Файл: Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 212

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Текущие балансы составляются в течение всего времени функционирования организации и подразделяются на начальные, промежуточные и заключительные. Начальные и заключительные балансы составляются на начало и конец отчетного года, промежуточные - ежемесячно, а также итоговыми показателями за 1 квартал, за полугодие и за 9 месяцев. Заключительные балансы наиболее полно и достоверно отражают имущественное и финансовое состояние организации, поскольку перед их составлением организации осуществляют ряд мер по уточнению показателей учетных данных (проводят инвентаризацию имущества и обязательств, создают резервы по некоторым видам имущества и т.д.).

Разделительные балансы составляются в момент разделения организации на несколько более мелких, а объединительные - на момент объединения нескольких организаций в одну, более крупную организацию.

Сводные балансы, которые составляются министерствами и ведомствами, содержат агрегированные данные по всем организациям и предприятиям министерства и ведомства.

Консолидированные балансы составляются материнской организацией и содержат обобщенную информацию об имуществе и обязательствах материнской организации и ее дочерних организаций. В сводных и консолидированных балансах обобщение данных по организациям и предприятиям по многим показателям осуществляют с помощью корректировки.

Бухгалтерский счет - это специальный прием, который позволяет осуществлять экономическую группировку хозяйственных средств и текущий учет однородных хозяйственных операций. Бухгалтерский счет открывается на каждый отдельный объект учета; вид хозяйственных средств или их источников или хозяйственный процесс. Совокупность счетов представляет собой систему формирования и сохранения информации, необходимой для применения управленческих решений. Различают активные, пассивные и активно-пассивные счета бухгалтерского учета. На активных счетах отражается учет средств предприятия (основные средства, производственные запасы, готовая продукция, денежные средства в кассе и на рас­четных счетах и др.). Активный счет расположен в активе баланса и отличается тем, что суммы опе­раций, соответствующие приходу средств по этому счету, регистрируются в дебете счета, а суммы расходных операций — в кредите. Сальдо активного счета располо­жено в дебете[21].

На пассивных счетах отражается наличие и изменение источников формирова­ния средств предприятия, их целевого назначения (уставный, резервный и добавоч­ный капитал, прибыль и др.).


Пассивный счет расположен в пассиве баланса. Суммы операций, соответствую­щие приходу средств по этому счету, регистрируются в кредите счета, а суммы рас­ходных операций — в дебете. Сальдо пассивного счета расположено в кредите.

Счета, которые имеют признаки активных и пассивных счетов, носят название активно-пассивных счетов. На активно-пассивном счете одновременно учитывают­ся два объекта. Сальдо по таким счетам может быть как дебетовое, так и кредито­вое или одновременно по дебету и кредиту счета (развернутое).

Необходимость в этих счетах возникает тогда, когда во взаимоотношениях данного предприятия с другими предприятиями, организациями и лицами может ме­няться их экономический характер: например, дебиторы прошлого периода стано­вятся кредиторами в текущем и наоборот. Активно-пассивными могут быть только счета расчетов (60, 62, 68, 69, 70, 71, 75, 76, 79).

Активные, пассивные и активно-пассивные счета предназначены для учета хо­зяйственных средств и источников их формирования, принадлежащих предпри­ятию, а также привлеченных им в оборот. Они соответствуют статьям актива и пас­сива баланса, и поэтому их принято называть балансовыми счетами. В плане счетов бухгалтерского учета балансовые счета имеют двузначный шифр.

Предприятия и организации, кроме средств, принадлежащих им на правах соб­ственности, должны учитывать средства, не принадлежащие им, но находящиеся в их распоряжении: на ответственном хранении, в переработке, принятые на комис­сию и т. п. Учет таких операций осуществляется на забалансовых счетах, т. е. сред­ства, учитываемые на них, в итоги баланса не включаются, а отражаются за балан­сом.

Учет на забалансовых счетах ведется без применения двойной записи: по дебе­ту счета отражают получение ценностей либо возникновение обязательств, а по кредиту — их выбытие (списание). Забалансовые счета имеют трехзначный шифр.

Активные и пассивные счета бухгалтерского учета по способу группировки и обобщения учетных данных делятся на синтетические и аналитические.

Синтетические счета — счета бухгалтерского учета, предназначенные для учета наличия и движения средств предприятия, их источников и совершаемых процес­сов в обобщенном виде. Синтетические счета ведутся только в денежном выраже­нии. Отражение хозяйственных средств и процессов на синтетических счетах назы­вается синтетическим учетом[22].

Данные синтетических счетов используются при заполнении форм бухгалтер­ской отчетности, и прежде всего баланса и отчета о прибылях и убытках, т. е. ис­пользуются для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.


Содержание синтетических счетов раскрывают данные аналитических счетов. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по сче­там синтетического учета.

К счетам синтетического учета, имеющим несколько групп аналитических сче­тов, открывают субсчета. Субсчета необходимы для получения укрупненных пока­зателей для анализа и составления баланса. Субсчет является промежуточным зве­ном между синтетическим счетом и открытыми к нему аналитическими счетами. На каждом из этих субсчетов будут объединены данные на основе аналитиче­ских счетов.

Синтетические счета, не требующие ведения аналитического учета, называются простыми. Счета, которые требуют ведения ана­литического учета, называются сложными.

Аналитические счета — счета бухгалтерского учета, предназначенные для дета­лизации, конкретизации информации о наличии, состоянии и движении средств и их источников, содержащейся в синтетических счетах. Они открываются в разви­тие определенного синтетического счета в разрезе его видов, частей, статей и, где это требуется, с оценкой информации в натуральном, трудовом и денежном выра­жении. Различают аналитические счета, открытые к активным и пассивным синте­тическим счетам[23].

Между синтетическим счетом и относящимися к нему аналитическими счетами существует определенная взаимосвязь:

- сальдо начальное и конечное данного синтетического счета равно сумме остат­ков на всех аналитических счетах, открытых к данному счету;

- суммы оборотов по дебету и кредиту одного синтетического счета должны быть равны суммам оборотов соответственно по дебету и кредиту всех анали­тических счетов, относящихся к нему.

Отражение хозяйственных средств и процессов в детализированном виде на аналитических счетах называется аналитическим учетом. Аналитический учет ор­ганизуется в карточках или книгах.

Регистрация хозяйственных операций в бухгалтерском учете может произво­диться в форме хронологической или систематической записи. Хронологическая запись фиксирует хозяйственные операции в порядке их совершения и оформле­ния, а систематическая — посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета в соответствии с содержанием хозяйственных операций.

Двойная запись. Система двойной записи на счетах основывается на принципе двойственности и состоит в том, что каждая хозяйственная операция должна быть зарегистрирована как минимум дважды: по дебету одного и кредиту другого счета в одной и той же сумме.


Оценка. Представляет собой способ денежного выражения имущества и обязательств организации путем суммирования затрат для их отражения в бухгалтерском учете и отчетности.

Калькуляция - это способ группировки затрат и определения себестоимости приобретенных материальных ценностей, изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг;

Документация - это способ первичного отражения объектов бухгалтерского учета путем их документального оформления. На каждую хозяйственную операцию или группу однородных операций составляют оправдательный документ, который является материальным носителем первичной учетной информации и служит в дальнейшем для регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета[24].

Инвентаризация - это проверки фактического наличия имущества и финансовых обязательств организации и сопоставление полученных данных о них с данными бухгалтерских счетов с целью установления достоверности учетных показателей, а их уточнение в случае выявленных расхождений. Инвентаризация позволяет установить явления, по тем или иным причинам не зафиксированные на счетах бухгалтерского учета[25].

Бухгалтерская отчетность - это система показателей, отражающих нарастающим итогом имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период (месяц, квартал, год)[26].

Бухгалтерская отчетность является завершающим этапом учетного процесса и включает бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, а также дополняется другими отчетными данными с пояснениями в соответствии с требованиями стандартов бухгалтерского учета.

Использование каждого из них оговорено соответствующими положениями, инструкциями, указаниями, разработанными и утвержденными правительственными органами.

1.4 Организация бухгалтерского учета на предприятии. Место бухгалтерского учета в системе управления предприятием

Бухгалтерский учет на предприятии должен вестись непрерывно со дня регистрации предприятия и до его ликвидации.

Руководитель предприятия (владелец предприятия либо уполномоченный им орган) несет ответственность как за организацию бухгалтерского учета, так и за сохранение соответствующей документации в течение установленных законодательством сроков.

В зависимости от объема учетной работы бухгалтерский учет на предприятии может осуществляться:


бухгалтерией как самостоятельным подразделением;

бухгалтером, состоящим в штате предприятия;

специальной централизованной бухгалтерией, обслуживающей несколько предприятий;

бухгалтером, работающим по договору;

руководителем предприятия лично.

На предприятиях используются следующие формы бухгалтерского учета:

1. Журнально-ордерная.

Основными особенностями журнально-ордерной формы учета является:
- применение для учета хозяйственных операций, журналов, ордеров;
- совмещение в ряде журналов-ордеров СМЕТ и аналитического учета;
- объединение в журналах-ордерах, систематической записи с хронологической;
- отражение в журналах ордерах хозяйственных операций в разрезе показателей;
- сокращение количества записей.

2. Мемориально-ордерная.

При мемориально-ордерной форме учета по данным первичных и накопительных документов составляют мемориальные ордера, которые записываются в регистрационный журнал и затем в главную книгу. Аналитический учет ведется в карточках, запись в которые делают на основании первичных сводных документов. По данным и аналитических счетов по окончании месяца составляют оборотные ведомости которые сверяются между собой.
Мемориально-ордерная форма учета отличается строгой последовательностью учетного процесса, простотой, доступностью.

3. Автоматизированное рабочее место бухгалтера.

Автоматизированная форма учета ведется на базе использования ЭВМ.
В настоящее время организации интенсивно оснащаются многофункциональными проблемно-ориентированными мини-ЭВМ - компьютерами. Они позволяют накапливать данные непосредственно в традиционных учетных регистрах (карточках, листах и др.) И на машинных носителях информации (диске, барабане, магнитной ленте и др.). Компьютеры, относительно простыв эксплуатации, что позволяет обращать ими рабочие места бухгалтеров и на их основе создавать автоматизированные рабочие места бухгалтера. Применение машинно-ориентированных форм учета обеспечивает:

а) механизацию-автоматизацию учетного процесса;

б) высокую точность учетных данных;

в) оперативность учетных данных;

г) повышение производительности учетных работников, освобождение их от выполнения простых технических функций и предоставление большей возможности заниматься контролем и анализом хозяйственной деятельности.

4. Журнал-Главная

Журнал-Главная - является разновидностью мемориально-ордерной фирмы. Сущность заключается в том, что для регистрации хозяйственных операций используются специальные накопительные ведомости учета основных средств: начисленных амортизационных отчислений (износа); производственных запасов; готовой продукции; затрат на производство; денежных средств и фондов; расчетов и прочих операций; реализации; расчетов с поставщиками; зарплаты. Основанием для их заполнения являются первичные документы. Эту форму используют малые предприятия с простым процессом производства и работ, и имеющие имущество[27].