Файл: Учет безналичных денежных средств (Методика учета безналичных денежных средств).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Совершение операций по счетам начинается с момента получения банком уведомления из налогового органа о получении извещения об открытии счета налогоплательщику-предприятию.

В соответствии с названным договором банк берет на себя обязанности по своевременному комплексному расчетно-кассовому обслуживанию в соответствии с действующими нормативными документами; по обеспечению сохранности всех денежных средств, поступивших на счет клиента, и возврата их по первому требованию клиента, по конфиденциальности информации о хозяйственной деятельности клиента; по сохранению коммерческой тайны по операциям клиента [13, с. 286].

В договоре на расчетно-кассовое обслуживание предусматривается ответственность обеих сторон за невыполнение взятых на себя обязательств.

В договоре фиксируются размеры штрафов за каждое из перечисленных нарушений как с одной, так и с другой стороны. В договоре предусматриваются порядок разрешения споров, срок его действия и особые или дополнительные условия [10, с. 193].

Таким образом, основной частью денежного оборота является безналичный денежный оборот, в котором движение денег происходит путем перечислений по счетам в кредитных организациях или зачетов взаимных требований. Замещение расчетов наличными деньгами безналичными платежами и их рациональная организация в условиях рыночной экономики имеют важное значение для регулирования денежного обращения, образования банковских ресурсов, организации кредитных отношений, контроля за работой предприятий и сокращения издержек обращения, связанных с денежными расчетами.

1.2 Цель, задачи и принципы учета безналичных денежных средств

Важное значение для благополучия предприятий имеет своевременность денежных расчетов, тщательно поставленный учет расчетных операций.

Целью бухгалтерского учета безналичных денежных средств является контроль за соблюдением расчетной дисциплины, правильностью и эффективностью использования денежных средств, обеспечение сохранности денежной наличности [5, с. 328]. В условиях рыночной экономики бухгалтерия должна исходить из принципа, что умелое использование денег и денежных средств само по себе может приносить предприятию дополнительный доход. Поэтому нужно постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения прибыли (в депозиты банков, акции и облигации сторонних предприятий, инвестиционные фонды и т.д.).


Из этой цели вытекают следующие основные задачи учета безналичных денежных средств:

‒ проверка правильности документального оформления и законности операций с денежными средствами, своевременное и полное отражение их в учете [8, с. 159];

‒ обеспечение своевременности, полноты и правильности расчетов по всем видам платежей и поступлений, выявление дебиторской и кредиторской задолженностей, средств в расчетах в иностранной валюте;

‒ своевременное выявление результатов инвентаризации денежных средств, документов и расчетов, обеспечение взыскания дебиторской и погашение кредиторской задолженностей и ссуд кредитных учреждений в установленные сроки [2, с. 256];

‒ обеспечение сохранности денежных средств, бесперебойное удовлетворение всех неотложных нужд организации, где по условиям расчетов или исходя из характера деятельности они необходимы;

‒ изыскание возможности наиболее рационального вложения свободных денежных средств как источника финансовых инвестиций, приносящих доход.

При проведении расчетных операций банки контролируют соблюдение организациями платежной и договорной дисциплины, а также содействуют применению наиболее целесообразных форм расчетов. Решение этих задач во многом зависит от четкого соблюдения следующих основных принципов учета денежных средств:

1. Свободные денежные средства должны храниться только в банке, и их выдача и использование осуществляются в соответствии с целевым назначением.

2. Платежи производятся в безналичном порядке после отгрузки товарно-материальных ценностей, выполнения работ и оказания услуг или одновременно с ними. Предварительная оплата допускается лишь в случаях, предусмотренных законодательством и учетной политикой организации.

3. Платежи производятся с согласия (акцепта) плательщика или по его поручению; без согласия – только в случаях, предусмотренных действующим законодательством [15, с. 31].

4. Платежи производятся за счет собственных средств плательщика или за счет кредитов банка [12, с. 289].

5. Списание со счета денежных средств в объеме, достаточном для удовлетворения всех предъявляемых к организации требований, осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание.

6. Недостаточность денежных средств на счете организации для удовлетворения всех предъявляемых к ней требований обусловливает списание этих средств путем применения установленной очередности платежей [1, с. 156].


Участники хозяйственной сделки имеют право выбрать любую форму безналичных расчетов с учетом конкретных хозяйственных операций. Вся система расчетов строится так, чтобы создавались благоприятные условия для совершения платежей и ускорения кругооборота средств. Задержка в расчетах лишает поставщиков выручки от реализации, затрудняет выполнение производственных и хозяйственных задач. При задержке платежей у покупателей образуется кредиторская задолженность и нарушаются важнейшие принципы хозяйствования.

В современных условиях рекомендуются следующие формы безналичных расчетов:

‒ платежными требованиями;

‒ платежными поручениями [1, с. 158];

‒ аккредитивами;

‒ чеками;

‒ пластиковыми карточками.

Платежное требование – это документ, содержащий распоряжение кредитора к плательщику о выплате определенной суммы денег с одного банковского счета на другой. Они применяются за поставленные товары, или выполненные услуги, а так же в других случаях, предусмотренных договором. Расчеты с использованием платежных требований могут совершаться как с наличием акцепта документов плательщика, так и с отсутствием согласия [12, с. 293].

Банк плательщика является исполняющим банком. Банк кредитора пересылает платежное требование в банк плательщика [15, с. 31]. На всех копиях платежных требований, которые банк принял, в поле «Срок платежа» ставит дату, по наступлению которой истекает срок согласия на платеж. Тот день, когда требование поступило в банк, не принимается в расчет. Последний экземпляр платежного требования используется в качестве извещения для согласия на платеж и передается плательщику в этот же день, если документы поступили в банк плательщика по истечению операционного времени. Оставшиеся копии платежных требований помещаются банком исполнителем в картотеку «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты».

При частичном отказе от акцепта платежное требование изымается из картотеки и оплачивается в сумме, акцептованной плательщиком [11, с. 49].

Ответственным лицом за необоснованный отказ от оплаты требований является плательщик. Банки не рассматривают претензии по существу отказов от акцепта. Все возникающие между плательщиком и получателем средств разногласия разрешаются в предусмотренном законом порядке.

Платежные поручения ‒ это расчетные документы, содержащие распоряжения владельцев счетов обслуживающему их банку, перевести определенную денежную сумму на счета получателей средств. В настоящее время платежными поручениями совершается более 90% всех платежей.


Банк обязан предоставлять информацию плательщику по его требованию об исполнении платежного поручения, не позднее следующего рабочего дня после обращения плательщика в банк, если другой срок не предусмотрен договором банковского счета [14, с. 159].

Аккредитив ‒ это соглашение, по которому банк обязан по просьбе клиента произвести оплату документов третьим лицам (лицу, в пользу которого открыт аккредитив) [8, с. 163]. Обязательство банка по аккредитиву является самостоятельным и не зависит от правоотношений сторон по коммерческому контракту. Это положение направлено на защиту интересов банков и их клиентов: экспортеру обеспечивает ограничение требований к оформлению документов и получению платежа только условиями аккредитива; импортеру ‒ четкое выполнение экспортером всех условий аккредитива.

Схема расчетов по документарному аккредитиву

1. Представление заявления об открытии аккредитива.

2. Открытие аккредитива банком-эмитентом и направление аккредитива бенефициару через авизующий банк.

3. Уведомление бенефициара об открытии аккредитива в его пользу.

4. Отгрузка продукции на экспорт.

5. Оформление и представление бенефициаром в банк комплекта документов для получения платежа по аккредитиву.

6. Пересылка авизующим банком документов банку-эмитенту.

7. Проверка банком-эмитентом полученных документов и их оплата (при выполнении всех условий аккредитива).

8. Выдача банком-эмитентом оплаченных документов приказодателю аккредитива.

9. Зачисление авизующим банком экспортной выручки бенефициару.

Особенность отзывного аккредитива в том, что он может изменятся и аннулироваться банком-эмитентом, по письменному распоряжению плательщика, без предварительного согласования с поставщиком. Однако банк исполнитель обязан оплачивать документы, выставленные поставщиком и принятые его банком, до получения поставщиком уведомления об аннулировании или изменении аккредитива.

Покрытый аккредитив – это денежное обязательство, при котором плательщик предварительно депонирует средства для расчетов с поставщиком [11, с. 50]. В этих случаях банк плательщика списывает средства со счета плательщика и переводит их в банк поставщика на отдельный балансовый счет «Аккредитивы к оплате». Депонирование средств в банке поставщика может осуществляться и за счет ссуды, полученной плательщиком в банке-эмитенте. В отечественной практике не предусмотрено выставление аккредитива частично за счет собственных средств покупателя и частично за счет ссуды банка, то есть по определенному аккредитиву может быть использован только один источник платежа [8, с. 165].


Чек – это письменное поручение чекодателя банку уплатить чекополучателю указанную в нем сумму денег [14, с. 160]. Чек представляет собой платежно-расчетный документ.

Чек является средством платежа и непосредственно связан с наличием денежных средств, находящихся на текущем счете чекодателя в его банке. Отказ в оплате чека удостоверяется протестом. Способом обеспечения платежа является авалирование чека путем соответствующей надписи на самом чеке или на прикрепленном к нему листе (аллонже).

Пластиковая карточка ‒ это платежный инструмент, посредством которого ее держатели могут осуществлять безналичные расчеты и получать наличные денежные средства. Расчеты пластиковыми карточками предполагают наличие определенной системы, в состав которой входят банки и иные участники, которые совместно осуществляют выпуск в обращение и операции с использованием пластиковых карточек. В составе системы выделяют ее владельца, банк-эмитент, банк-эквайер. Владельцем системы является лицо, которое определяет правила и стандарты проведения участником различных операций с использованием пластиковых карточек и обладает определенными обязательствами. Среди банков, входящих в систему, особое место занимают банки-эмитенты, которые осуществляет эмиссию карточек.

По итогам написания главы, можно сделать следующие выводы.

Безналичный денежный оборот ‒ это движение стоимости без участия наличных денег посредством перечисления денежных средств по счетам кредитных учреждений, а также в зачет взаимных требований.

Безналичные расчеты проводятся на основании расчетных документов установленной Центральным банком РФ формы и с соблюдением соответствующего документооборота. Безналичный оборот реализуется через соответствующие методы организации безналичных расчетов.

В зависимости от способа платежа, вида расчетных документов и организации документооборота в банке можно выделить следующие основные формы безналичных расчетов между плательщиками и получателями: расчеты платежными поручениями, требованиями, по аккредитиву, чеками, платежными карточками.

Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами.

Правильное использование денежных средств, контроль за их сохранностью – важнейшая задача бухгалтерского учета.