Файл: Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета.pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 212
Скачиваний: 3
Текущие балансы составляются в течение всего времени функционирования организации и подразделяются на начальные, промежуточные и заключительные. Начальные и заключительные балансы составляются на начало и конец отчетного года, промежуточные - ежемесячно, а также итоговыми показателями за 1 квартал, за полугодие и за 9 месяцев. Заключительные балансы наиболее полно и достоверно отражают имущественное и финансовое состояние организации, поскольку перед их составлением организации осуществляют ряд мер по уточнению показателей учетных данных (проводят инвентаризацию имущества и обязательств, создают резервы по некоторым видам имущества и т.д.).
Разделительные балансы составляются в момент разделения организации на несколько более мелких, а объединительные - на момент объединения нескольких организаций в одну, более крупную организацию.
Сводные балансы, которые составляются министерствами и ведомствами, содержат агрегированные данные по всем организациям и предприятиям министерства и ведомства.
Консолидированные балансы составляются материнской организацией и содержат обобщенную информацию об имуществе и обязательствах материнской организации и ее дочерних организаций. В сводных и консолидированных балансах обобщение данных по организациям и предприятиям по многим показателям осуществляют с помощью корректировки.
Бухгалтерский счет - это специальный прием, который позволяет осуществлять экономическую группировку хозяйственных средств и текущий учет однородных хозяйственных операций. Бухгалтерский счет открывается на каждый отдельный объект учета; вид хозяйственных средств или их источников или хозяйственный процесс. Совокупность счетов представляет собой систему формирования и сохранения информации, необходимой для применения управленческих решений. Различают активные, пассивные и активно-пассивные счета бухгалтерского учета. На активных счетах отражается учет средств предприятия (основные средства, производственные запасы, готовая продукция, денежные средства в кассе и на расчетных счетах и др.). Активный счет расположен в активе баланса и отличается тем, что суммы операций, соответствующие приходу средств по этому счету, регистрируются в дебете счета, а суммы расходных операций — в кредите. Сальдо активного счета расположено в дебете[21].
На пассивных счетах отражается наличие и изменение источников формирования средств предприятия, их целевого назначения (уставный, резервный и добавочный капитал, прибыль и др.).
Пассивный счет расположен в пассиве баланса. Суммы операций, соответствующие приходу средств по этому счету, регистрируются в кредите счета, а суммы расходных операций — в дебете. Сальдо пассивного счета расположено в кредите.
Счета, которые имеют признаки активных и пассивных счетов, носят название активно-пассивных счетов. На активно-пассивном счете одновременно учитываются два объекта. Сальдо по таким счетам может быть как дебетовое, так и кредитовое или одновременно по дебету и кредиту счета (развернутое).
Необходимость в этих счетах возникает тогда, когда во взаимоотношениях данного предприятия с другими предприятиями, организациями и лицами может меняться их экономический характер: например, дебиторы прошлого периода становятся кредиторами в текущем и наоборот. Активно-пассивными могут быть только счета расчетов (60, 62, 68, 69, 70, 71, 75, 76, 79).
Активные, пассивные и активно-пассивные счета предназначены для учета хозяйственных средств и источников их формирования, принадлежащих предприятию, а также привлеченных им в оборот. Они соответствуют статьям актива и пассива баланса, и поэтому их принято называть балансовыми счетами. В плане счетов бухгалтерского учета балансовые счета имеют двузначный шифр.
Предприятия и организации, кроме средств, принадлежащих им на правах собственности, должны учитывать средства, не принадлежащие им, но находящиеся в их распоряжении: на ответственном хранении, в переработке, принятые на комиссию и т. п. Учет таких операций осуществляется на забалансовых счетах, т. е. средства, учитываемые на них, в итоги баланса не включаются, а отражаются за балансом.
Учет на забалансовых счетах ведется без применения двойной записи: по дебету счета отражают получение ценностей либо возникновение обязательств, а по кредиту — их выбытие (списание). Забалансовые счета имеют трехзначный шифр.
Активные и пассивные счета бухгалтерского учета по способу группировки и обобщения учетных данных делятся на синтетические и аналитические.
Синтетические счета — счета бухгалтерского учета, предназначенные для учета наличия и движения средств предприятия, их источников и совершаемых процессов в обобщенном виде. Синтетические счета ведутся только в денежном выражении. Отражение хозяйственных средств и процессов на синтетических счетах называется синтетическим учетом[22].
Данные синтетических счетов используются при заполнении форм бухгалтерской отчетности, и прежде всего баланса и отчета о прибылях и убытках, т. е. используются для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Содержание синтетических счетов раскрывают данные аналитических счетов. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.
К счетам синтетического учета, имеющим несколько групп аналитических счетов, открывают субсчета. Субсчета необходимы для получения укрупненных показателей для анализа и составления баланса. Субсчет является промежуточным звеном между синтетическим счетом и открытыми к нему аналитическими счетами. На каждом из этих субсчетов будут объединены данные на основе аналитических счетов.
Синтетические счета, не требующие ведения аналитического учета, называются простыми. Счета, которые требуют ведения аналитического учета, называются сложными.
Аналитические счета — счета бухгалтерского учета, предназначенные для детализации, конкретизации информации о наличии, состоянии и движении средств и их источников, содержащейся в синтетических счетах. Они открываются в развитие определенного синтетического счета в разрезе его видов, частей, статей и, где это требуется, с оценкой информации в натуральном, трудовом и денежном выражении. Различают аналитические счета, открытые к активным и пассивным синтетическим счетам[23].
Между синтетическим счетом и относящимися к нему аналитическими счетами существует определенная взаимосвязь:
- сальдо начальное и конечное данного синтетического счета равно сумме остатков на всех аналитических счетах, открытых к данному счету;
- суммы оборотов по дебету и кредиту одного синтетического счета должны быть равны суммам оборотов соответственно по дебету и кредиту всех аналитических счетов, относящихся к нему.
Отражение хозяйственных средств и процессов в детализированном виде на аналитических счетах называется аналитическим учетом. Аналитический учет организуется в карточках или книгах.
Регистрация хозяйственных операций в бухгалтерском учете может производиться в форме хронологической или систематической записи. Хронологическая запись фиксирует хозяйственные операции в порядке их совершения и оформления, а систематическая — посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета в соответствии с содержанием хозяйственных операций.
Двойная запись. Система двойной записи на счетах основывается на принципе двойственности и состоит в том, что каждая хозяйственная операция должна быть зарегистрирована как минимум дважды: по дебету одного и кредиту другого счета в одной и той же сумме.
Оценка. Представляет собой способ денежного выражения имущества и обязательств организации путем суммирования затрат для их отражения в бухгалтерском учете и отчетности.
Калькуляция - это способ группировки затрат и определения себестоимости приобретенных материальных ценностей, изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг;
Документация - это способ первичного отражения объектов бухгалтерского учета путем их документального оформления. На каждую хозяйственную операцию или группу однородных операций составляют оправдательный документ, который является материальным носителем первичной учетной информации и служит в дальнейшем для регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета[24].
Инвентаризация - это проверки фактического наличия имущества и финансовых обязательств организации и сопоставление полученных данных о них с данными бухгалтерских счетов с целью установления достоверности учетных показателей, а их уточнение в случае выявленных расхождений. Инвентаризация позволяет установить явления, по тем или иным причинам не зафиксированные на счетах бухгалтерского учета[25].
Бухгалтерская отчетность - это система показателей, отражающих нарастающим итогом имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период (месяц, квартал, год)[26].
Бухгалтерская отчетность является завершающим этапом учетного процесса и включает бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, а также дополняется другими отчетными данными с пояснениями в соответствии с требованиями стандартов бухгалтерского учета.
Использование каждого из них оговорено соответствующими положениями, инструкциями, указаниями, разработанными и утвержденными правительственными органами.
1.4 Организация бухгалтерского учета на предприятии. Место бухгалтерского учета в системе управления предприятием
Бухгалтерский учет на предприятии должен вестись непрерывно со дня регистрации предприятия и до его ликвидации.
Руководитель предприятия (владелец предприятия либо уполномоченный им орган) несет ответственность как за организацию бухгалтерского учета, так и за сохранение соответствующей документации в течение установленных законодательством сроков.
В зависимости от объема учетной работы бухгалтерский учет на предприятии может осуществляться:
бухгалтерией как самостоятельным подразделением;
бухгалтером, состоящим в штате предприятия;
специальной централизованной бухгалтерией, обслуживающей несколько предприятий;
бухгалтером, работающим по договору;
руководителем предприятия лично.
На предприятиях используются следующие формы бухгалтерского учета:
1. Журнально-ордерная.
Основными особенностями журнально-ордерной формы учета является:
- применение для учета хозяйственных операций, журналов, ордеров;
- совмещение в ряде журналов-ордеров СМЕТ и аналитического учета;
- объединение в журналах-ордерах, систематической записи с хронологической;
- отражение в журналах ордерах хозяйственных операций в разрезе показателей;
- сокращение количества записей.
2. Мемориально-ордерная.
При мемориально-ордерной форме учета по данным первичных и накопительных документов составляют мемориальные ордера, которые записываются в регистрационный журнал и затем в главную книгу. Аналитический учет ведется в карточках, запись в которые делают на основании первичных сводных документов. По данным и аналитических счетов по окончании месяца составляют оборотные ведомости которые сверяются между собой.
Мемориально-ордерная форма учета отличается строгой последовательностью учетного процесса, простотой, доступностью.
3. Автоматизированное рабочее место бухгалтера.
Автоматизированная форма учета ведется на базе использования ЭВМ.
В настоящее время организации интенсивно оснащаются многофункциональными проблемно-ориентированными мини-ЭВМ - компьютерами. Они позволяют накапливать данные непосредственно в традиционных учетных регистрах (карточках, листах и др.) И на машинных носителях информации (диске, барабане, магнитной ленте и др.). Компьютеры, относительно простыв эксплуатации, что позволяет обращать ими рабочие места бухгалтеров и на их основе создавать автоматизированные рабочие места бухгалтера. Применение машинно-ориентированных форм учета обеспечивает:
а) механизацию-автоматизацию учетного процесса;
б) высокую точность учетных данных;
в) оперативность учетных данных;
г) повышение производительности учетных работников, освобождение их от выполнения простых технических функций и предоставление большей возможности заниматься контролем и анализом хозяйственной деятельности.
4. Журнал-Главная
Журнал-Главная - является разновидностью мемориально-ордерной фирмы. Сущность заключается в том, что для регистрации хозяйственных операций используются специальные накопительные ведомости учета основных средств: начисленных амортизационных отчислений (износа); производственных запасов; готовой продукции; затрат на производство; денежных средств и фондов; расчетов и прочих операций; реализации; расчетов с поставщиками; зарплаты. Основанием для их заполнения являются первичные документы. Эту форму используют малые предприятия с простым процессом производства и работ, и имеющие имущество[27].