Файл: Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 213

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- по форме N ОС-6а "Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств" - заполняется при приеме группы однородных объектов основных средств;

- по форме N ОС-6б "Инвентарная книга учета объектов основных средств" - для учета объектов основных средств на малых предприятиях.

Инвентарные карточки составляются в одном экземпляре и хранятся в бухгалтерии в течение срока использования объекта.    Вышеперечисленные формы заполняются бухгалтерией организации на основе первичных документов (актов приема-передачи по унифицированным формам (N ОС-1, N ОС-1а, N ОС-1б), утвержденным Постановлением N 7, технических паспортов и других документов на приобретение инвентарного объекта основных средств).

В карточки вносятся следующие сведения:

- наименование объекта;

- инвентарный номер; 

- первоначальную стоимость; 

- срок полезного использования и так далее.

Кроме того, в инвентарную карточку вносится информация обо всех перемещениях основных средств, а именно о внутреннем перемещении, модернизации, ремонте объекта. При выбытии объекта - причина выбытия, дата списания с учета, сумма начисленной амортизации, номера актов о списании объектов основных средств (формы N ОС-4, N ОС-4а, N ОС-4б, утвержденные Постановлением N 7). На оборотной стороне карточки указывается техническая характеристика объекта.  Если основное средство, например, модернизируется, то на результат выполненных работ оформляется Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств по форме N ОС-3. Он подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. Указанный Акт утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом, после чего должен быть сдан в бухгалтерию.
Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, акт составляется в 2 экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй экземпляр передается организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. Данные ремонта, реконструкции, модернизации вносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма N ОС-6).

 В случае значительного изменения качественных и количественных показателей в характеристике объекта в результате реконструкции, и невозможности отразить в прежней карточке показатели, характеризующие реконструированный (дооборудованный, достроенный, модернизированный) объект в целом, прежнюю карточку заменяют новой. При этом старую инвентарную карточку сохраняют как справочный документ.


Если в организации большое количество основных средств, то инвентарные карточки, как правило, группируются в картотеки, а внутри разделов - по месту эксплуатации объектов. Организации, имеющие небольшое количество основных средств, в том числе малые предприятия, учет основных средств по объектам могут осуществлять в инвентарных книгах, где также указываются сведения об объектах основных средств по их видам и местам нахождения.

Аналитический учет товаров ведется бухгалтерией организации различными методами:

- в натурально-стоимостном выражении, то есть по наименованиям товаров с их отличительными признаками (марка, артикул, сорт и тому подобное),

- по количеству и фактической себестоимости.

На это указывает пункт 239 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально - производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 28.12.2001 г. N 119н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов" (далее - Методические указания N 119н).

При ведении натурально-стоимостного учета, согласно пункту 240Методических указаний N 119н, могут применяться два основных метода складского учета при хранении материальных ценностей на складах организации:

1 сортовой;

2 партионный.

От выбранного метода учета материальных ценностей зависит порядок оформления складских документов.

При сортовом методе (данный метод изложен в пунктах 136 - 140 Методических указаний N 119н) аналитический учет товаров (количественный и суммовой учет) ведется на основе использования оборотных ведомостей или сальдовым методом. На каждое наименование и сорт товара обычно открывают карточки количественно-стоимостного учета, в которых указываются все отличительные признаки товара (тип, марка, сорт, единица измерения, цена и тому подобное), показывают остатки, приход и расход товаров.

Карточка количественно-стоимостного учета (форма N ТОРГ-28) утверждена Постановлением Госкомстатом Российской Федерации от 25.12.1998 г. N 132 "Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций".

Форма таких карточек в основном идентична карточкам складского учета с той лишь разницей, что остатки и движение товаров отражаются не только в натуральных показателях, но и в денежном выражении. Записи в карточках ведут на основании приходных и расходных документов, сдаваемых в бухгалтерию материально ответственными лицами.


При количественно - стоимостном учете однородные товары различного назначения, но имеющие одинаковую розничную цену, могут учитываться объединенно на одной карточке.

Карточки хранят в картотеке отдельно по каждому материально ответственному лицу и месту хранения товаров.

Для проверки правильности учетных записей по окончании месяца в карточках подсчитывают итоги прихода и расхода, определяют остатки товаров на начало следующего месяца.

На начало каждого месяца (на 1 января, 1 февраля и так далее) составляют оборотную ведомость по аналитическим счетам к счету 41"Товары", где по каждому наименованию и сорту товаров в натуральном и денежном выражении указывают:

• остаток на начало месяца;

• приход и расход за месяц;

• остаток на конец месяца.

Суммовые итоги этой ведомости должны быть равны оборотам и сальдо синтетического счета 41 "Товары".

Натуральные показатели оборотной ведомости также сверяют с данными складского учета, который ведут материально ответственные лица. Следует отметить, что такую оборотную ведомость составляют и на дату проведения инвентаризации товаров.

При сальдовом методе учета материалов в бухгалтерии организации не ведется количественный и суммовой учет движения (прихода и расхода) товаров в разрезе их номенклатуры и не составляются оборотные ведомости по номенклатуре товаров. Учет движения товаров ведется в разрезе групп только в денежном выражении, определяемом исходя, как правило, из учетных цен.

В организации могут применяться оба метода аналитического учета материалов, когда по одним складам и подразделениям применяется оборотный метод, а по другим - сальдовый. Оборотный и сальдовый методы учета применяются, как правило, при ведении учета вручную.

При автоматизированном учете материалов, все необходимые для учета и контроля регистры бухгалтерского учета составляются при помощи средств вычислительной техники. В ведомостях отражаются обороты и остатки по каждому номенклатурному номеру материалов по количеству и сумме. Ведомости составляются в двух экземплярах - для бухгалтерии и склада (подразделения).

Независимо от принятого метода аналитического учета товаров (оборотный или сальдовый) в бухгалтерии должен вестись синтетический учет движения товаров в стоимостном выражении по соответствующим синтетическим счетам, а внутри них - по складам (кладовым, материально ответственным лицам) и группам товаров.


При партионном методе аналитический учет товаров ведется на партионных картах по форме N МХ-10, утвержденной Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 09.08.1999 г. N 66 "Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету продукции, товарно - материальных ценностей в местах хранения" (далее - Постановление N 66). Данная карточка составляется на каждую партию товаров для контроля за поступлением и отгрузкой по количеству, массе, сортам, стоимости товаров, поступивших различными видами транспортных средств (автотранспортом, железнодорожным, водным, воздушным транспортом и так далее).

Следует отметить, что допускается считать одной партией:

• товары, поступившие одним видом транспорта (в одной автоколонне, железнодорожном вагоне, судне, барже), независимо от количества транспортных документов (железнодорожных, водных накладных, коносаментов и так далее);

• товары одного наименования, поступившие одновременно по нескольким транспортным документам одного поставщика без расхождений по количеству и качеству.

Партионная карта выписывается материально ответственным лицом в двух экземплярах на каждую партию товаров. Один экземпляр партионной карты остается на складе и служит регистром складского учета товаров, второй - передается в бухгалтерию.

В партионной карте указываются все необходимые реквизиты отправителя, получателя, станции отправителя, номер и дата акта о приеме товара, а также наименование, артикул, сорт, цена, количество, масса товара. Записи в расходной части партионной карты осуществляются на основании расходных документов, при этом указывается дата отпуска товара, его количество в натуральных показателях, а также итоги расхода за месяц и остатки.

По мере полного выбытия товара данной партии со склада материально ответственное лицо закрывает партионную карту и передает ее на проверку в бухгалтерию. Если при проверке выявлено расхождение между данными товара, принятыми к учету, и его расходом, то излишек товара принимается к учету, а недостача списывается в следующем порядке:

• в пределах норм естественной убыли недостача товаров относится в состав расходов организации;

• сверх норм - возмещается материально ответственным лицом.

Такая технология учета товара, по сути, предполагает проведение локальных инвентаризаций по каждой партии товара.

В конце месяца остатки товаров из регистров складского учета заносятся материально ответственными лицами в Ведомость учета остатков товарно-материальных ценностей в местах хранения по форме N МХ-19, утвержденной Постановлением N 66.


Ведомость учета остатков заводится на год по каждому материально ответственному лицу. Общая стоимость товаров исчисляется путем сравнения данных ведомости учета и данных синтетического учета, отраженных на счете 41 субсчет 1 "Товары на складах". Указанная ведомость должна быть подписана работником бухгалтерии и материально ответственным лицом.

С 01.01.2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), целью которого является обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями.

Законом N 402-ФЗ не предусмотрено применение унифицированных форм первичной учетной документации. Согласно пункту 4 статьи 9 Закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. При этом необходимо, чтобы первичный учетный документ содержал перечень обязательных реквизитов, установленных пунктом 2 статьи 9 Закона N 402-ФЗ.

Законом N 402-ФЗ предусмотрено, что формы первичных учетных документов, разработанные организацией самостоятельно, не обязаны соответствовать утвержденным унифицированным формам.

2.2 Учет производственных запасов, затрат на производство и готовой продукции на предприятии ООО УПТК

В разделе «Производственные запасы» в ООО УПТК учитывается информация о наличии, движении предметов труда, предназначенных для обработки или использования в производстве либо для хозяйственных нужд, средств труда, которые в соответствии с установленным порядком включаются в состав средств в обороте, а также операций, связанных с их заготовлением или приобретением.

На счете 10 «Материалы» учитывается наличие и движение сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей и тары, а также материалов, находящихся в пути или в переработке.

Материалы учитываются по фактической стоимости их приобретения (изготовления).

Счет «Материалы» имеет несколько субсчетов:

- 10.1 –сырье и материалы;

- 10.2 - покупные комплектующие изделия, конструкции и детали;

- 10.3 – топливо;

- 10.4 – тара и тарные материалы;

- 10.5 – запасные части;

- 10.6 – прочие материалы;

- 10.7 – материалы, переданные на сторону в переработку. Давальческие материалы;

- 10.8 – строительные материалы;

- 10.9 – инвентарь и хозяйственные принадлежности.