Файл: Установление обратной связи с покупателями для обеспечения.pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы поведения потребителей продукции (работ, услуг) на рынке
1.1 Сущность поведения потребителей продукции (работ, услуг) на рынке
1.2 Характеристика мотивов в поведении потребителей
1.3 Факторы, влияющие на поведение потребителей продукции (работ, услуг) на рынке
2 Анализ поведения потребителей продукции ОАО «Красный пищевик» на рынке
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ОАО «Красный пищевик»
2.2 Анализ и оценка поведения потребителей продукции предприятия на рынке
2.3 Пути совершенствования поведения потребителей продукции (работ, услуг) на рынке
В последние годы получает все более широкое распространение такой специфический инструмент управленческого воздействия на поведение потребителей, как осуществление персональных продаж. Речь в данном случае идет о такой ситуации, когда представитель фирмы договаривается о встрече с потенциальным клиентом, приходит к нему в офис или квартиру и персонально представляет ему продукт своей компании, стремясь побудить его совершить покупку данного товара (одежды, обуви, книги и т.п.).
Среди инструментов маркетингового воздействия на поведение потребителей своеобразное место занимает прямое почтовое сообщение (директ-мейл), содержащее в себе печатный материал (чаще всего красочно оформленный) с информацией о компании, выпускаемых ею товарах или совершаемых услугах. Сходные функции выполняет распространение в средствах массовой информации пресс-релизов, в которых содержатся сведения о компаниях и выпускаемой ими продукции, о привлекательных качествах и свойствах предлагаемых ими покупателям товаров и услуг.
Мощным инструментом управленческого влияния на поведение потребителей является ценовая политика, осуществляемая фирмой, производящей товары и услуги. Цена выступает своеобразным индикатором тех условий, в которых функционирует данная фирма, а также тех действий, которые она осуществляет в целях эффективного продвижения своих товаров к потребителям. В процессе ценообразования фирма устанавливает исходную цену на определенный товар, а затем корректирует ее с учетом различных факторов, действующих в окружающей социально-экономической среде.
Самой интересной и поучительной из них является стратегия «снятия сливок», которая используется многими фирмами, создавшими защищенные патентами новинки. Суть этой маркетинговой стратегии иллюстрируется описанием деятельности всемирно известной корпорации «Дюпон» [19, с. 49].
В зависимости от конкретной ситуации фирмы могут использовать различные виды ценообразования. Широко применяются, например, «ценовые линии», при которых осуществляется достаточно широкий диапазон цен в рамках одного товарного ассортимента, где каждый из них отражает определенный уровень качества товара - от низкого до высокого. В таком случае количественная дифференциация идет в зависимости от объема продаваемой партии товара, используется также «цена проникновения», представляющая собой применение более низких цен по сравнению с конкурентами, что отбивает у них охоту создавать аналогичные товары и др.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что по своей сути, мотивация является самым эффективным способом, способствующим продвижению товаров на рынок и развитию компании. Это тот фактор, который не дает останавливаться предприятию на месте. Поэтому знание основ мотивации является неотъемлемой частью образования менеджеров.
1.3 Факторы, влияющие на поведение потребителей продукции (работ, услуг) на рынке
Личностные факторы — это особенности индивида, характеризующие постоянные, устойчивые формы его поведения. Среди них наиболее значимы в принятии покупательских решений следующие: индивидуальность личности, личностные ценности, стиль жизни, пол, возраст, род занятий [3, с. 88].
Ценности представляют собой убеждения людей о жизни и приемлемом поведении. В них выражаются цели, движущие человеком, и подходящие пути для достижения этих целей. Ценности — это психическое отображение основополагающих потребностей, как индивидуальных, так и общественных. Существуют личные и социальные ценности. Социальные ценности определяют убеждения, верования, разделяемые большинством членов общества или некой группы. Личностные ценности — это «приемлемое» поведение для конкретного человека. При этом социальные ценности оказывают значительное влияние на личностные. Каждый человек на основе социальных и других систем ценностей формирует свои собственные.
Различают два типа ценностей:
1) Терминальные (конечные) цели — это наши убеждения относительно целей или конечных состояний, к которым мы стремимся в жизни (например, счастье, мудрость, свобода и т. п.).
2) Инструментальные (средства достижения целей) — это убеждения относительно способов поведения, с помощью которых можно достичь терминальных ценностей (например, честное поведение, вежливость, ответственность и т. д.) [3, с. 89].
Ценности во многом определяются культурой и передаются через нее. Большинство людей, принадлежащих к одному и тому же обществу, разделяют одинаковые ценности, но в разной степени. Устойчивость ценностей обусловила использование их в анализе покупательского поведения - выбора продукта, марки, сегментирования рынка.
Для измерения и моделирования личностных ценностей в исследованиях поведения покупателей часто используют шкалу ценностей М. Рокича, в которой автор выделяет 18 терминальных и инструментальных ценностей. Желаемые конечные цели взаимосвязаны со способами достижения этих целей и обуславливаются типом поведения.
Стиль жизни потребителя представляет собой его образ жизни и направления использования ресурсов времени и денег. Он отражает его деятельность, интересы и мнения и подвержен влиянию как внешних (культуры, ценностей, демографии, субкультуры, социального класса, референтных групп, семьи), так и персональных особенностей (мотивов, эмоций, личности).
Внешняя сторона проявления жизненного стиля через уклад быта, манеру поведения, систему мнений и интересов составляет образ жизни. Для маркетологов различные темы образа жизни — это образцы того, как люди живут и используют время и деньги, которые можно в той или иной степени изменить в нужном направлении.
Психографика (критерии АЮ) — это методика измерения стиля жизни, которая характеризует действия, интересы и мнения потребителей. Основная идея психографического сегментирования (сегментирования по стилю жизни) заключается в том, чтобы выявить взаимосвязь типа личности с потребительским поведением. Роль индикаторов черт личности выполняют показатели стиля жизни (приложение Б). В индустриально развитых странах значимость прогнозных социально-демографических показателей не столь велика, так как характер потребления становится все больше переориентированным. Индивиды одних и тех же социально-демографических групп могут иметь совершенно разные интересы и покупательское поведение. Психографическое исследование направлено на дополнение демографических показателей такими элементами, как виды человеческой деятельности (действия), интересы, мнения, отношение, восприятие и предпочтения. Основная идея психографического сегментирования (сегментирования по стилю жизни) заключается в том, чтобы выявить взаимосвязь типа личности и потребительского поведения.
Действия — это то, как человек проводит время, т. е. очевидный поступок: просмотр телепередач, совершение покупки в магазине, разговор с другом о прочитанной книге. Они наблюдаемы, но редко определяемы напрямую.
Интерес к какому-то объекту, событию или теме — это уровень возбуждения, обусловленный особым и продолжительным вниманием.
Мнение представляет собой ответную реакцию человека на ситуацию, в которой возникают проблемы, выраженную устно или письменно.
Эти показатели дополняются некоторыми демографическими характеристиками (например возраст, доход, уровень образования, стадия жизненного цикла семьи и т. д.), и получается общая картина стиля жизни. Для выявления значений параметров используется анкета с определенным набором вопросов, утверждений или предположений, по которым респондент должен выразить свое отношение к объекту.
Содержание вопросов АЮ определяется целями анализа жизненного стиля потребителей. Вопросы могут передаваться по телефону, по почте или в личной беседе.
Пол потребителей оказывает существенное влияние на поведение и во многом определяет тип приобретаемых товаров.
Пол потребителей оказывает существенное влияние на поведение и во многом определяет тип приобретаемых товаров. На одни и те же товары мужчины и женщины реагируют по-разному [3, с. 91].
Считается, что покупатели-мужчины редко и весьма неохотно посещают магазины, поэтому система влияния на поведение потребителя (от дизайна упаковки, рекламы товара до оформления интерьера магазина) ориентирована, как правило, на покупательниц. Правильность такого решения подтверждает статистика: большинство покупок совершают женщины. Дело не только в бытовой необходимости. Зачастую им просто нравится неторопливо ходить по магазину, рассматривать ассортимент товаров, сравнивать качество и цены, примерять понравившиеся вещи, дегустировать (если это возможно) продукты питания, общаться с продавцами (причем не только по поводу предмета покупки).
Поведение большинства мужчин диаметрально противоположное. Они быстрее двигаются по проходам магазина, тратят меньше времени на обзор товара, избегают задавать вопросы продавцам. Привычная картина: мужчина заходит в магазин и решительно устремляется в определенный отдел (секцию), где берет нужную ему вещь и перемещается к кассе. Никакого поиска и расспросов.
Замечено, что если женщина идет за покупками в сопровождении мужчины, она проводит в магазине значительно меньше времени. Следовательно, задача продавца — вовлечь мужчину в процесс совершения покупок, с тем чтобы пара задержалась в торговом зале. К примеру, в магазине (рядом с секцией) товаров для женщин целесообразно разместить компьютерный салон, установить телемонитор со спортивной информацией, способной заинтересовать спутника дамы.
Даже на одни и те же товары мужчины и женщины реагируют по-разному.
Возраст человека во многом определяет его вкусы, желания, ценности и общее поведение, которые отражаются на покупательском поведении. Так, у старшего поколения около половины потребляемых товаров повседневного спроса составляют марки советских времен, у людей среднего поколения — одну треть, а у молодого поколения — до 15 %. Если старшее поколение покупает преимущественно бытовую технику оставшихся на рынке советских марок, среднее ориентируется на японские или европейские бренды, то молодое поколение предпочитает товары под новыми лейблами, приват-лейблы магазинных сетей [3, с. 92].
Так, М.И. Дымшиц выделил применительно к российскому рынку четыре поколения потребителей:
- старшее поколение (старше 60 лет) характеризуется низким уровнем дохода и потребления. Приобретение медикаментов, средств для ухода, бытовой техники и другого домашнего оборудования связано с финансированием младшими поколениями семьи;
- среднее поколение (40—60 лет) отличается сравнительно высоким уровнем дохода и потребления на рынке потребительских товаров, характеризуется «постсоветским потребительским синдромом»;
- молодое поколение (20—40 лет) — так называемое первое потребительское поколение, выделяющееся сравнительно ранними высокими доходами и высоким уровнем повседневного потребления;
- юное поколение (младше 20 лет) — второе потребительское поколение, пока не играющее значительной роли на потребительском рынке. Практически все покупки в данном случае финансируются родителями.
В структуре потребления рассматриваемых поколений имеются существенные различия. Так, марки советских времен составляют у старшего поколения около половины потребляемых товаров повседневного спроса, у среднего — треть, а у первого потребительского поколения — до 15 %. Если старшее поколение покупает преимущественно бытовую технику оставшихся на рынке советских марок, а среднее ориентируется на японские или европейские бренды, то молодое поколение предпочитает товары под новыми лейблами, приват-лейблы торговых сетей.
На основе возраста и некоторых других показателей (пол, этапы жизненного цикла семьи) предприятия часто определяют сегменты рынка, на которые ориентируются и направляют соответствующие маркетинговые стратегии.
Род занятий оказывает влияние на спрос потребителей и их поведение на рынке. Вкусы и запросы рабочего и инженера, работника банка и предпринимателя существенно различаются. В процессе маркетинговых исследований необходимо скрупулезно изучать взаимосвязь между профессиональной деятельностью и покупательским поведением.
С развитием рыночных отношений доля среднего класса (менеджеров, служащих, работников сферы услуг) неуклонно возрастает и как бы «стираются» существенные профессиональные различия внутри этой группы. Их объединяет высокий профессионализм, потребность в современных средствах коммуникаций, ведение здорового образа жизни. Удельный вес традиционных рабочих профессий, работников тяжелого и малопривлекательного труда сокращается.