепродукты вернули себе первое место в структуре акцизных сборов. При этом выросли поступления по внутренним акцизам, поступления же по ввозимым нефтепродуктам напротив упали. Акцизы от продажи легковых автомобилей и мотоциклов по-прежнему составили незначительную часть данного вида бюджетных доходов.

В то же время падение поступлений от акцизов на алкогольную продукцию оказалось столь резким, что «алкогольные» акцизы уступили не только акцизам на нефтепродукты, но и на табачную продукцию.

Из таблицы можно видеть, что произошло падение потребления практически по всем типам алкогольной продукции. Самое резкое сокращение произошло в розничном обороте водки и ликероводочных изделий – снижение с 133,6 до 124,7 млн. дкл. Несколько сократился розничный оборот винодельческой и коньячной продукции, в то же время по пиву и игристым винам даже наблюдался некоторый рост объемов реализации.

Таблица 19

Объем потребления алкогольной и табачной продукции в РФ в 2015-2017 гг., млн. дкл.

Наименование показателя

2015

2016

2017

водка и ликероводочные изделия

153,0

133,6

124,7

винодельческая продукция (без вин шампанских и игристых)

93,6

83,6

83,3

коньяки, коньячные напитки (включая бренди, кальвадосы)

12,4

12,1

11,9

шампанские и игристые вина

28,3

27,7

28,6

пиво

1017,5

984,2

1001,2

папиросы и сигареты, млрд. шт.

391,8

384,0

362,1

Аналогичным образом проведем анализ состояния расходной части бюджета РФ.

Расходная часть бюджетной системы страны в 2017 г. достигла 38,3% ВВП, что на 1 п.п. ВВП выше его значения за 2016 г. (таблица 20).

Таблица 20

Расходы бюджета расширенного правительства в 2015-2017 гг., % ВВП


Наименование показателя

2015

2016

2017

Расходы, всего

36,7

37,3

38,3

Общегосударственные вопросы

2,3

2,3

2,3

Обслуживание государственного и муниципального долга

0,6

0,7

0,7

Национальная оборона

2,9

3,2

3,5

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

3,1

3,2

3,1

Национальная экономика

5,3

4,9

6,4

Жилищно-коммунальное хозяйство

1,7

1,6

1,4

Охрана окружающей среды

0,1

0,1

0,1

Образование

4,1

4,3

4,3

Культура, кинематография и средства массовой информации

0,7

0,7

0,7

Здравоохранение и спорт

4,0

3,8

3,9

Социальная политика

11,9

12,6

11,8

Отклонение значений по финансированию отдельных направлений расходов за 2017 г. относительно их величины за 2016 г. по большинству статей не превышает 0,1-0,3 п.п. ВВП.

Наибольшее сокращение объема зафиксировано по статье «Социальная политика» (-0,8 п.п. ВВП). Данное отставание связано, прежде всего, с зачислением всей суммы страховых взносов в распределительную часть пенсионной системы (т.е. по сути временной «заморозкой» накопительной компоненты), что позволило уменьшить трансферт из федерального бюджета Пенсионному фонду в 2017 г.

С одной стороны, это привело к экономии средств федерального бюджета, но с другой стороны, использование данного механизма еще больше снизило и без того невысокое доверие населения к пенсионной реформе, а также лишило финансовую систему одного из основных источников «длинных денег».

При этом наблюдается рекордное наращивание государственных расходов по статье «Национальная экономика» до 6,4% ВВП (+1,5 п.п. ВВП). Большее значение – 7,2% ВВП было зафиксировано лишь в 2009 г. и было связано с реализацией мер антикризисной программы поддержки экономики. Столь значительный рост расходов по статье «Национальная экономика» в 2017 г. также обусловлен началом реализации мероприятий по поддержке финансового сектора экономики.


Так, в декабре 2017 г. из средств федерального бюджета в качестве имущественного взноса в Агентство по страхованию вкладов (АСВ), посредством выпуска ОФЗ был передан 1 трлн. руб.

За счет этого взноса АСВ получило право пополнять капитал системно значимых банков – с капиталом не менее 100 млрд. руб. Без учета выделенных средств, объем финансирования раздела «Национальной экономики» в 2017 г. составил бы 5% ВВП.

Продолжилось наращивание бюджетных расходов по статье «Национальная оборона»: рост на 0,3 п.п. ВВП относительно уровня 2016 г. Последовательное увеличение выделения средств на оборону началось в 2015 г. (с 2,7 до 2,9% ВВП) с последующим их наращиванием до 3,5% ВВП в 2017 г.

Значительное увеличение расходов на вооруженные силы связано с реализацией госпрограммы вооружений на период 2011–2020 гг., а также с введением новой системы денежного довольствия военнослужащих и военных пенсий.

Расходы по направлению «Здравоохранение и спорт» в бюджете расширенного правительства за 2017 г. увеличились на 0,1% ВВП относительно их величины за 2016г. за счет расходов внебюджетных фондов (в рамках системы обязательного медицинского страхования – ОМС). В то время как в федеральном бюджете и бюджете субъектов РФ их величина стабилизировалась на уровне 2016 г.

Уже на протяжении многих лет происходит постепенное реформирование системы финансирования здравоохранения, в основе которого лежит в том числе переход на «одноканальную» систему обеспечения медицинских учреждений из средств ОМС.

В целом за последние годы можно отметить уверенный тренд на увеличение расходных обязательств государства, причем это происходит в условиях ограничения роста ресурсной (доходной) части бюджетной системы. В 2015 г. началось наращивание расходов с 35,7% ВВП в 2016 г. до 38,3% ВВП в 2017 г.

В тоже время доходы бюджетной системы за соответствующий период колебались вокруг значения в 37% ВВП (с существенным их сокращением в 2016 г. до 36,1% ВВП). При этом изменения в структуре расходов не однозначны. С одной стороны, увеличились расходы на образование в 2016-2017 гг., прежде всего в силу необходимости выполнения положений «майских» указов президента, в тоже время несколько снизились расходы в долях ВВП на здравоохранение и спорт. То есть в целом «производительные» расходы (стимулирующие долгосрочный экономический рост), направленные инвестиции в «человеческий капитал», увеличились к уровню 2015 г. лишь на 0,1 п.п. ВВП.

С другой стороны, за тот же период расходы на оборону («непроизводительные» расходы сверх минимально необходимого объема) увеличились 0,6 п.п. ВВП (к уровню 2015 г.). Таким образом структура расходов бюджетной системы становится менее эффективной с точки зрения целей долгосрочного социально-экономического развития страны.


2.2 Денежно-кредитная политика Центрального Банка РФ

Основные события в сфере денежно-кредитной политики в 2017 г. определялись негативными процессами в российской экономике, связанными со сложной геополитической обстановкой, масштабным оттоком капитала и снижением цен на энергоносители.

В 2018 г. Банк России при реализации денежно-кредитной политики столкнулся с рядом глобальных вызовов. К особенностям экономической ситуации 2018 г. следует отнести двусторонние санкции и масштабное ослабления курса рубля за январь-декабрь 2018 г., в результате чего инфляция оказалась выше целевого уровня (4%), установленного на 2018 г. в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики ЦБ РФ на 2015–2018 гг.

Для стабилизации курса рубля и инфляционных ожиданий Банк России неоднократно повышал ключевую ставку процента с 5,5% .

10 ноября 2017 г. Банк России упразднил действовавший механизм курсовой политики, отказавшись от интервала допустимых значений рублевой стоимости бивалютной корзины и проведения регулярных интервенций на границах указанного интервала и за его пределами. Фактически, Банк России впервые в новейшей истории России перешел к плавающему валютному курсу, оставив за собой право проводить операции на внутреннем валютном рынке лишь в случае возникновения угроз для финансовой стабильности.

За январь-декабрь 2018 г. денежная база в широком определении увеличилась на 7,9% и на 1 января 2018 г. составила 11,3 трлн. руб. Ключевым фактором роста денежной базы в 2018 г. оставались операции Банка России по предоставлению средств коммерческим банкам. Фактором, способствующим сокращению денежной базы в 2018 г. стали операции Банка России по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке. По результатам за 2017 г. денежная база увеличилась на 6,6% до 10,5 трлн. руб.

Отметим, что, несмотря на заявления ЦБ РФ о переходе к режиму таргетирования инфляции к 2019 г. и проведение мер, направленных на повышение гибкости механизма курсообразования, ЦБ РФ в 2018 г. существенно увеличил свое присутствие на валютном рынке, осуществляя значительные операции по продаже иностранной валюты.

Для сравнения, начиная с 2010 г. годовой объем нетто-покупки иностранной валюты снижался (в 2014 г. – 34,1 млрд. долл., в 2015 г. – 12,4 млрд. долл., в 2016 г. – 7,6 млрд. долл.). Однако, за 2017 г. размер нетто-продажи иностранной валюты достиг 27 млрд. долл., а в 2018 г. – превысил 83,4 млрд. долл. Данные меры были вызваны стремлением Банка России замедлить темп обесценения курса национальной валюты, учитывая неблагоприятные внешнеэкономические и геополитические условия.