Файл: Формирование эстетических чувств у дошкольников в процессе ознакомления с народными промыслами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 284

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В музейной комнате используется видео и аудио техника. Во время посещения мини-музея предусматривается щадящий музыкальный фон. Можно было использовать аудиозаписи для пассивного слушания произведений народного творчество, включать спокойную музыку или прослушивать литературные произведения. Организовывать просмотр видеофильмов.

Для организации непосредственной образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей средствами ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством был изготовлен демонстрационный и практический материал. Подобраны дидактические и развивающие игры, папки с силуэтным моделированием, таблицы с элементами народных росписей. Подготовлен художественный материал для творчества (глина, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги и т.д.), различный иллюстрированный материал. Были приобретены подлинные изделия народного декоративно-прикладного искусства, модели-плакаты для формирования умения планировать работу по реализации творческого замысла.

Вся работа строилась так, чтобы развитие творческих способностей ребенка было действительно гармоничным. Формы организации непосредственной образовательной деятельности выбирались разные: путешествия (изготовили карту путешествия по городам России) по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами, экскурсии в мини-музей, художественный музей, превращение в мастеров-художников, гончаров и т.д. Педагоги учитывали то, что творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие. В геометрическом орнаменте учили детей выделять знакомые элементы и их украшения, чередование элементов, ритмичности. Показывали геометрические элементы, которые входят в изображение растительных элементов – ягод, цветов, листьев (городецкая, хохломская росписи). Старались показать и помочь понять детям, что сложный узор состоит из простейших, знакомых частей – точки, кружка, кольца, прямых и волнистых линий. Объясняли, как нарисовать несложный узор, а затем предлагали детям самим его выполнить. Тем, у кого не получалось, предлагали посмотреть таблицы с элементами и компоновку их в узоре.


Знакомя с народным декоративно-прикладным искусством, был организован целенаправленный отбор и применение в работе всех видов народного фольклора: песни, пословицы, поговорки, потешки, колядки, хороводы, игры, считалки, частушки, дразнилки. Слушая, исполняя, заучивая произведения народного творчества дети эмоционально, чувственно воспринимали содержание произведений, сравнивали с тем, что они видели, что рисовали, лепили.

Конспект занятий «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народно прикладному искусству»

Цель: учить детей самостоятельно составлять узор, подбирать яркие краски, придавать изделию выразительность и яркость, развивать речь детей при описание изделий, эстетический вкус, закреплять знания детей о предметах народно-прикладного искусства, воспитывать интерес и любовь к народно-прикладному искусству.

Оборудование: выставка предметов народно-прикладного искусства, силуэты изделий, карточки с незаконченными элементами, оборудование для рисования, музыкальная запись.

Ход занятия:

Воспитатель: Настал день. Вдохните в себя чистоту первого снега, порадуйтесь восходу солнца, красоте природы, которая нас окружает. Улыбнитесь друг другу, поздоровайтесь друг с другом, передайте теплоту своей души, пожав друг другу руки. А я передам вам теплоту своей души этим стихотворением:

Слышишь песенку ручья?

Это Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это Родина твоя.

Звон дождя и шум ветвей

И в саду смородина.

Это тоже Родина.

Воспитатель: О чем это стихотворение? (ответы детей)

Что такое Родина? (ответы детей)

Как называется наша страна? (ответы детей)

Наша страна большая. В ней много городов, сёл и рек. В каждом местечке живут свои мастера, которые изготавливают необыкновенной красоты вещи, самые лучшие в мире. Если к нам приезжают люди из других стран, то обязательно покупают сувениры, чтобы оставить память о России.

Помните, ребята, мы с вами ходили на экскурсию в музей русской избы, давайте вспомним, что интересного, красивого вы видели? (картины, на которых нарисованы девушки в красивых, русских нарядах, интересную посуду, подсвечники, яркие рушники, расписную печь и т.д.)

Сегодня я, предлагаю вам сделать альбом изделий народно-прикладного искусства России и поместить его в этот музей. Ведь может быть когда-нибудь и к нам в детский сад заедет гость из другой страны и, увидя наш альбом, удивится, чем богата русская земля.

Вы согласны?

А чтобы хорошо вспомнить изделия декоративно-прикладного искусства, я для вас приготовила выставку (на выставке представлено посуда, предметы быта, игрушки). Давайте рассмотрим, что же здесь представлено? (ответы детей).


А теперь выберете наиболее понравившиеся изделия и опишите его (работа с выставкой).

Воспитатель: Поскольку вы показали хорошие знания, подобрали красивые слова для описания изделий, то пора переходить к изготовлению альбома. Но вначале я бы хотела предложить выполнить одно интересное задание.

Дидактическая игра «Дорисуй изделие»

Дети должны украсить изделия так, чтобы работы стали ярче и выразительнее, используя элементы различных росписей, приложить свои знания и фантазию.

Сейчас распишем предметы красиво,

Чтоб все восхитились, чтоб было на диво,

Возьмем заготовки, присядем за стол.

Процесс разрисовки почти уж пошел.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам выбрать работу, которую вы будите расписывать и занять рабочие места.

Физкультминутка

Собирали мы в ладошку

Капли с неба, как горошки

Все до капли сосчитали,

Брызги в небо раскидали!

Раз, два, три, четыре, пять

Вы ловите их опять

Брызги разноцветные,

Словно краски летние.

Самостоятельная работа детей.

Музыкальное сопровождение.

Итог. Выставка готовых работ.

Воспитатель: Ребята, давайте внимательно посмотрим, что у нас получилось?

Какую работу мы поместим в альбом первой?

Какая работа самая красивая? Выразительная?

Какую бы вы купили на ярмарке?

А еще русский народ славится не только игрушками и посудой, но и веселыми играми. И в одну из них мы сейчас с вами проиграем.

Подвижная игра «Гори, гори ясно»

Далее приведу программу интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

"Золотая Хохлома".

Программное содержание:

Познакомить детей с хохломской росписью, ее историей, дать понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой росписью.

Учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи: ягоды, цветы, завиток, травка, листики и т. д.

Воспитывать интерес к русскому декоративно – прикладному искусству.

Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.

Демонстрационный и раздаточный материал: Хохломские изделия; аудиозапись русской народной музыки; диск с презентацией «Золотая Хохлома»; карточки – лабиринты «Найди цветок» по количеству детей; цветные карандаши; заготовки – шаблоны хохломской ложки (на каждого ребенка); кисти; тычки; гуашь; баночки с водой; влажные салфетки.


Предварительная работа:

Познавательный рассказ воспитателя о хохломских изделиях.

Чтение.

Рассматривание альбомов декоративно – прикладного искусства: «Гжель», «Хохлома».

Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства.

Заучивание потешек, стихов о русских народных промыслах.

Загадывание загадок.

Изготовление с детьми заготовок – шаблонов для хохломской росписи. Тонирование и роспись шаблонов.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, возле двери нашей группы стояла посылка.

Как вы думаете, кто бы мог нам ее прислать? (Ответы детей). Я тоже думаю, что это хохломские мастера. А что вы знаете о хохломской росписи? Что ей расписывали? ( Ответы детей). Какие элементы росписи вы знаете? (Ответы детей). Молодцы! А вы хотите посмотреть, что в посылке? (Открывает и достает диск).

Ребята, это не простая посылка, в ней видеоролик, который я вам предлагаю посмотреть.

Мультимедийная презентация «Золотая Хохлома».

(Во время показа презентации, воспитатель читает стихотворение П. Синявского «Хохлома».)

Хохломская роспись – алых ягод россыпь. Отголоски лета в золоте травы. Рощи-перелески, шелковые всплески солнечно-медовой золотой листвы.
За окошком метели и морозы трещат, а в избе за палитрой мастерицы сидят. Ни цветка, ни травинки в сером зимнем лесу, лишь сухие былинки ветер гнет на весу. Пламя лижет дровишки и от печки тепла, словно летом, полянка в их глазах расцвела. Кисть купается в краске, здесь прижалась разок, и блеснул на посуде золотой завиток. Звонко тренькнет синичка за промерзлым стеклом, кисть рисует реснички рядом с тем завитком. А сухие былинки под веселым мазком
превратились в травинки, усик вьется ползком. Блещут краски так ярко Золотой хохломы, что в лучах ее теплых согреваемся мы.

Воспитатель: Ребята, понравился вам видеоролик? А я вам предлагаю послушать рассказ о Хохломе и ее мастерах-умельцах.

Познавательный рассказ воспитателя.

Родина искусства Хохломы – Лесное Заволжье. По берегам рек Керженец и Узола издавна жили умелые мастера. Они изготавливали деревянную расписную посуду.

Происхождение названия промысла связано с местом продажи изделий. Хохлома – это крупнейшее торговое село, откуда поставляли золотистую расписную деревянную посуду на Макарьевскую и Нижегородскую ярмарки. Со временем и сами изделия стали называть Хохломой.

Изначально хохломская посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора. Позже, она стала любимой, популярной и среди простого народа.


Хохломские изделия изготавливают из липы. Перед использованием древесину предварительно выдерживают на открытом воздухе не менее года. Сначала из липы вытачивают на токарном станке формы изделий. Их просушивают, а потом покрывают жидким слоем местной жирной глины. Изделия становятся похожими на глиняные. Это делают для того, чтобы дерево не впитывало масло. Затем изделия смазывают льняным маслом и просушивают, потом три – четыре раза покрывают олифой. В последний раз сушат не до конца, а так, чтобы пристал порошок алюминия, который заменяет дорогие серебро и олово, которыми пользовались раньше. От алюминия изделия становятся блестящими, похожими на металлические. Теперь заготовки можно расписывать.

Расписывают изделия масляными красками. А кисточки для работы мастера делают из хвоста белки. Такими кисточками можно выполнять и очень тонкие и широкие мазки. Хохломские узоры наносят кистью без предварительной прорисовки орнамента карандашом. Каждый раз мастера создают дивные узоры, никогда не повторяя в точности предыдущий орнамент. Известный хохломской мастер Степан Павлович Веселов говорил своим ученикам: «Учитесь у стариков, да и у природы, а пишите свои узоры, что близки сердцу. Это и будет настоящее творчество».

В хохломской росписи с золотым фоном сочетаются красный и черные цвета. Иногда их дополняют зеленый, коричневый, желтый и оранжевый. Но фон является главным.

После росписи изделия покрывают лаком, а потом закаливают в печах. Под влиянием высокой температуры лак желтеет, а слой алюминия под лаком отливает золотым блеском. И вот деревянное изделие на наших глазах стало драгоценным, золотым.

Хохломская посуда не только красива, но и прочна. По словам хохломских мастеров, она не боится «ни жару, ни стужи».

Сегодняшняя хохлома, можно сказать, получила второе рождение. Художники не только сохранили лучшие традиции росписи, но и развили их, обогащая новыми приемами.

Воспитатель: Понравился вам мой рассказ? Ребята, но хохломские мастера прислали нам не только диск, но и приглашение к ним в гости. Хотите в гости к хохломским мастерам? Что бы попасть к ним в гости, мы должны выполнить несколько заданий.

Далее приведу конспект занятия по рисованию (для детей 5-7 лет) «Глиняные расписные»

Программное содержание:

- продолжать учить детей расписывать узором по дымковским мотивам объемные игрушки, используя разные элементы дымковской росписи;

- продолжать совершенствовать технику выполнения дымковского узора;