Файл: Установление обратной связи с покупателями для обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Среди функций управления производством следует отметить важность материального стимулирования труда, которое должно побуждать работника более рационально использовать материальные, трудовые и финансовые ресурсы, стимулировать высокие темпы научно-технического процесса, рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Таким образом, одна из ключевых задач управления — это укрепление финансовой дисциплины во всех звеньях, повышение ответственности руководителей за порученное дело, выполнение доведенных планов и решений вышестоящих организаций. Система управления призвана помочь найти новые источники роста производства, скрыть резервы, повысить эффективность и качество производства.

Для решения комплекса вопросов по организации производственного процесса на предприятии ОАО «Красный пищевик» действует структура управления. Она позволяет оперативно решать все возникающие вопросы в производстве.

В таблице 2.1 приведены общие показатели по труду ОАО «Красный пищевик».

Таблица 2.1 — Общие показатели по труду ОАО «Красный пищевик» за 2013-2014 гг.

По состоянию на 01.01.2015 года среднесписочная численность работников предприятия составила 953 человека, в том числе руководителей 60, специалистов 74 человек, служащих 4 человек, рабочих — 816 человек, что составляет 85,5 % от общей численности. В течение 2014 года было принято на работу 99 человек, из них временно на заготовку яблок 6 человек, на выпуск новогодних подарков в цех №1 28 человек. Было создано новых рабочих мест в 2014 году: водитель — 1 чел., уборщик — 2 чел., грузчик — 2 чел., продавец — 2 чел., электромеханик по торговому и холодильному оборудованию — 1 чел., менеджер по розничной торговле и прямым продажам — 1 чел., экономист по труду — 1 чел., ведущий экономист по ценным бумагам — 1 чел., мастер — 2 чел. Для трудоустройства граждан, не способных конкурировать на рынке труда (многодетные, несовершеннолетние, сироты и граждане обязанные возмещать расходы государству за содержание их детей) в счет выполнения установленной квоты Бобруйского горисполкома — 9 чел.

За 2013 год было уволено 92 чел., из них временно работающих 34 чел., по требованию работника в связи с уходом на пенсию по возрасту 24 чел., по состоянию здоровья — 3 чел., по истечению срока трудового договора 2 чел, по соглашению сторон — 29 чел.

Рабочие 816 человек представлены основными профессиями: варщики, изготовители мармеладно-пастилочных изделий, укладчики-упаковщики, весовщики, рецептурщики, изготовители драже, вальцовщики сырья и полуфабрикатов, обжарщики, халвомесы, резчики пищевой продукции, контролеры, приемо-сдатчики, операторы, машинисты расфасовочно-упаковочных машин.


Качество трудовых ресурсов определяется уровнем образования и практическими навыками (стажем по профессии, должности) С высшим образованием руководители и специалисты 10 чел, рабочие 42 чел, средне-специальное образование имеют руководители и специалисты 33 чел., рабочие 115, остальные работники с профессионально-техническим образованием 400 чел, общее среднее 243 чел., общее базовое — 21 чел.

Значительную долю трудовых ресурсов составляют опытные работники со стажем работы свыше 10 лет 453 чел.

Возраст работающих составляет: до 18 лет 3 чел, с 18 до 39 лет — 501 чел., с 40 до 54 лет — 248 чел, с 55 до 59 лет — 82 чел. и старше 60 лет — 20 чел.

На предприятии проводится определенная работа по обучению, подготовке и переподготовке кадров. Вся эта работа включает в себя:

− анализ проблем и оценку потребности в подготовке кадров;

− подготовку кадров и повышение квалификации персонала в учебных заведениях;

− подготовку резерва кадров.

За 2014 год было обучено 281 человек, что составляет рост на 140 больше по сравнению с запланированным обучением. Из них повысили квалификацию, прошли обучение руководители и специалисты 65 чел, прошли обучение и повысили квалификацию рабочие — 212 чел.

На 2015 год запланировано повысить квалификацию на семинарах и курсах для руководителей и специалистов в количестве — 65 чел., на курсах обучения и повышения квалификации рабочих в учреждениях образования — 100 чел.

В 2014 году прошли аттестацию руководители и специалисты в количества 22 чел. По результатам аттестации присвоена категория специалиста — 3 чел., включены в состав резерва кадров на руководящие должности — 4 чел. В 2013 году запланировано провести аттестацию 24 специалистов, из них присвоить аттестацию 4 чел. На предприятии проводится определенная работа с резервом кадров. Резерв кадров сформирован на ключевые должности высшего управления в количестве 19 чел. Как правило на каждую руководящую должность включено по 2 кандидата в возрасте до 35 лет. В процессе работы с резервом кадров уделяется внимание их повышению квалификации. В течение года кандидатам, состоящим в резерве кадров на руководящую должность предоставляется возможность исполнять обязанности на время трудовых отпусков, командировок и больничного листа основных работников.

В таблице 2.2 приведены основные технико-экономические показатели деятельности ОАО «Красный пищевик» за 2013—2014 годы.

Таблица 2.2 — Основные технико-экономические показатели деятельности ОАО «Красный пищевик» за 2013—2014 годы


Как видно из таблицы 2.2 уровень рентабельности реализованной продукции в 2014 г. составил 18,6 % и по сравнению с 2013 г. (9,4 %) увеличился на 9,2.

Стратегия развития ОАО «Красный пищевик» предусматривает решение следующих задач:

  1. Обеспечить выпуск качественной и конкурентоспособной продукции в объемах, соответствующих потребностям предприятий пищевой промышленности и розничного потребительского рынка.
  2. Поиск новых перспективных рынков сбыта с целью увеличения объемов реализации.
  3. Повышение доли экспорта в общем объеме реализации продукции.
  4. Обеспечить максимальную загрузку промышленно-производственного персонала без сокращения численности работающих.

2.2 Анализ и оценка поведения потребителей продукции предприятия на рынке

Широкий ассортимент своей продукции предприятие предлагает как на внутреннем рынке, так и на внешнем.

Внутренний рынок сегментирован следующим образом: рынок г. Минска, рынок г. Могилева, рынок г. Бобруйска.

Региональные рынки: Могилевская область, Минская область, Витебская область, Гродненская область, Брестская область, Гомельская область.

Внешний рынок представлен следующими направлениями:

1) Рынок Российской Федерации:

- рынок г. Москвы,

- рынок г. Санкт-Петербурга,

- рынок регионов РФ.

2) Рынок стран Дальнего зарубежья: рынок Латвии, рынок Литвы, рынок Эстонии, рынок Израиля, рынок США, рынок Германии, рынок Молдовы, рынок Туркменистана, рынок Канады, рынок Монголии.

К важнейшим особенностям современных рыночных отношений следует отнести стремительный рост конкуренции практически во всех сферах производства и торговли. Очень остро эта проблема стоит и перед кондитерской отраслью пищевой промышленности Республики Беларусь.

ОАО «Красный пищевик» ставит себе целью в течение трех ближайших лет завоевать прочное и ведущее положение на рынке кондитерских изделий.

Товарная политика предприятия будет направлена в первую очередь на формирование оптимального товарного ассортимента продукции, учитывающего предпочтение различных групп потребителя. В настоящее время широта ассортимента производства предприятия составляет 150 видов продукции, в т. ч. пользующейся особым спросом 50 видов. Глубина товарного ассортимента равна 3, что определяется тем, что 50 из 150 сортов предлагается в двух, а то и в трех вариантах – на развес и в упаковке (короба или пакетик). Эти показатели позволяют отметить, что на предприятии уделяется серьезное внимание проблемам расширения ассортимента и удовлетворения запросов различных потребителей.


Однако расширение ассортимента за счет освоения производства новых видов продукции должно быть сопряжено с грамотным планированием ассортиментной структуры выпуска продукции. Оно должно осуществляться исходя из темпов реализации продукции и состояния складских запасов, т.е. в основу должны быть положены результаты изучения предпочтений различных сегментов потребителей, тенденции изменения спроса как в количественном, так и в качественном изменении.

В таблице 2.3 приведены запасы готовой продукции ОАО «Красный пищевик» на складе.

Таблица 2.3 - Запасы готовой продукции на складе

Снижение объемов реализации продукции и ошибки при планировании ассортиментной структуры привели к резкому увеличению запасов готовой продукции на конец 2014 года (таблица 2.3).

Предприятию удалось выйти из этой ситуации, однако существует еще ряд проблем, которые необходимо решать для дальнейшего развития производства.

Среди отечественных предприятий конкурентами ОАО «Красный пищевик» являются минские кондитерские фабрики «Коммунарка» и «Слодыч», гомельский «Спартак», «Красный мозырянин» г.Наровля, ОАО «Конфа» г.Молодечно. По сходности ассортимента конкурентами ОАО «Красный пищевик» являются ОАО «Красный мозырянин» (зефир, мармелад, ирис), ОАО «Коммунарка» (ирис), ОАО «Конфа» (зефир, драже). Количественное соотношение продукции белорусских производителей представлено в таблице 2.4.

Таблица 2.4 - Соотношение на рынке белорусских производителей

С помощью программы Marketing Expert был проведен сравнительный конкурентный анализ (SWOT- анализ) для рынка Республики Беларусь среди основных производителей кондитерских изделий.

Программа «Marketing Expert» создана на основе обобщения зарубежного опыта планирования маркетинга в условиях реальной рыночной экономики. Применение данного программного продукта позволяет:

провести предварительную экспертную оценку состояния маркетинга на предприятии;

построить карту рынка, на которой представлена товаропроводящая сеть, потребители и конкуренты;

производить многокритериальный аудит маркетинга;

разрабатывать стратегический и тактический план маркетинга;

осуществить сегментацию рынка;

проводить анализ прибыльности и издержек для любого сегмента рынка и структурного подразделения предприятия;

производить многовариантный анализ риска и неопределенности путем вариации внешних и внутренних факторов, влияющих на работу предприятия;


решать обратную задачу – по заданной прибыли предприятия определять необходимые начальные параметры;

разрабатывать оптимальные для предприятия цены;

осуществлять прогноз показателей производственно-сбытовой деятельности.

При данном анализе определяется не только доля рынка, а также сила бизнеса, относительная сила бизнеса и относительная доля рынка. Сначала задаются Ключевые Факторы Успеха (КФУ) для данного рынка, а затем проставляются соответствующие оценки для предприятий по десятибалльной шкале. В результате программа рассчитывает относительную «Силу бизнеса» предприятий и долю рынка каждого из них (таблица 2.5).

Таблица 2.5 - SWOT – анализ

Как видно из таблицы 2.5, ОАО «Красный пищевик» занимает на рынке Республики Беларусь третье место среди отечественных предприятий кондитерской промышленности после СП ОАО «Спартак» и ОАО «Коммунарка». Наглядно это можно увидеть на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1. Доля рынка предприятий

Позиции ОАО «Красный пищевик» по сравнению с конкурентами представлены на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2. Позиции предприятий по КФУ

Приведенные данные свидетельствуют о том, что ОАО «Красный пищевик» не уступает конкурентам в качестве продукции, а в широте ассортимента уступает только ОАО «Спартак». Однако предприятию необходимо уделить особое внимание рекламе своей продукции и торговой марке фабрики.

Отделом маркетинга предприятия был проведен анализ предпочтений потребителей (таблица 2.6).

Таблица 2.6 - Предпочтения респондентов

Рисунок 2.3 - Предпочтения респондентов

Как видно из таблицы 2.6 и рисунка 2.3, наибольшей популярностью у потребителей пользуются мармелад и зефир. У ОАО «Красный пищевик» имеются конкуренты в выпуске зефира – ОАО «Красный мозырянин».

Рассмотрим ситуацию на кондитерском рынке Республики Беларусь ОАО «Красный пищевик» за 2013—2014 гг. (таблица 2.7).

Таблица 2.7 — Отгрузка продукции ОАО «Красный пищевик» на рынок Республики Беларусь с разбивкой по областям в 2013—2014 гг., в тоннах

За 2014 год было отгружено на внутренний рынок 13167,88 тн кондитерских изделий, а за 2013 год 12905,42 тн. Объем реализации кондитерских изделий на внутреннем рынке увеличился на 2,03 %. За 2014 г. произошло снижение реализации продукции по тоннажу в: Минской области на 5,79 %, Брестской области на 4,35 %, Витебской области на 5,16 %.