Файл: Формирование эстетических чувств у дошкольников в процессе ознакомления с народными промыслами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 287

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основная цель педагогического коллектива ДОУ: Создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.

Для достижения поставленной цели можно сформулировать следующие задачи, которые можно проследить на рисунке 2.

Для реализации поставленных задач в ДОУ должны быть помещения для работы по художественно-эстетическому направлению: музыкальный зал, изостудия. Необходимо эффективно использовать раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них можно размещать выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала. Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству [17].

Художественно-эстетическое развитие дошкольников должно осуществляться непосредственно по образовательным областям: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов, представленных на рисунке 3.

Работа по совершенствованию педагогического мастерства должна осуществляться в нескольких направлениях, представленных на рисунке 4.

В дошкольной организации должно присутствовать учебно-методическое обеспечение:

- программы художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации;

- перспективные планы кружковой работы, планы организации культурно-досуговой деятельности детей по всем группам;

- картотека занятий, сценарии досугов и праздников;

- картотеки дидактических музыкальных игр;

- фонотека по данному направлению [17].

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольной организации является организация предметно-развивающей среды. В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для художественно-речевой и музыкальной деятельности: театральные, игровые уголки, художественные уголки. Центры содержать разнообразный материал, пособия, игры.

Для успешного освоения программы по художественно-эстетическому развитию работа в ДОУ должна строиться по следующим направлениям:

- работа с педагогическими кадрами;


- работа с детьми;

- взаимодействие с семьёй [17].

Работа по художественно-эстетическому воспитанию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей.

Организация учебно-воспитательного процесса реализуется через:

- занятия по изобразительной деятельности,

- занятия по музыкальному воспитанию,

- театрализованную деятельность,

- кружковую работу,

- индивидуальную работу,

- выставки детских работ, персональные выставки,

- посещение театров,

- праздники, концерты, спектакли [17].

Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников.

Организация разнообразных форм работы с детьми отражается на результатах: дети проявляют интерес и творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности; участвуют в выставках и конкурсах; продолжают обучение в кружках.

Эффективность деятельности по приоритетному направлению во многом определяется взаимодействием всех педагогических работников ДОУ. Для каждого сотрудника ДОУ определяются направления работы в области художественно - эстетического образования. Во взаимодействии специалистов должна наблюдаться преемственность в осуществлении задач, в тематике, содержании педагогического процесса, что обеспечивает ребенку условия для максимальной творческой деятельности.

Каждый специалист, действуя в своем направлении, должен работать на общую цель, выполняя государственные стандарты дошкольного образования, помогать воспитателю решать задачи всестороннего развития.

Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка дошкольника необходимо согласование усилий дошкольной организации и семьи, в которой он воспитывается [17].

Сотрудничество с семьей должно строиться по следующим направлениям:

- вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольной организацией.

При работе в данном направлении можно использовать различные приемы и формы: дни открытых дверей; организации выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлечение их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать родителей своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

- повышение психолого-педагогической культуры родителей можно осуществлять через родительские собрания и конференции, консультации.


- обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетическом развитии воспитанников;

Работа носит целенаправленный, систематический, планомерный характер.

- доброжелательность, открытость.

- целенаправленность, систематичность, плановость.

Использование разнообразных форм работы способствует вовлечению родителей в организацию педагогической деятельности [16].

Также можно отметить, что эффективность работы по художественно-эстетическому воспитанию зависит от координации работы с другими организациями.

Все участники педагогического процесса находятся не в вакууме, а живут в определенном социуме, который действует на детей, педагогов, родителей. Достижение приоритетных задач работы ДОУ по художественно-эстетическому развитию должно реализоваться коллективом педагогов детского сада на основе сотрудничества с другими организациями образования и культуры.

Таким образом, грамотно построенная система работы в ДОУ по эстетическому воспитанию дошкольников обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, поможет развить его духовный, творческий потенциал и тем самым создаст условия для его самореализации [16].

1.3 Формы и методы эстетического воспитания в

старшем дошкольном возрасте

Одна из особенностей эстетического воспитания в старшем дошкольном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов дошкольника.

Основой процесса эстетического воспитания является совместная деятельность педагога и ребенка, направлена на развитие у него способностей к восприятию прекрасного, художественных ценностей и продуктивной деятельности. К общим вопросам эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста относятся: организованная среда, в которой растет и воспитывается ребенок, использование в оформлении помещения дошкольного учреждения произведений искусства (репродукций картин, эстампов, скульптур и др.), привлечение детей к художественной деятельности, учет интересов, наклонностей детей.

Средствами эстетического воспитания детей являются отобранные педагогом и специально организованные для воспитания детей предметы и явления окружающей действительности. К ним относятся:

1. Эстетика быта.

2. Произведения искусства.

3. Природа.

4. Специальное обучение.

5. Самостоятельная художественная деятельность детей.

6. Праздники [16, с.45].


Интересные замыслы воспитателя по организации эстетического воспитания старших дошкольников могут достичь своих целей правильным подбором и комбинированием его методов, которые классифицируют по различным критериям:

- по главной педагогической цели.

К таким методам относятся: убеждение; упражнения в практических действиях, направленных на преобразование окружающей среды; проблемные ситуации, побуждающие к творческим и практическим действиям; побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительному отклику на прекрасное, негативное отношения к безобразному;

- по общей и специальной направленности.

К этой группе относят общепедагогические и специальные методы, отбор которых зависит от вида искусства, которому педагог стремится приобщить детей;

- методы обучения художественной деятельности.

Среди них выделяют наглядные (образец, показ приемов выполнения действий), словесные (беседы, инструкции, указания, советы, оценка и самооценка результатов деятельности детей);

- методы развития художественно-творческих способностей детей.

Основываются они на выработке у детей умения действовать при решении проблемно-поисковых задач, в нестандартных ситуациях [16, с.45].

Исследователи предлагают использовать в эстетическом воспитании старших дошкольников игровые приемы обучения, игровые ситуации, обыгрывание детских работ на занятиях,  что создает положительную эмоциональную атмосферу, способствует эффективному овладению изобразительными навыками и умениями, повышает качество работы и способствует развитию интереса к изобразительной деятельности. Особенно важно обеспечить сочетание различных видов деятельности в развитии художественных умений старших дошкольников.

Поскольку в дошкольном возрасте ребенок настроен прежде всего на игру, необходимо, широко использовать в целях развития его творчества разнообразные игровые приемы:

- игровые ситуации, которые помогают развить познавательно-творческую активность;

- песни, загадки, стихи, сказки, музыкальные произведения;

- демонстрацию эпизодов кукольных спектаклей, которые сосредоточивают внимание, вызывают положительные эмоции, интерес к изображаемому, углубляют эстетическое удовольствие, но не влияют на результаты работы;

- рассказы-рисование с элементами сказки; поисковые ситуации; воображаемые ситуации.

Дети, у которых выявлены определенные навыки, интересы к художественно-изобразительной деятельности, образуют контингент дошкольных учреждений художественно-эстетического направления, в которых под руководством педагогов с художественным образованием функционируют кружки, студии, творческие мастерские. Привлекают к участию в них детей, согласно их задатков и интересов. Художественная деятельность создает серьезные возможности для проявления индивидуальности ребенка.


Эстетическое развитие связано с формированием всех граней личности. В старшем дошкольном возрасте формируются основы потребностей и вкусов, рождается любовь к искусству, заявляют о себе творческие способности, которыми в разной степени наделен каждый ребенок. Для их реализации необходимо правильно организованное воспитание и обучение, которое учитывает особенности возраста, индивидуальность ребенка.

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения и высокая социальная значимость интегрированного подхода в образовании заставляет по-иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду, на актуальность и необходимость составления развивающей непосредственной образовательной деятельности по эстетическому воспитанию. В современных условиях приоритетным направлением работы детского сада является художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Формирование творческой личности, создание эмоционально благоприятной обстановки для каждого ребенка, обеспечивающей его духовное развитие, предполагают усиление внимания к эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей ребенка, развитию его личностных качеств.

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста может быть организованно в разных формах, и эти формы имеют свою квалификацию. Особое значение в осуществлении интеллектуального и нравственно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста имеет интегрирование искусства и разных видов художественной деятельности. Искусство (изобразительное, музыкальное, театральное, литература, архитектура и т.д.) – важнейшая составляющая интегрированных занятий, имеющая немалое значение для эстетического, духовного формирования личности ребенка-дошкольника средствами интеграции.

Механизмом интеграции является именно образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый детьми в разных видах художественной деятельности: образные представления, определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафора – в литературе; движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы - в театрализованной деятельности; мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация - в музыке.

В дошкольной образовательной организации дети получают знания об искусстве, знакомятся с его различными видами: литературой, музыкой, графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным творчеством, искусством театра. Многообразие видов и жанров искусства, художественно-эстетической деятельности дает возможность дошкольникам эстетически осваивать мир во всем его многообразии.